Непрерывное совершенствование профессионального мастерства педагога

Разделы: Логопедия


I. Введение

Данная подпрограмма состоит из разделов, имеющих свою специфику, но есть и общие принципы, на которых основывается весь комплекс мероприятий, призванный обеспечить будущим первоклассникам безболезненный переход из дошкольного детства во взрослую школьную жизнь. Педагогическое просвещение родителей является неотъемлемой частью коррекционного сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, когда родители должны быть осведомлены о целях коррекции – ближайших и отдалённых, ожидаемый результат и предполагаемые сроки коррекции.

Тема подпрограммы: «Логопедическое сопровождение родительской аудитории в рамках «Школы будущего первоклассника «РОДНИЧОК»

Наименование подпрограммы

«Логопедическое сопровождение родительской аудитории в рамках «Школы будущего первоклассника «Родничок»

Основание для разработки подпрограммы

Письмо Министерства образования РФ от 24.07.06 № 01-678/07-01 «О праве детей на образование в РФ»
Письмо Минобразования РФ «О подготовке детей к школе» от 22,07,1997г. № 990 / 14 - 15

Заказчик подпрограммы

МОУ «СОШ №3 с углубленным изучением отдельных предметов»

Разработчик подпрограммы

учитель-логопед высшей категории Лосева Галина Александровна

основные цели

Повышение уровня педагогической компетенции родителей.
Знакомство с возрастными особенностями детей 6-7 лет

Сроки реализации

апрель-май 2010 года

Исполнители
подпрограммы

Администрация и педагогический коллектив

Руководитель
подпрограммы

Маслов Эдуард Борисович, директор МОУ «СОШ №3..»

Ожидаемые результаты

- Привлечение к деятельности в рамках программы через просветительскую и консультационную работу.
- Повышение уровня ответственности родителей перед решением задач преодоления речевой патологии.
- Повышение уровня педагогической осведомленности родителей

Контроль за исполнением подпрограммы

Координация и контроль реализации подпрограммы возложена на методический совет, административный совет

II. Концептуальные положения

Актуальность

Актуальность сопровождения родительской аудитории в рамках «Школы будущего первоклассника» учителем-логопедом продиктована условиями современной действительности, когда из года в год растёт число детей с ограниченными возможностями здоровья.

Важным становится вопрос не только о том, какой объём знаний и умений должен будет получить школьник по требованиям образовательного стандарта, но и каких нервно-психических затрат ему это будет стоить.

Вовлечение родителей в коррекционную работу, формирования у них трезвого взгляда на проблему является серьёзным условием для создания предпосылок к успешному усвоению школьной программы детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Основные концептуальные положения

Настоящая подпрограмма разработана на основе необходимости систематизации и преемственности в работе всего педагогического коллектива педагогов и специалистов отдельных служб, направленных на формирование комфортно-образовательной среды в адаптационный период.

Подпрограмма составлена в соответствии с «Конвенцией ООН о правах ребёнка» ч.1 ст.31, законом РФ «Об образовании», Письмом Министерства образования РФ от 24.07.06 № 01-678/07-01 «О праве детей на образование в РФ», Письмом Минобразования РФ «О подготовке детей к школе» от 22.07.1997г. № 990 / 14 – 15.

III. Цели и задачи подпрограммы

Цель подпрограммы:

  • Повышение уровня педагогической компетенции родителей.
  • Формирование мотивационно-ценностной ориентации родителей, вовлечение их в психотерапевтическую работу, выработать потребность, желание участвовать в коррекционном процессе по формированию предпосылок к полноценному усвоению школьной программы их детьми.

Задачи подпрограммы:

  • Создание нормативно-правового обеспечения реализации подпрограммы;
  • Планирование совместных действий педагогов и специалистов школы, обеспечивающих понимание важности подготовки и вовлечения обучающихся, родителей в процесс адаптации;
  • Работа с родителями будущих первоклассников по вовлечению их в различные формы взаимодействия педагогов и специалистов.

IV. Основные мероприятия

  • Родительское собрание «Первый раз в первый класс или, что должен знать и уметь будущий первоклассник»
  • Семинар-практикум Развитие тонких дифференцированных движений пальцев рук у детей с нарушениями речи в условиях взаимодействия специалистов ОУ» для родителей будущих первоклассников».

В рамках «Школы будущего первоклассника» (приложение 1) перечень мероприятий адресован: Родителям.

Форма работы:

  • Групповая;
  • Индивидуальная.

Методы работы:

  • Просвещение;
  • Консультирование.

Обоснование отбора содержания и общей логики в последовательности его изучения

Просвещение

Выступление на родительском собрании в рамках «Школы будущего первоклассника».

Задачи:

  • Повышение уровня педагогической компетенции родителей.
  • Знакомство с возрастными особенностями детей 6-7 лет.

