Цель урока:
- узнать новый вид сказки на примере сказки “Мужик и медведь”;
- развивать устную речь, творческое мышление и воображение учащихся, обогащать словарный запас, работать над выразительным чтением;
- прививать интерес к предмету.
Оборудование урока:
- для учителя: компьютер, проектор, экран, “Толковый словарь”;
- для учащихся: учебники “Литературное чтение”, автор Е.И. Матвеева.
Ход урока
Этапы урока | Учитель | Учащиеся | Доска | ||||||||||||
Актуализация знаний учащихся | - Ребята, вы прочитали много сказок.
Назовите, какие сказки вам понравились,
запомнились? - Чем вам нравятся сказки? - Вспомним признаки волшебной сказки. - Давайте проверим, все ли признаки волшебной сказки вы назвали |
Учащиеся называют сказки.
- Их интересно читать. - В них всегда есть что-то загадочное, таинственное. - Герои необычные. Учащиеся называют признаки, приводят примеры на каждый признак. |
На экране: Зачин: В некотором царстве, в некотором государстве… Жили-были… Волшебные герои Царевна-лягушка, Баба Яга (рисунки) Троекратный повтор Концовка: Тут и сказке конец, а кто слушал – молодец! |
||||||||||||
Постановка проблемы | - Ребята, сегодня мы тоже будем читать
сказку. Откройте учебник на с. 115. - Скажите, что обозначает условное обозначение в левом верхнем углу учебника? - Что ж, сядьте удобно и послушайте сказку “Мужик и медведь” - Только что мы вспоминали о волшебных сказках. А эта сказка волшебная? - Почему она не волшебная? - А если в ней так мало волшебного, может, это вообще не сказка? - Так, значит эта сказка всё-таки волшебная? - Почему же, когда мы упоминали сказку “Царевна-лягушка” вы не сомневались, что она волшебная, а сейчас сомневаетесь? В чём проблема? |
Ребята слушают чтение учителя. - Нет, она не волшебная. - В ней нет зачина и концовки. - В ней нет волшебных героев. - В ней нет троекратного повтора. - Наверно, это сказка, потому что медведь разговаривает. Учащиеся приводят свои аргументы. - Мы не знаем точно, к какому виду относится сказка “Мужик и медведь”. |
На экране: рисунок условного значка “взрослое чтение” | ||||||||||||
Постановка цели урока | - Так, какая будет цель нашего урока? | - Узнать новый вид сказки “Мужик и медведь” | На экране: Тема урока: Сказка “Мужик и медведь” Цель урока: узнать новый вид сказки на примере сказки “Мужик и медведь” Сказки
|
||||||||||||
Открытие новых знаний
Физкультминутка |
1. - Я предлагаю вернуться к тексту
сказки “Мужик и медведь” и прочитать ещё раз. А пока читаем эту сказку, может быть, у вас возникнут какие-то мысли по поводу нашей проблемы. - Какие мысли появились: если эта сказка не волшебная, то какая? - В волшебной сказке описываются волшебные события, а в этой сказке? - Давайте подберём синоним к слову “житейская”. Но сначала вспомним, какие слова называются синонимами. - А ещё синонимом к слову житейская будет слово бытовая. Вы слышали слово быт? - Обратимся к нашему другу Толковому словарю и узнаем, как он объясняет значение этого слова. - Рассуждая над смыслом слова “житейская”, вы уже назвали вид этой сказки – житейская. А учёные назвали эту сказку бытовой. - Итак, сказка, “Мужик и медведь”, какая? 2. – Прочтите сказку ещё раз тихо для себя и подчеркните непонятные слова, значение которых вы бы хотели уточнить. - Где можно узнать значение непонятных слов? - Какие слова вы подчеркнули? Называйте, а мы будем уточнять их значение. 3. - Ребята, мы с вами будем читать разные сказки и для того, чтобы быстро определить вид сказки, я предлагаю составить памятку “Признаки сказки”. - Для составления этой памятки воспользуемся Словариком читателя на с.150, где автор нашего учебника разъясняет значение волшебной и бытовой сказок. - На следующих уроках мы посмотрим, наша памятка закончена или её необходимо будет дополнить. |
Чтение сказки по абзацам хорошо
читающими ребятами.
Ответы детей.
- Обычная жизнь. - Житейская ситуация.
- Синонимы – это слова близкие по значению, но не родственные. - Житейская. - Обычная. - Повседневная. - Бытовая. Учащиеся читают сказку про себя. - Прочитать сноски в учебнике. - Заглянуть в словарь. - Спросить у взрослых. - Вершки (стебель и листья корнеплодов) - Дуброва (дубрава) - Ботва (верхняя часть растения) - Накласть (положить) - Жать (срезать под корень стебли зерновых культур) - Доля (часть чего-то) Дети открывают Словарик и читают сначала статью о волшебной сказке, а затем статью о бытовой сказке. |
На экране: Заполняется таблица по ходу чтения статей из Словарика читателя.
Признаки сказок
|
||||||||||||
Итог урока | - Подведём итог урока, а для этого
вспомним цель нашего урока. - Достигли мы цели урока? Узнали новый вид сказки? - Посмотрите, получается, из наших рассуждений в признаках бытовой сказки часто употребляется слово “обычно”. Для чего же люди придумали бытовые сказки? - Мне хочется напомнить слова В. Берестова. Может быть, оказавшись в затруднительной ситуации, герои бытовых сказок помогут вам найти правильный выход. |
- Нам надо было узнать, к какому виду
относится сказка “Мужик и медведь”. - Да, мы узнали, что сказки бывают бытовые, а не только волшебные. - Чтобы люди учились у героев, как выходить из трудных ситуаций. - Мы живём в обычном мире и каждый день надо проявлять ум, смекалку, сообразительность. |
На экране: Цель урока: узнать новый вид
сказки на примере сказки “Мужик и медведь Сказки
На экране:
|
||||||||||||
Домашнее задание | - Сегодня на уроке мы только узнали, к какому виду относится сказка “Мужик и медведь”, а вот анализировать её содержание будем уже на следующем уроке. Для этого дома вам необходимо выполнить такое домашнее задание. | На экране:
|