Урок по теме "Положительные и отрицательные числа". 6-й класс

Разделы: Математика

Класс: 6


Цели и задачи:

  • Обобщить и систематизировать знания по данной теме.
  • Показать умение применять изученное при решении разного вида упражнений.
  • Продолжать повышать интерес к математике, развивать внимание, сообразительность, показать связь математики и музыки, продолжать учиться самостоятельно выполнять задания, объективно оценивать свои знания.

План урока:

  1. Организационный момент. (1-2 мин.)
  2. Устная работа. (10 мин.)
  3. Работа у доски. (13 мин.)
  4. «Физкультурная минутка». (1 мин.)
  5. Самостоятельная работа. (13 мин.)
  6. Самопроверка. (5 мин.)
  7. Итог урока. (1 мин.)

На доске заранее висят плакаты, по центру – плакат с нотным станом и закрытыми нотками, по левую сторону плакат – ромашка, сделанный учащимися демонстрационный термометр с движущейся стрелкой, синтезатор , на парте у ребенка лежит модель, текст самостоятельной работы с копиркой, набор сигнальных карточек для ответов на тестовые задания, чертежные инструменты. Жетоны на столе учителя.

Ход урока

Ребята, успокойтесь, по звонку встаньте ровно, здравствуйте, садитесь. Запишите в дневниках домашнее задание: № 215, 213, 210, 211, стр. 18. Сегодня у нас обобщающий урок по теме «Положительные и отрицательные числа». В связи с этим я поставила следующие цели и задачи: (см. выше). Активность на уроке будет определяться количеством набранных за урок жетонов.

Переходим к устной работе. Кто дружит с обыкновенными дробями? Один из вас пойдет заполнять пустые кружочки в схеме на доске, а я проверю, как вы подготовились по вопросам теории.

рис.1

Убери и забудь!

∣3,5∣ = 3,5

-3,5 = ∣3,5∣

• Один ребенок работает у доски, в это время учитель проводит фронтальный опрос по теории (все правила и определения на отдельных листах ребенок получил в самом начале изучения темы, а к открытому уроку он должен был только их повторить). После ответа на вопрос № 7, я обращаю внимание детей на два плаката, находящиеся справа на доске, на одном написано верное равенство, а на другом неверное. Предлагаю ребятам найти неверную запись, которая встречается иногда у в тетрадях учащихся и ликвидировать ее, открепить от доски тот плакат, где ошибка, измять и выбросить: убери и забудь!

Фронтальный опрос по теории:

  1. Что такое координатная прямая?
  2. Что называется координатой точки на прямой?
  3. Какими числами являются координаты точек на горизонтальной прямой, расположенные: а) справа от начала координат? б) слева от начала координат?
  4. Какие числа называют противоположными? Примеры.
  5. Какие числа называют целыми?
  6. Что называют модулем числа?
  7. Может ли модуль какого-нибудь числа быть отрицательным числом?
  8. Какое число больше – положительное или отрицательное?
  9. Какое из двух отрицательных чисел считают большим, чем другое?
  10. Как записать а – отрицательное число (используя знак неравенства), в – положительное число?
  11. В каком случае изменение температуры положительно, а в каком случае отрицательно?
  12. Каким числом выражается перемещение точки на координатной прямой влево, и каким вправо?
  13. Что значит отрицательное изменение пружины?

После ответов на вопросы теории проверяем работу учащегося у доски.

• Сравните числа:

2,8

-2,5

-6/7

-7/8

-4,1

-4

0

-2/7

5,949

6,01

 

 

• Решите уравнения:

-х = 7    -а = 1/3    ∣x∣ = 5    ∣x∣ = 3

-у = -12    3,4 = -к    ∣x∣ = 0    ∣x∣ = -2

• Через компьютер. Ребята поднимают карточки с номером правильного ответа.

а) Вычисли ∣-3∣ * ∣-5∣ + ∣8:1-6∣ =

1)18; 2)-12; 3)12; 4)-18.

б) Какие из уравнений решены неверно?

1) -х = 71 2) -с = 20,6

      х = 71      с = -20,6

1) 1; 2) 2; 3) 1, 2; 4) не знаю.