Форма проведения: родительское собрание.

Семинар-практикум

Задачи:

  • Цель: оказание помощи родителям в создании комфортной речевой среды для детей с патологией развития речи в период адаптации к школьной жизни.
  • Задача: ознакомление с методами коррекционной педагогики и новыми технологиями, оптимизирующими коррекционный процесс в условиях общеобразовательного учреждения.
  • Рекомендации по дальнейшему сопровождению детей–логопатов с целью оптимизации коррекционного процесса.

Родительское собрание на тему «Первый раз в первый класс, или что нужно знать и уметь будущему первокласснику»

Еще совсем недавно родители мечтали о том времени, когда их ребенок пойдет в школу. И вот он пришел этот день. Каким стал ребенок, что нового появилось в его внутреннем мире, чему он научился, с каким багажом знаний и умений он переступает порог школы, готов ли он к успешному овладению школьной программой? Теперь все зависит от общей готовности ребенка. И это своего рода экзамен для всех взрослых, окружавших малыша в дошкольном возрасте.

Для дошкольника представления о школе связаны не только с учением. Для него школа - символ взрослости. К этому его готовит все дошкольное детство, в котором познание окружающего мира приходит через игру.

Уже к шести годам у большинства детей появляется желание стать школьниками. Ребенок не только готов принять новую социальную позицию первоклассника, но и начинает стремиться к ней. У него возникает состояние, которое называется обучаемостью. Но необходимо, чтобы в первую очередь ребенок пошел в школу физически здоровым и развитым. Ведь в значительной степени его успехи в школе будут зависеть от физической готовности к ней.

Требует внимания развитие всех физических качеств будущего первоклассника – ловкости, выносливости, гибкости, скорости. Выносливость теснейшим образом связана с работоспособностью – качеством, без которого невозможен успех в любом деле. Необходима она и нашему будущему школьнику.

Оценивая физические возможности детей, мы должны учитывать, что имеем дело с растущим детским организмом, сформированность которого еще не завершена, функциональные способности которого еще не сложились. В период подготовки ребенка к школе необходимо предусматривать не только то, что ребенок может и должен воспринять, но и каких нервно-психических затрат будет ему это стоить. Поэтому укрепление здоровья будущих школьников, охрана зрения, формирование правильной осанки должно стать важной заботой родителей и специалистов.

Успешность нашего будущего ученика будет зависеть и от его психологической готовности к школе. Ведь чтобы адаптироваться к новой жизни, необходимо приложить специальные усилия, которые представляют собой целую систему личностных качеств, умений и навыков. Стремление стать первоклассником естественно, и оно связано с новыми моментами в развитии ребенка 6-7 лет. Ему уже недостаточно лишь в игре приобщаться к жизни взрослых. А вот быть школьником - совсем другое дело. Это уже сознаваемая ребенком ступенька вверх, к взрослости, да и учеба в школе воспринимается им как ответственное дело. Если ребенок не готов к социальной позиции школьника, то даже при наличии у него необходимого запаса умений и навыков, уровня интеллектуального развития ему будет трудно в школе. Ведь не всегда высокий уровень интеллектуального развития совпадает с личностной готовностью ребенка к школе.

Серьезного внимания требует формирование и волевой готовности будущего первоклассника. Ведь его ждет напряженный труд, от него понадобится умение делать не только то, что ему хочется, но и то, что от него потребует школьный режим, программа. А это не так-то просто, когда у тебя в портфеле новенький значок и хочется поделиться с товарищем важными новостями. И вот тут-то нужно проявить волевое усилие, способность управлять своим поведением, своей умственной деятельностью, вниманием, мышлением. К концу дошкольного возраста происходит оформление основных структурных элементов волевого действия – ребенок способен поставить цель, принять решение, наметить план действия, исполнить, реализовать его, проявить усилие в преодолении препятствия, оценить результаты своего волевого действия. Воспитание мотивов достижения цели формирует у детей способность не бояться трудностей, стремление не пасовать перед ними, а разрешать их, не отказываться от намеченной цели.

Если мы хотим, чтобы наш малыш успешно учился в школе, мы должны развивать в нем познавательную потребность, обеспечить достаточный уровень мыслительной деятельности, дать необходимую систему знаний об окружающем мире. Важно, чтобы ребенок был умственно развит. В понятие интеллектуальной готовности входит как запас знаний и представлений ребенка об окружающем, так и сформированность его мыслительных навыков. Однако главное - это, пожалуй, то, как ребенок ориентирован в окружающем и как он осмысляет полученные им сведения.

