Методические рекомендации для преподавания модуля "Профориентация и профессиональное самоопределение учащихся 5–8-х классов" для учителей технологии

Разделы: Технология


Пояснительная записка.

В современных условиях глубоких перемен и непредсказуемых изменений во внешней среде предприятию для того, чтобы завоевать и удерживать конкурентоспособность на мировом и внутреннем рынках, необходимо иметь особенные технологии и выпускать исключительную по потребительной ценности продукцию, а, следовательно, постоянно и целенаправленно проводить наступательную инновационную стратегию развития. Современный корпоративный менеджмент на первое место ставит проблему адаптации к изменениям внешней среды путем обретения нового взгляда на будущее организации, принятия нового стратегического курса развития на основе выработки и реализации политики перемен.

В концепции модернизации Российского образования, окружной Программе профессионального самоопределения учащихся говорится, что одной из важнейших задач воспитания является «формирование у школьников способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда».

Составной частью социализации учащихся является профориентация и профессиональное самоопределение.

Так как трудовая деятельность представляет собой важнейшую сферу самореализации и самовыражения личности, обеспечивает раскрытие потенциальных возможностей и способностей индивида, профориентационная работа была включена в образовательной области «Технология».

Профориентация в предлагаемой программе рассматривается как система воспитательных, социально-психологических и обучающих мероприятий, способствующих свободному профессиональному самоопределению выпускников школы в условиях современного динамичного рынка труда. Профессиональное самоопределение рассматривается здесь как важная часть социализации труда.

Если преподавание технологии в 2010/2011 учебном году осуществляется не в соответствии с действующим московским базисным учебным планом (где на технологию отведено 2 часа в 5-8 классах), то темы профориентационной направленности необходимо включать в преподавание других предметов, включая уроки информационных технологий.

Данный модуль позволяет:

  • содействовать становлению профессионального самоопределения учащихся и обогащению их знаний, умений и навыков в выборе жизненного и профессионального пути педагогической деятельности;
  • способствовать повышению уровня психологической компенсации учащихся, посредством вооружения их соответствующими знаниями и умениями, расширения границ самовосприятия, пробуждения потребности и самосовершенствования;
  • формировать у школьников положительное отношение к себе, чувства изначальной ценности как индивидуальности, уверенности в своих способностях применительно к реализации себя в будущей профессии;
  • ознакомить учащихся со спецификой профессиональной деятельности и новыми формами организации труда в условиях безработицы и конкуренции;
  • активно привлечь к деятельности в рамках программы всех участников педагогического процесса, в том числе и родителей учащихся.

При обучении школьников в 5-7-х классах педагогическая деятельность направлена на:

  • формирование добросовестного отношения к труду, понимание роли труда в жизни человека и общества, развитие интереса к трудовой деятельности;
  • актуализацию и развитие интересов, склонностей и способностей школьников;
  • создание поля самоактуализации детей и младших подростков в различных сферах деятельности;
  • формирование потребности школьников в профессиональном самоопределении.

Направления профориентационной работы с учащимися 5-7 классов.

1. Учебная, информационная и организационная работа.

Выполнение соответствующих требований программы предмета федеральной части базисного учебного плана.

Использование для профориентации:

  • профинформацию, профпросвещение, игровую деятельность, экскурсии и профессиональные пробы в рамках предмета;
  • проведение тематических классных часов, бесед, игр, викторин и т.д.;
  • вовлечение школьников в деятельность кружков, клубов, студий, факультативов, детских организаций в школе и в учреждении дополнительного образования;
  • вовлечение школьников в разнообразную коллективную творческую деятельность;
  • проведение встреч с родителями, как с профессионалами в тех или иных сферах труда;
  • изучение технологических основ производственной деятельности на уроках технологии;
  • организация различных видов познавательной, трудовой деятельности.

2. Психолого-педагогическая диагностика, консультирование.

