Урок окружающего мира "Красная книга. Будь природе другом!". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели урока:

1. Развивающая:

  • развивать у детей умение сконцентрировать внимание на конкретном материале;
  • умение выделять из общего конкретное;
  • развивать устную речь;
  • развивать чувство ответственности за жизнь на планете;
  • развивать чувство эстетического восприятия природы;
  • развивать интерес к чтению научной и художественной литературы, умение самостоятельно работать.

2. Гуманизационная:

  • формировать у детей потребность к здоровому образу жизни.

3. Обучающая:

  • познакомить детей с понятием «Красная книга»;
  • ознакомиться с некоторыми видами растений и животных из Красной книги Пензенской области.

Тип урока:

  • по дидактической цели: комбинированный;
  • по характеру познавательной деятельности: репродуктивный с элементами объяснительно-иллюстративного и частично-поискового, с применением ИКТ.

Оборудование:

  • Красная книга Пензенской Области;
  • учебник А.А.Плешакова «Мир вокруг нас»;
  • карточки, презентация.

Литература:

  1. Ю.Дмитриев «Книга природы».
  2. И.Акимушкин «Мир животных».
  3. Л.Н.Смирнова «Рекорды в мире животных».
  4. Ю.Яковлев «Я и за носорогом».
  5. В.Бианки «Лесная газета».

Ход урока

I. Организационный момент.

Учитель:

А сейчас проверь дружок,
Ты готов начать урок?

Ученики:

Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим.

II. Вступительная беседа учителя.

Тема нашего урока (Приложение – слайд1).

Ребята, послушаем музыку (слушаем музыку).

- Какая прозвучала музыка по своему характеру? (Тревожная.) Вот и урок у нас с вами будет тревожный. Давайте попробуем подобрать синонимы к слову «тревога». (Беспокойство) Правильно. Беспокойство за ….(слайд 2). А вот за что, вы мне ответите в конце урока.

- Посмотрите на экран (слайд 3). Какой это цвет и что он обозначает?

- Жёлтый. Солнышко. Жизнь (слайд 4).

- Смотрим на экран (слайд 5).

- Голубой. Вода. Жизнь (слайд 6).

- Следующий слайд (слайд 7).

- Зелёный. Растения. Жизнь (слайд 8).

- Следующий слайд (слайд 9).

- Красный. Огонь. Тревога (слайд 10).

III. Знакомство с новым материалом.

На нашей планете существовало много разных видов животных и растений. И людям казалось, что они всегда будут жить и расти (слайд 11). Они использовали растения для своих нужд, безжалостно уничтожали животных (слайд 12). И пришло время, когда ученые забили тревогу: некоторые виды растений и животных исчезли бесследно. Никто и ничто уже не вернет их. Некоторые виды растений и животных стоят на грани исчезновения (слайд 13). Поэтому наступила необходимость создать документ, который бы смог остановить человечество от бездушного уничтожения живой природы, самоуничтожения. И была создана Международная Красная книга (показ), тревожная книга, куда занесли исчезающие виды животных и растений (слайд 14). Истребление животных и растений, занесенных в Красную книгу, преследуется законом. Впоследствии была создана Красная книга России и других стран. Ученые нашей области создали Красную книгу нашего края, с которой мы сегодня будем знакомиться. Возможно, животные и растения, которых мы сейчас увидим, встречались вам и в нашей местности. Если вы увидите знакомый вид, поднимите красный кружок.

IV. Знакомство с растениями из Красной книги Пензенской области.

Прежде чем знакомится с растениями и животными, мне хочется вам сказать, что в нашей области создано немало заповедников и памятников природы. Познакомимся с некоторыми из них: заповедник «Приволжская степь», «Еланские степи», урочище «Шуро-Сиран», урочище «Дунькина речка», которое находится близ нашего села (слайд 15).

Будьте внимательны! В конце просмотра вы должны ответить на вопрос: к какой группе относятся данные растения и определить их вид.

1. Адонис (горицвет) весенний (слайд 16).