К семи годам ребенок должен хорошо знать свой адрес, название города, где он живет, название нашей страны, ее столицы. При правильном воспитании дети знают не только имена, но и отчества своих родителей, где и кем они работают, и понимают, что их бабушка - это мама отца или матери. Они ориентируются во временах года, их последовательности и основных признаках. Знают месяцы, дни недели, текущий год. Знают основные виды деревьев, цветов, дифференцируют домашних и диких животных, т.е., ориентируются во времени, пространстве и ближайшем социальном окружении. Наблюдая природу, события окружающей их жизни, дети уже могут находить пространственно-временные и причинно-следственные отношения, обобщать и делать выводы.

Итак, как ребенок будет учиться, станет ли радостным и счастливым этот период жизни, зависит от общей готовности будущего школьника к новым условиям, и от того, насколько мы, взрослые будем внимательны к ребенку в период адаптации в его социальной роли ученика.

Семинар-практикум «Развитие тонких дифференцированных движений пальцев рук у детей с нарушениями речи в условиях взаимодействия специалистов ОУ» для родителей будущих первоклассников».

Цель: оказание помощи родителям в создании комфортной образовательной среды для детей с патологией развития речи.

Задача: ознакомление с методами коррекционной педагогики с целью оптимизации образовательного процесса.

План:

  • Неврологические аспекты логопедии как базовые в выборе коррекционного маршрута для работы с детьми-логопатами.
  • Значение развития мелкой моторики и готовность руки к письму.
  • Практическая часть – бисер как стимулирующее средство моторной и речевой зон коры головного мозга.
  • Анкета «Обратная связь» А.Лидерса.

Форма проведения: групповая работа.

Знание неврологических основ логопедии является базовым в работе с детьми, имеющими патологию развития речи. Изучение основ нейрофизиологии начинается со слов Ушинского: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, она должна изучать его во всех отношениях».

На нашем занятии мы, очень поверхностно, не внедряясь в дебри нейрофизиологии, попытаемся вместе с вами воспроизвести схему взаимодействия речевых и моторных зон коры головного мозга и влияние этого взаимодействия на качество психических функций детского организма. Речевые отклонения нельзя вырывать из контекста неврологической патологии, поскольку нарушения речи возникают как следствие патологических процессов, обусловленных наличием неврологических заболеваний.

Развивающаяся психика детей до 9 лет пластична и готова к коррекции. Полноценное формирование психических процессов служит необходимым условием для успешного развития абстрактно-логического мышления, самоконтроля, программирования собственных действий, рефлексии, ответственности, организованности и многих качеств, необходимых для успешного овладения детьми школьной программой. В свою очередь полноценное развитие всех перечисленных качеств возможно при наличие определенных условий. Это и благоприятная наследственность (а качественная незрелость мозговых структур передается по наследству), нормальное протекание беременности и родов без осложнений, благоприятное окружение ребенка в период развития речи и познавательных процессов, и главенствующая роль в системе психофункционального развития ребенка отводится формированию и развитию мозга.

Ребенок рождается с очень незрелым мозгом, вес которого всего 350 - 400 граммов, к 1году он утраивается, а к 6годам – близок к весу мозга взрослого человека. Каждая извилина имеет свою функцию, каждая бороздка, щель – тоже. Не говоря уже о том, что два полушария взаимодействуют между собой посредством импульсов, идущих от нервных окончаний. В случае гибели нервных клеток они не восстанавливаются. Например, поражение верхней височной извилины приводит к тому, что человек слышит слова, но не понимает их смысла, т.к. в зоне Вернике, как в своеобразной картотеке, хранятся все усвоенные человеком слова, точнее, их звуковые образы, и он всю жизнь пользуется этой картотекой. При поражении этой зоны, хранящиеся там звуковые образы слов распадаются, и при нормальном слухе человек остается, образно говоря, глухим к словам. Речевые зоны отличаются от всех других одной особенностью. В области второй и третьей лобной извилины находится речевая моторная зона, зона Брока (у правшей - в левом, у левшей – в правом полушарии). Верхняя дополнительная зона играет вспомогательную роль. Все три зоны взаимодействуют и работают как единый речевой механизм. Особенность этой зоны заключается в мощной компенсаторной возможности. Когда поражена одна из речевых зон коры, возникшие при этом нарушения речи через некоторое время частично восстанавливаются. Сохранные зоны коры берут на себя выполнение функций удаленной зоны. К примеру, слуховые и зрительные области при поражении восстановить невозможно.

Развитие мозга идет путем напластования и надстройки новых уровней над старыми, и служат базисом для новых. Развитие психических функций левого полушария, в том числе и речи, начинается только после того, как пройдет полноценное становление функций стволовых отделов головного мозга, правого полушария и мозолистого тела. Задержка речи может возникнуть, если в полной мере не было развито пространственное восприятие, соматогнозис, зрительное восприятие, обоняние, осязание, межполушарное взаимодействие. Фонематический слух, как функция левого полушария, сначала должен сформироваться как тональное звукоразличение (шумовое восприятие) в правом полушарии. В противном случае возникают грубейшие задержки и нарушения речи. Следует помнить, что у 7-летнего ребенка (у каждого индивидуально) «внешняя речь» и, следовательно «внешнее мышление». Значит, читать и размышлять вслух ему необходимо до тех пор, пока не будет сформирована «внутренняя» речь и «внутреннее» мышление. Это очень коротко, что касается речевых зон.