в) Проверим знание исторических фактов по данной теме: у каких математиков встречаются первые сведения об отрицательных числах?

  1. египтян
  2. вавилонян
  3. древних греков
  4. китайских

г) Как по мнению индийского математика Бхаскара (XII век) назывались отрицательные числа?

  1. имущество
  2. долг
  3. не существующие
  4. ложные

Работаем с моделью (модель представляет собой движущююся точку на координатной прямой, каждый ребенок проявил выдумку при изхотовлении такой модели).

Я имею 7 рублей (+7); потратила в столовой 10 рублей (-10). Какими числами характеризуется имущество или возрастание величины? А уменьшение величины, или долг? Так сколько же я осталась должна? (3 рубля)

Ребята, а как вы думаете, чем заканчивается любая информационная передача по телевизору? (Ответ: прогнозом погоды) Температура в Нижнем Новгороде ожидается до -4 градусов мороза, на Канарских островах +35 градусов тепла, а в Москве около 0 (ученик крутит стрелку демонстрационного термометра).

• А мы открываем тетради, записываем число, месяц, год и попадаем на игру «Угадай мелодию». Тема «Родина моя».

Работа у доски (лепестки легко вытаскиваются от плаката ромашка, на обратной стороне задания для выполнения, лепестки – необычные карточки, сразу много желающих идти работать к доске) Решая задания у доски, мы будем открывать нотки, а когда все ноты будут открыты, я наиграю мелодию, а вы попробуете с 5 нот угадать мелодию известной песни, а может даже исполнить 1 куплет.

1) Лепесток. Игра «Математическая эстафета»

а) Постройте координатную прямую

б) Отметьте на ней точки А(-5); С(3); Е(4,5); К(-3); N(-0,5); S(6).

в) Какие из точек имеют противоположные координаты?

г) В какую точку перейдет точка С при перемещении по координатной прямой на -8? На +3?

Ответ: 1) С----А 2) С----S

2) Лепесток. Найдите значение выражения: а) 1-5,21+ 13,61 = 5,2+ 3,6 = 8,8

б) ∣-3(5/9)∣ - ∣-1(11/18)∣ = 3(5/9) - 1(11/18) = 1(17/18)

в) 12,731 : 1-2,11 = 27,3 : 21 = 1,3.

3) Лепесток. Решите уравнение:

6(3/7) : 1(6/7) = 4,5 : ∣y∣

∣y∣ = (13 * 45 * 7) / (7 * 10 * 45)

y1 = 1,3    y2 = -1,3

Ответ: 1,3 и -1,3.

4) Лепесток. Какие целые числа заключены между числами:

а) -2(2/7) < y < 3(1/5)    y = -2; -1; 0; 1; 2; 3.

б) -5,3 < z < -1,2    z = -5; -4; -3; -2.

5) Лепесток. Пустой – переход хода, как на игре «Поле чудес».

Но мы откроем последнюю нотку: посчитайте и назовите количество целых чисел, заключенных между -18 и 174? (173 + 17 + 1 = 191). Все отвечающие получают жетоны за работу у доски и устные ответы.

Итак, ноты открыты, послушайте мелодию... «Не слышны... в саду даже шорохи...»

Можно немного отдохнуть. Физкультурная минутка.

Переходим к самостоятельной работе (13 мин.)

Кто из ребят закончит раньше времени, тот получает АБВГ-дейку (Приложение 1) и дополнительный жетон.

Ответы самостоятельной работы высвечиваются через компьютер на экран и проходит самопроверка (листок с копиркой сдали). Ученик сразу видит результат своей деятельности, и конечно же свои ошибки, над чем надо еще поработать.

Итог урока: Мы сегодня повторили все понятия, с которыми вы, ребята, познакомились в этой теме, модуль, координатная прямая, координата точки, целые числа, увеличение, уменьшение величины. Я думаю, что вы хорошо подготовились к контрольной работе. Похвастайтесь количеством жетонов. Поднимите руки, кто получил «5» за самостоятельную работу, «4», молодцы. Урок окончен.