В Пензенской области отмечен в небольшом количестве в Башмаковском, Белинскаом, Вадинском, Городищенском, Кондольском, Кузнецком, Сердобском, Шемышейском районах. Растет на лесных опушках, в кустарниковых и луговых степях, по склонам оврагов. Светолюбив, требователен к насыщению почвы влагой, неустойчив к вытаптыванию. Цветет в мае. Размножается только семенами. Охраняется в заповеднике «Приволжская лесостепь» Пензенской области и на

территории памятников природы: «Урочище Шуро-Сиран», «Еланские степи» и другие. Погибает из-за распашки степей, неумеренного выпаса скота.

2. Прострел раскрытый (слайд 17).

Известны местонахождения во всей Пензенской области. Встречается в сосняках, разреженных сосново-широколиственных лесах, в кустарниковых и луговых степях, на песчаных дюнах. Охраняется в заповеднике «Приволжская лесостепь» и нескольких памятниках природы. Уничтожается из–за сбора для букетов, в качестве лекарственного сырья, распашки степей.

3. Ковыль перистый (слайд 18).

В Пензенской области распространён в Бековском, Каменском, Колышлейском, Кондольском, Лунинском, Малесердобинском, Пензенском и Сердобском районах. Обитает в степях, на лесных полянах, степных склонах, среди кустарников. Включен в Красную книгу России. Охраняется в заповеднике «Приволжская лесостепь». Погибает из-за неумеренного выпаса скота, сбора соцветий для сухих букетов. Сейчас вы видите поляну с произрастающим ковылем около нашего села в районе урочища «Дунина речка».

4. Морковник обыкновенный (слайд 19).

В Пензенской области распространен в Колышлейском, Кондольском, Лунинском, Малосердобинском, Неверкинском, Сердобском и Тамалинском районах. Развитие на засоленных почвах. Многолетнее растение. Уничтожается под влиянием распашки земель. Охраняется на Кунчеровском участке заповедника «Приволжская лесостепь», где встречается очень редко, а также в составе памятников природы: «Даниловская солонцовая поляна» и «Солонцовая степь». Погибает из-за редкости местообитания, пригодных для произрастания данного вида и распашки земель.

V. Практическая работа.

Определяем группу и вид растений. Работа с карточками.

Физкультурная минутка.

VI. Знакомство с животными из Красной книги Пензенской области.

Сейчас мы будем знакомиться с животными из Красной книги Пензенской области. Настроимся на просмотр. После просмотра вы должны определить, к какой группе относятся эти животные и почему.

1. Павлиноглазка большая (слайд 20).

Самая крупная из бабочек нашей области. Известно обитание в Пензенском, Кондольском районах и г. Пензе. Летают с конца мая по июль. Бабочки пугливы, летают вечером и ночью, не питаются, а живут за счет жировых запасов, накопленных на стадии гусеницы. Из-за низкой численности и редкости ощутимого вреда плодовым деревьям не наносят. Погибают из-за неблагоприятных условий зимовки.

2. Хохлатка Сиверса (слайд 21).

В Пензенской области известно обитание в Пензенском и Шемышейском районах и г. Пензе. Лет бабочек с начала апреля до начала мая. Активны в ночное время, днем неподвижно сидят на ветвях деревьев. Бабочки охотно прилетают на свет, что увеличивает вероятность их гибели.

3. Поганка серощекая (слайд 22).

В Пензенской области единичные гнездящиеся пары обнаружены в Кузнецком, Сердобском, Тамалинском и Вадинском районах. Прекрасно плавает и ныряет, взлетает неохотно, с длинным разбегом. Обычно поселяется отдельными парами. Питается мелкой рыбой, водными беспозвоночными, семенами и листьями водных растений. Численность уменьшается из-за отстрела в период охоты, беспокойства в гнездовой период.

4. Лебедь-шипун (слайд 23).