Рядом с речевыми зонами в коре головного мозга моторные центры пальцев рук. Морфологическое и функциональное формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук. При этом работает еще одна особенность: «влияние проприоцептивной (механизм сжимания и разжимания) импульсации мышц руки так значительно только в детском возрасте, когда идет формирование речевой моторной области. Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, а это сказывается на подготовке руки к письму. У некоторых детей помимо недостатков речи встречаются сопутствующие отклонения в нервно – психологической сфере (повышенная возбудимость, расторможенность, дефицит внимания, неспособность к волевым усилиям).

С такими детьми работают многие специалисты – сами учителя, психологи, логопеды и врачи. Подходы у всех разные: педагог мыслит феноменологически – он рассматривает явление. Это явление он диагностирует, описывает, его особенности классифицирует и предлагает способы коррекционно-педагогического воздействия.

Успех коррекционно-воспитательной работы во многом зависит от слаженности и дружеской взаимопомощи между специалистами. Неоценимую помощь в работе логопеда в работе речи и мелкой моторики оказывают занятия с детьми в кружке бисероплетения. Многолетняя совместная работа логопеда и педагога дополнительного образования в нашей школе приобрела, четкие очертания и преобразовалась в модель предметно-манипулятивной деятельности, в которой работают два компонента: взаимодействие ребенка с окружающим предметным миром – «предметное мышление» и сенсорная моторика, т.е. стимулирующее влияние на функцию речи.

Двигательные навыки, приобретенные детьми в процессе занятий бисером, используются ими затем в учебной деятельности. Все это носит практическую направленность целостно-смыслового характера обучения. Работа с бисером совершенствует моторику рук, укрепляет мышцы пальцев и кистей, тонкие и мелкие движения становятся более точными, быстрыми и ловкими. В результате комплексной работы двух специалистов у детей-логопатов продуктивное воображение, произвольное внимание, образная память способствуют осознанному действию пальцев рук, и формирует у детей способность адекватно воспринимать информацию, осуществлять действия с последующим оречевлением. Работа с бисером позволяет раскрыть индивидуальность каждого ребенка, разрешить его психологические затруднения, развить способность осознавать свои желания и возможность их реализации. В работе с бисером у ребенка возникает чувство безопасности, т.к. бисерный мир – это мир под его контролем. В начале занятия детям объясняются способы плетения, приемы работы, путь прохождения проволоки. В процессе работы с бисером мы решаем ряд конкретных задач:

  • преодоление моторной неловкости,
  • формирование связной речи,
  • осознанное и запрограммированное действие по схеме,
  • расширение словарного запаса,
  • формирование абстрактно-образного мышления,
  • приобретение коммуникативных навыков.

При обучении связной речи мы обращаем внимание, чтобы дети не только называли отдельные качества, но и повторяли описание предмета целиком. Так постепенно вырабатывается навык связного высказывания. Грамматические задачи переплетаются с лексическими. Сначала дети изготавливают различные фигурки, а затем учатся рассказывать. Между ребенком и педагогом во время работы устанавливаются доверительные отношения, и эта особенность позволяет применить бисероплетение на определенных этапах работы с заикающимися детьми, корригирую не только речевое поведение, но и эмоционально-волевую сферу ребенка, когда в работе с бисером ребенок забывает о своем несовершенстве. Как правило, дети-логопаты плохо ориентируются в пространстве, плохо считают, имеют проблемы коммуникативного характера, а технология бисероплетения с использованием сказочной тематики обогащает словарь, помогает уточнить знания о предметах, их назначении, классифицировать по логическим категориям: игрушки, животные, цветы, сказочные персонажи. Работа с бисером сопровождается не только оречевлением собственных действий, но и скороговорками, пословицами, загадками, составлением коротких рассказов. Например, по завершению плетения персонажей сказки «Кот в сапогах» дети становятся участниками театрализованного представления образов, созданных их руками.

Такой элемент арттерапии и терапии бисером способствует практическому осуществлению целостного характера обучения во взаимодействии логопеда и педагога дополнительного образования, в частности, развития тонких дифференцированных движений пальцев рук у детей с нарушениями речи.

Практическая часть семинара. Приложение 2

Использованная литература

  • Поваляева М.А. «Справочник логопеда», Ростов-на-Дону, «Феникс», 2008г.