При обучении школьников в 8-х классах педагогическая деятельность направлена на:

  • информирование о профессиях, перспективах профессионального роста и мастерства;
  • ознакомление с правилами выбора профессии;
  • помощь подросткам в формулировке конкретных личностных задач самоопределения и в сфере профессиональной жизнедеятельности в соответствии с личностными потребностями;
  • психолого-педагогическое сопровождение выбора выпускников основной общей школы (9-го класса) для получения ими полного среднего образования;
  • определение предрасположенности учеников к направлениям деятельности в условиях предпрофильной подготовки;
  • формирование у школьников навыков эффективного взаимодействия и способности к рефлексии.

Направления профориентационной работы с учащимися 8-х классов.

1. Учебная, информационная и организационная работа:

  • выполнение соответствующих требований программы предмета федеральной части базисного учебного плана;
  • использование для профориентации: профинформацию, профпросвещение, игровую деятельность, экскурсии, профессиональные пробы и профдиагностику в рамках предмета;
  • изучение технологических основ производственной деятельности на уроках технологии;
  • предпрофильная подготовка, активное использование элективных курсов;
  • проведение классных часов, бесед, встреч с различными специалистами;
  • вовлечение школьников в деятельность кружков, клубов, студий, факультативов;
  • привлечение к участию в органах самоуправления в школе и в учреждениях дополнительного образования;
  • вовлечение школьников в разнообразную коллективную творческую деятельность. Трудовая деятельность в каникулярное время ( возможно совместно с Центром занятости населения);
  • ознакомление с картой муниципальной и областной образовательной сети, возможностями при выборе продолжения образования в профессиональных ОУ.

2. Психолого-педагогическая диагностика, консультирование.

5 класс – не менее 12ч.:

  • Труд человека – 2 часа.
  • Мир труда – 4 часа.
  • Информация вокруг нас – 1 час.
  • Потребности – 3 часа.
  • Человек и здоровье (сохранение жизни и здоровья) – 2 часа.

Знакомит учеников с занятиями, бытом, культурой труда людей в прошлом и настоящем. При освещении темы современной жизни учитель имеет возможность познакомить их с экономикой города, района, рассказать о местных предприятиях, людях различных профессий. Дать некоторые навыки ручного труда и технологических приемов.

6 класс – не менее 12ч.:

  • Человек и движение – 2 часа.
  • Мир труда – 2 часа.
  • Информация вокруг нас – 1час.
  • Потребности – 3 часа.
  • Я и семья – 4 часов.

Учитель акцентирует внимание на направлении «Человек – природа - экология» применительно к профессиям и занятиям людей, сформировать у школьников потребность в защите окружающей среды, навыки изучения природы, работы на земле. Дать некоторые навыки ручного труда и технологических приемов. Посмотреть на семью глазами экономиста.

7 класс – не менее 16ч.:

  • Классификация профессий – 3 часа.
  • Мир профессий – 3 часа.
  • Свобода и ответственность – 10 часов.

Учитель показывает разнообразие профессий, классифицирует их, объясняет обоснованность выбора профессии.

8 класс – не менее 16ч.:

  • Социальные проблемы труда (производственные отношения) – 6 часов.
  • Рынок труда – 3 часа.
  • Мир профессий – 7 часов.

Учитель показывает эволюционное развитие хозяйственно-экономической жизни, изменения в характере труда его жителей, отражает появление новых профессий на протяжении длительного периода времени. При изучении заключительных разделов курса учитель знакомит учащихся с современным социально-экономическим потенциалом страны и города, его перспективами, рынком труда. Полученные знания помогают им ориентироваться при выборе дальнейшего жизненного пути, характера трудовой деятельности на территории России.

№ п/п Раздел программы по технологии Примерные вопросы профориентационной направленности
Девочки Мальчики

