Развитие сенсорных представлений детей младшего возраста в повседневной жизни

Разделы: Работа с дошкольниками


Сенсорное развитие ребенка – развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: форме, цвете, величине, а так же запахе, вкусе и т.д. Значение сенсорного развития в раннем детстве велико: совершенствование деятельности органов чувств; накопление представлений об окружающем мире.

С одной стороны, сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, т.к. полноценное восприятие окружающего мира необходимо не только для успешного обучения детей в детском саду и школе, но и для многих видов деятельности. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувственным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего нервно-психического развития и всестороннего воспитания ребенка. Чем меньше ребенок, тем больше значение в его жизни имеет чувственный опыт. На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определенную роль. Ведь не зря профессор Н.М. Щелованов назвал ранний возраст “золотой порой” сенсорного воспитания.

В настоящее время среди детей раннего и младшего дошкольного возраста наблюдается недостаточное развитие сенсорных представлений. Усвоение происходит стихийно и оказывается поверхностным и неполноценным. Поэтому было решено более широко использовать деятельность вне занятий, особое место решено отвести играм, с использованием различных дидактических пособий, многофункционального характера.

Исходя из актуальности темы целью работы стало - создание оптимальных условий для развития сенсорных представлений детей раннего возраста в повседневной жизни.

Достижение цели предполагалось за счет решения следующих задач:

  1. Развитие детей, обогащение их сенсорного опыта путем выделения формы, цвета и величины предметов.
  2. Упражнение детей в установлении сходства и различия между предметами.
  3. Формирование у детей умения называть свойства предметов.

Работа строилась по трем направлениям:

  • Воспитательно-образовательная работа с детьми
  • Обогащение предметно-развавающей среды
  • Организация взаимодействия с родителями

На втором году жизни основная задача состоит в предоставлении ребенку, достаточного богатства и разнообразия внешних впечатлений, развития внимания к свойствам предметов. Когда у малыша начинают формироваться хватательные движения. Сенсорное воспитание в этот период - основной вид деятельности. Обеспечивая приток все новых впечатлений, оно становится необходимым не только для развития деятельности органов чувств, но и для развития нормального общего физического и психического развития ребенка.

На 2–3 году жизни ребенок еще не готов к усвоению сенсорных эталонов, у него еще только начинают накапливаться представление о величине, форме, цвете и других свойствах предметов, а накопление этих представлений проходит через игру, через игровые ситуации, в которые я вношу те цели, те задачи, те умения, которые необходимо усвоить детям. Благодаря заинтересованности детей в развитии сюжета сопереживания его героям, дети в активной познавательной деятельности осваивают приемы группировки и классификации, явления отношений и зависимостей между предметами по их размеру, форме, цвету, расположению в пространстве, определяют последовательность и результативность своих действий, познают начало логики. Это в результате помогает им перейти от простого восприятия предметов, чисел, явлений к осознанию их значения и необходимости использования в жизни.

В группе у нас живут мишутка и киска и др. игрушки, и многие игровые сюжеты у нас связаны с ними – мы им помогаем что-то узнать новое, объясняем, то что уже знаем сами и т.д. Для создания игровой ситуации используются имеющиеся в группе материалы и предметы быта. Варьирование, применение заменителей, моделей, знаков помогает создать оригинальную игровую обстановку. Важно, чтобы у каждого ребенка создалось ощущение своей значимости, необходимости, возможности участия в целевых игровых действиях. И поэтому во время игры обращаюсь к каждому из детей, предлагаю взять предметы, коснуться их, передвинуть, а затем осуществить более сложные игровые действия. В процессе создания игровой обстановки, я учитываю привязанность детей к игрушкам, предметам, с которыми они постоянно играют, или их любимыми героями сказок. Очень хорошо воспринимаются детьми игры, сопровождаемые потешками. Чтение потешки сочетается с действиями, которые выполняют все малыши. Так, например, обыгрывая потешку “Сорока-белобока”, детям предлагается подобрать ложку по цвету (красная тарелочка – красная ложка и т.д.). А обыгрывая потешку “Курочка-рябушечка”, дети подбирают ведерко курочке по цвету и величине. Играя в “Ладушки”, малыши знакомятся с понятием один – много: Саше дала, Кате дала, ... всем дала, сколько бабушка напекла оладушек – много.

Так же в своей группе в уголке сенсорики представлены различные пособия. Например, такие как ковролин в форме бабочки – игровое обучающее средство, на которое дети прицепляют рисунок соответствующего цвета.

Игра «Волшебное поле»

Цель: закрепление четырех цветов спектра.

Ход игры: детям предлагаются карточки с четырьмя основными цветами (синим, красным, желтым, зеленым), перед ними ставится макет поля с четырьмя основными цветами, воспитатель в процессе игры вращает поле, дети поднимают карточку выпавшего цвета.

Большим разнообразием отличаются дидактические пособия, многие из них многофункциональны. Они развивают сенсорные способности, мелкую моторику, развитие речи. Среди них такие, как «Пуговки»в виде полотна разделенного на четыре части, каждая часть определенного цвета в тон ей ребятам нужно найти и привязать пуговку.

По аналогичному принципу сделана игра «Шарики», цель которой состоит в том, что бы подобрать каждому шарику ленточку в тон.

Среди дидактических игр большой популярностью у детей пользуется игра «Радуга»: разделенные на две части лучи, подбираются по цветам между собой.

«Веселые колпачки» – ребятам предлагаются картинки с изображением цветов, снеговиков и тд. На каждой картинки своя тематика, в изображенных предметах проделаны отверстия куда вставлены горловины от бутылок, задача детей подобрать крышку нужного цвета и прикрутить ее к горловине. (приложение 5)

«Бабочка» каждое крыло бабочки окрашено в один из четырех основных цветов и в нем проделано отверстие к отверстию прикручивается пробка определенного цвета.

Одной из любимых игр детей является юбка «Радуга» состоящая из четырех клиньев разного цвета, ребенок надевает ее встает перед зеркалом, поворачивает на себе юбку и подбирает платочек на голову соответствующему цвету на юбке.

Альбомы, в каждом из которых представлены предметы определенного цвета: «Красный цвет в окружающем мире», «Синий цвет в окружающем мире» и др. Мы с ребятами часто рассматриваем картинки в них, это способствует закреплению цветового восприятия, развитию речи.

Правильно организованная жизнь детей дает им много разнообразных впечатлений. Для развития сенсорных способностей ребенка очень важно, чтобы дети не только получали сведения о том, что для чего употребляется, что как называется, но и углубляли восприятие этих предметов: перенося предметы почувствовать меру их тяжести; беря в руки, ощутить и определить качество поверхности и температуру.

Накопление детьми сенсорного опыта в повседневной жизни имеет большое значение. На основе этого опыта, с одной стороны, происходит упорядочение знаний на занятиях. С другой – во свободной деятельности у ребенка закрепляются те знания и умения, которые были сформированы на занятиях.

Также большую роль в работе была отведена взаимодействию с родителями. С родителями проводились: родительские собрания, индивидуальные беседы, на тему «Как помочь ребенку освоить предметную деятельность», консультации: «Сенсорное воспитание как основа умственного развития», «Сенсорное воспитание в повседневной жизни детей раннего возраста» и т.д., давались рекомендации, анкетирование "Выявление интересов и знаний родителей воспитанников по вопросам сенсорного развития и воспитания детей", посещения семей на дому.

Целостный подход к построению данной работы даёт нам ощутимые результаты. Значительно улучшились показатели диагностики детей по направлению «Сенсорное развитие».