Транспортные системы организма. 8-й класс

Разделы: Биология, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 8


Демонстрационный материал: 3 цилиндра, грузило, видеофильм “Человек”.

Цели:

Познавательные цели:

1) ознакомление учащихся со строением и функцией частей кровеносной и лимфатической систем;

2) повторение и закрепление знаний об основных элементах крови и внутренней среде организма, рассмотрение передвижения крови и лимфы по сосудам, биофизические процессы в природе.

Воспитательные задачи:

1) формировать понимание необходимости здорового образа жизни для нормального функционирования сердечно-сосудистой системы; умения осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Постановка целей и темы урока.

Вот уже 3 месяца как вы ребята изучаете уникальный и неповторимый в своем многообразии вид НОМО сапиенс- человек разумный.

М.Дудин сказал:

“Ты – человек. Погибельные дни
Сулят тебе смятенье и тревогу,
Будь богом сам себе и отмени
Дорогу крови по дороге к Богу”.

Дорога крови. Какие разные трактовки данного понятия. Человечество движется вперед по магистрали, которую часто пересекают реки крови, но хочется верить, что в силах людей сделать так, чтобы данная жидкая соединительная ткань лилась и перемещалась только там, где ей суждено. А где суждено? Об этом мы поговорим на сегодняшнем уроке.

3. Изучение новой темы.

Тема. Транспортные системы организма. К ним относятся кровеносная и лимфатическая системы организма, которые связаны между собой и дополняют одна другую, составляя внутреннюю среду организма.

Графический диктант.

  1. В состав анализа крови входит СОЭ – степень оседания эритроцитов.
  2. Нерастворимый белок плазмы фибриоген.
  3. Оксигемоглобин имеет более светлую окраску, поэтому артериальная кровь выглядит ярко – алой.
  4. Дословный перевод эритроцитов – “клетки пожиратели”.
  5. В состав плазмы крови входят эритроциты/фагоциты.
  6. Лимфоциты выделяют в кровь антитела.
  7. Людей с 1 группой крови называют универсальными донорами.
  8. Явление фагоцитоза было открыто Ильей Ильичем Мечниковым.
  9. Лейкоциты принимают участие в свертывании крови.
  10. Препараты из ослабленных микробов (или их ядов) называются вакцинами.

А3 Модель. (Приложение 2)

Д. Байрон восклицал: “О, сосуд священный!”. Какая ошибка с биологической точки зрения заключена в его словах.

Просмотр отрывков к/ф “Человек”.

Работа в рабочей тетради по анатомии. Рис.83.

Атлас, стр.33 (93). Артерии и вены. Пульс.

И в артериях, и в венах на кровь действуют одинаковые силы. Как же кровь в венах преодолевает силу всемирного тяготения: стр.33:

- тонус скелетных мышц,

- пульсация рядом расположенных артерий,

- полулунные клапаны.

Расширение вен – приобретенный или передающийся по наследству дефект развития клапанного аппарата вен, проявляющийся извитостью сосудов и недостаточностью клапанов, что приводит к нарушению кровопотока.

Л.Р. Функция венозных клапанов.

Одну руку вверх, другую вниз. Через 1-2 минуты мы видим, что опущенная рука на белом листе бумаги более ярко окрашена, т.к. венозные клапаны не позволили крови стечь.

Капилляры. Именно в капиллярах происходят основные процессы, связанные с дыханием питанием организма, вся сложнейшая химия организма, тесно связанная с диффузными явлениями.

Как известно, стволы деревьев, ветви растений пронизаны огромным количеством капиллярных трубочек (корневая система, почва – сеть трубочек).

Площадь коренного сечения аорты – 8 см, а общая площадь всех капилляров примерно равна 3200 см, т.е.больше в 400 раз. Отсюда, падает скорость кровопотока от 20 см/сек. в начале аорты до 0,05 см/сек. в капилляре. Диаметр капилляра больше в 50 раз диаметра волоса, а длина равна 0,5 мм. В теле взрослого человека примерно 160 млрд капилляров. Общая длина примерно равна 60–80 тыс.км.

Капилляры имеются и в лимфатической системе.

К5, стр.33. Рабочая тетрадь, №82.

Самостоятельная работа по учебнику (стр.102) с заполнением К5.

Лимфатическая система.

Лимфатическая и кровеносная системы тесно связаны между собой.

К тканям жидкость поступает только по артерии (артериям) в составе крови, а оттекает по 2-м направлениям: по венам и лимфатическим сосудам в виде лимфы. Недалеко от сердца потоки крови и лимфы вновь сливаются. Так функционируют транспортные системы организма.

4. Закрепление.

А в заключении, чтобы проверить, как вы усвоили материал сегодняшнего урока, вы мысленно представьте себе:

В.1 – капилляры,

В.2 – артерии,

В.3 – вены.

а) Кровь в данных сосудах находится под высоким давлением.

б) Состоят из однослойного эпителия.

в) В состав входят клапаны.

г) Cодержат эпителий.

д) Несут кровь от органов к сердцу.

е) Через их стены происходит теплообмен и газообмен.

ж) Входят в состав транспортной системы организма.

Ответы: 1В: б, е, ж. 2В: а, г, ж. 3В: в, д, ж.

Работы оцениваются:

13–12б – “5”,

11–9б – “4”,

8–6б – “3”.

5. Самооценка урока.

6. Домашнее задание.

1) § 20.

2) Работа №81, 86, 87 по рабочей тетради.

3) Сочинить рассказ о похождениях бравого эритроцита.