5 КЛАСС

1. Вводное занятие. Понятие «труд», «деятельность», «технология». Виды деятельности («Я-человек», «Я-техника», «Я-природа», «Я-знаковая система», «Я-художественный образ»).
2. Кулинария. Безопасность труда. Трудовая дисциплина. Профессии пищевого производства.
Сервировка стола. Бармен, официант.
Горячие напитки. Бутерброды. Титестер-дегустатор чая.
Блюда из яиц. Профессии на птицеферме.
Блюда из сырых и варенных овощей. Профессии сельского хозяйства (овощевод, агроном и др.).
Заготовка продуктов.  
Интерьер кухни, столовой. Эскиз по теме «Моя кухня».
3. Технология изготовления изделия (фартук). Технология обработки древесины. Классификация инструмента, материала и правила безопасной работы.
Труд людей в производстве, в непроизводственной сфере. Научная организация труда Конкурс рисунков «Все работы хороши».
Знакомство с профессиями лесной, легкой (производство тканей) промышленностей.
Предмет труда. Средства труда. Условия труда.
Технология обработки металла. Понятие «ресурсы». Товары и услуги. Профессиональная проба. Контроль качества продукции. Готовность использовать принципы эргономики, эстетики, дизайна и художественной обработки материалов для обеспечения конкурентно - способности продукции. Проектная культура.
4. Материаловедение. Информация вокруг нас. Эффективность осуществления поиска нужной информации, перерабатывать и создавать новую. Знакомство с профессиями полиграфического производства, лесной и легкой промышленностей (производство обуви, тесьмы и др.).
5. Машиноведение. Понятие «потребность» и «потребитель». Классификация потребностей. Потребности и возможности. Условия успешного проживания современного человека в рыночном мире.
6. Конструирование и моделирование. Готовность использовать графические средства для обеспечения технологического процесса. Профессии, связанные с миром моды. Труд инженера.
7. Гигиена и косметика.   Секреты выбора товара. Значение потребительской культуры. Продавец – консультант. Мастер по маникюру, мастер по педикюру.
8. Рукоделие.   Технологии сохранения здоровья. Требования к состоянию здоровья при выборе профессии. Художник-реставратор.
9. Уход за одеждой, ремонт одежды.  

6 КЛАСС

1.

Вводное занятие.

Человек и движение. История техники. Виды энергии.
2. Кулинария. Профессии в общественном питании. Конвейер.
Физиология питания. Значение пищевых добавок.
Блюда из молока. Производство мороженого.
Блюда из рыбы и нерыбных продуктов моря. Современное состояние рыбной промышленности Российской Федерации.

Профессии рыбного хозяйства. (Рыбовод, техник-рыбовод, зооинженер по рыбоводству, техник-технолог по рыбным продуктам, инженер-технолог по рыбным продуктам.) Ихтиолог. Кулинар изделий из рыбы и морепродуктов.

Блюда из круп. Условия труда аппаратчика производства крупы. Профессия аппаратчика крупяного комбикормового производства с умением выполнять технохимический контроль.
Блюда из макаронных изделий. Профессия аппаратчик элеваторного, мукомольного производства с умением выполнять технохимический контроль.
Блины, оладьи, блинчики. Понятие «производственный процесс».
Сладкие блюда.  
Сервировка стола к ужину. Деловая культура официантов, барменов.
Заготовка продуктов. Производство замороженных полуфабрикатов в тесте.
3. Технология изготовления изделия (юбка/ночная сорочка). Технология обработки древесины. Опасные работы. Профессионал. Утилизация товаров без ущерба для окружающей среды и человека.
Технология обработки металла. Профессии металлообработки (токарь и др.) Производительность труда. Резервы роста производительности труд.
Материаловедение. Спрос. Специализированные магазины. Основные принципы торговли.
Понятие «экономика». Почему страны торгуют друг с другом? Связь между экологией и экономикой.
4. Машиноведение. Понятие «машина». Классификация машин. Основные части машины. Возможности машин. Понятие «типовые детали» Мастер по ремонту машин. Контролёры турникетов и др. Понятие «изобретение», «Умные машины».
5. Конструирование и моделирование. Процесс преобразования объектов природы в предметы потребления (РЕСУРСЫ – ПРОИЗВОДСТВО – РАСПРЕДЕЛЕНИЕ – ПОТРЕБЛЕНИЕ). Коллективный характер труда.
Графический язык и его место в передаче информации о предметном мире.
6. Уход за одеждой, ремонт одежды. Продажа товаров по образцам и каталогам. Интернет-магазин. Значение штрих-кода, товарных знаков и брендов.
7. Гигиена девушки. Косметика.   Бюджет семьи. Расходы. Профессии сферы обслуживания (имиджмейкер, визажист, косметолог, парикмахер).
8. Рукоделие.   Натуральное и товарное хозяйство. Элементы предпринимательства. Реклама продукции.
Польза домашнего труда. Распределение обязанностей.
Производительность труда.
9. Интерьер жилого дома.   Дизайнер графики.
7 КЛАСС
1. Вводное занятие. Классификация профессий по отраслям, предметам, целям, орудиям и условиям труда. Профессии типов «человек - человек», «человек - природа», «человек – художественный образ», «человек – знаковая система», «человек-техника» Профессии, специальности, должности.
2. Кулинария.   Рынок потребления. Разнообразие профессий.
Технологическое оборудование предприятий общественного питания. Метрология, стандартизация и сертификация в общественном питании.
Физиология питания.   Профессия диетолог. Организация детского питания в образовательных учреждениях.
Блюда из вареного и жареного мяса.   Понятие о идентификации продовольственных товаров.
Кисломолочные продукты и блюда из них.   Профессия технолог молочного производства.
Пасхи.   Профессия кондитер.
Приготовление обеда в походных условиях.   Современное состояние и перспективы развития производства консервов. Особенности производства консервов для детского питания. Производство сухих завтраков.
Изделия из пресного /песочного теста/.   Технология и организация производства кондитерских изделий.
Блюда из фруктов и ягод.    
Сладкие блюда.    
Заготовка продуктов.   Производство консервов и переработка овощей.
3. Технология изготовления изделия (юбка/ночная сорочка). Технология обработки древесины. Важные качества личности. Воля и трудолюбие. Роль воли в процессе принятия решений.
Технология обработки металла. Ответственность в труде. Компетентность.