В настоящее время места ежедневного гнездования известны на Сурском водохранилище, на Селитбенском и Боровом озерах Кузнецкого района и на одном из прудов в Башмаковском районе. Не ежегодно гнездится в Пачелмском, Колышлейском, Кондольском районах. Гнездовые постройки из стеблей тростника, рогоза до 2 м. в диаметре располагаются вблизи открытой воды, иногда в зарослях. При гнездовании пара изгоняет со своей территории другие виды водоплавающих. Лебедей часто отстреливают и разоряют их гнезда.

5. Суслик крапчатый (слайд24).

Встречается в Камешкирском, Неверкинском, Колышлейском, Сердобском, Мокшанском, Белинском районах. Обитают по сухим лугам, балкам, склонам холмов, долинам рек. Придерживаются возвышенных мест. Активны, преимущественно, в утренние и вечерние часы. Характерна зимняя спячка с августа-сентября по апрель. Питаются зелеными и подземными частями растений и семенами. Погибают из-за химизации сельского хозяйства, а также истребительских работ.

6. Норка европейская (слайд 25).

В Пензенской области сохранился в переделах Земетчинского и Башмаковского районах. Обитание тесно связано с водоемами. Хорошо плавает и ныряет. Пищу составляют мелкие грызуны, рыбы, лягушки, раки, моллюски, околоводные птицы. Уничтожается из-за непомерного отстрела.

Практическая работа.

Физкультурная минутка.

VII. Работа с учебником.

Работаем с учебником. На с. 82-85 вы самостоятельно дома ознакомитесь с редкими видами животных и растений, занесенных в Красную книгу России. Сейчас работаем на с.86. прочитайте название статьи. Будь природе другом! Какое это предложение по цели высказывания? (Побудительное) К чему оно нас побуждает?

Работа по рисункам и правилам.

- Вспомним, почему нельзя рвать цветы и ловить бабочек? Почему в лесу нужно соблюдать тишину? (Ответы учащихся.)

- Прочитаем задание на с.86. Расскажите. (Ответы учащихся.)

- Читаем следующее задание. Читаем правила и рассматриваем экологические знаки. А сейчас проверим ваше домашнее задание. Каждый из вас сейчас выйдет, покажет свой знак и прочитает своё правило. (Ответы учащихся).

Молодцы, ребята!

Вы отлично справились с заданием. А сейчас мы посмотрим еще несколько правил поведения человека в природе(слайд 26)

VIII. Обзор научной и художественной литературы.

Ребята, я для вас приготовила очень интересные научные и художественные книги. (Рассматривание и краткая характеристика книг.) Эти книги вы можете взять и прочитать в школьной и сельской библиотеке. Надеюсь, что они вас заинтересовали.

IX. Заключительное слово учителя.

А теперь выполним последнее наше задание. Выберете нужное слово или словосочетание и подставим в предложение на слайде (слайд 27). (Ответы учащихся.)

-Ребята, а кем вы хотите стать? (Ответы учащихся).

Кем бы вы ни стали, помните, что благосостояние нашей страны напрямую зависит от вашего отношения к природе. Сохраните богатства Родины – будете богаты и вы. Не сохраните – будите жить в бедности (слайд 28). Наш урок мне хочется завершить словами русского писателя М.М Пришвина: « Мы хозяева нашей РОДИНЫ, и она для нас кладовая солнца с великим сокровищем жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять, их надо открывать и показывать. Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоёмы. В лесах, степях, горах разных ценные животные – будем охранять леса, степи, горы. Рыбе – вода, птице – воздух, зверям - лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять родину».

X. Домашнее задание.

Страница 82-83, индивидуальное задания: с. 84-85, составить свою Красную книгу – сделать книжку-раскладушку (слайд 29).

XI. Рефлексия.

Покажите смайлики – ваше отношение к уроку (слайд 30).

  • Понравился – ...
  • Не понравился – ...
  • Было скучно – ...

XII. Оценка работы учащихся за урок.

Молодцы, ребята. Вы сегодня хорошо поработали, справились с заданиями. (Оценки за урок.) Спасибо (слайд 31).

Приложение