Инженер-металловед.

Интерьер жилого дома.   Профессия штукатур, маляр, мастер отделочных строительных работ.
Материаловедение. Вредные условия труда.
4. Машиноведение. Шумные производства. Влияние шума на здоровье человека. Профессии типов «человек-техника».
5. Конструирование и моделирование. Способность преобразовать технологическую среду по законам красоты.
6. Уход за одеждой.    
7. Гигиена девушки.   Производство косметики.
8. Рукоделие.   Способности и склонности к различным видам деятельности (биоритмы, восприятие, «левша-правша»). составляют условия успеха в трудовой деятельности.
8 КЛАСС
1. Вводное занятие. Разделение труда. Содержание и характер труда.

Трудовое право – статьи Конституции и трудового кодекса. Понятие охраны труда по российскому трудовому праву.

Правила приема на работу (собеседование). Написание резюме.

2. Кулинария.   Пищевая и микробиологическая промышленность. Охрана труда в предприятиях общественного питания.

Основы технологии приготовления блюд различных кухонь.

Понятие нанотехнологии. Нанотехнологии в пищевой промышленности.

3. Технология изготовления изделия. Технология обработки древесины. Формы разделения труда на предприятии. Социальные перемещения.
Технология обработки металла. Основы конфликтологии. Правила поведения в трудовом коллективе, формы общения. Психология принятия решений. Понятие лидерства.
Электротехника. Предприимчивость. Интеллектуальность. Ответственность. Технические профессии.

Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования. Инженер-электромеханик (мехатроник).

Материаловедение. Социально-профессиональная мобильность. Высокотехнологичные материалы (энергосберегающая краска, нановолокна). Мир нанотехнологий – нанокосметика, наномедицина, наноматериалы, нанопокрытия.
4. Машиноведение. Организация (предприятие) и ее основные характеристики.
5. Конструирование и моделирование. Востребованные профессии. Инженер-технолог, инженер-механик, инженер-программист, инженер-системотехник. Модельер.
6. Домашняя экономика и основы предпринимательства. Социально-значимые профессии. Организация современных форм и методов хозяйствования. Организация бизнеса. Безработица. Конкуренция. Временная занятость. Типичные ошибки при выборе профессии.
7. Гигиена и косметика.   Визажист.
8. Художественная обработка материалов.   Понятие профпригодности. Профессиограммы. Стеклодув, изготовление витрин, ювелир и др.
Менеджер по рекламе.
Уход за одеждой, ремонт одежды.    
Проект.