Повторение написания буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу. Программа "Школа–2100"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  1. Отрабатывать практические навыки написания буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу в словах.
  2. Провести контроль каллиграфических навыков письма в одну линейку.
  3. Совершенствовать навыки письма.
  4. Расширить словарный запас, работать над развитием речи учащихся.
  5. Воспитывать объективность самооценки.

Тип урока: урок повторения и обобщения новых знаний.

Оборудование:

Ход урока

1.Организационный момент.

2. Знакомство с темой урока. Цели урока.

Долгожданный дан звонок
Начинается урок.

Сегодня мы отправляемся в путешествие на весёлом скоростном поезде до станции Чащино, где мы будем повторять правописание гласных после шипящих. (Приложение. Слайд 2)

(Звучит песня паровозика.)

- Ребята, а как вы думаете, зачем нам необходимо знать и уметь правильно писать буквосочетания? (Ответы детей.)

Закройте глаза и представьте, что мы на вокзале, конечно, чтобы отправиться в путь нам необходимо приобрести билеты. Но так как у нас необычное путешествие, то и билеты у нас будут необычные. Вагоновожатый выдаст билеты тем, кто правильно и красиво напишет слоги и грамотно спишет предложение. (Слайд 3)

3. Минутка чистописания.

1) Задания для контрольного чистописания: ОК, ВУ, ЧА, ЮР, ЧЕ, ЖИ, ИЛ, ЗЯ, ЩУ.

(Учитель проверяет правильность написания слогов. Похвалить за лучшие работы.)

2) Открывается доска: Шапкой Миши шишки сшибли.

  • Прочитайте предложение по слогам.
  • Проговорим вслух по слогам.
  • Это чистоговорка, давайте ещё раз попробуем проговорить.
  • Какой звук чаще повторяется? [ ш ]
  • Какие опасные места мы можем с вами выделить? (Дети называют опасные места, учитель на доске подчёркивает эти места.)
  • Спишите грамотно, так как написано на доске, подчеркивая опасные места.

Вы замечательно справились с этим заданием, а значит, всем выдаются билетики. Пройдёмте к поезду (раздаются билеты детям). (Приложение 2)

4. Словарная работа.

- Ребята посмотрите с нами в путь, оказывается, отправляются ещё пассажиры. Назовите их. (Слайд 4) (Корова, медведь, собака, заяц, ворона.)

(Ученики проговаривают слова.)

- Ребята, скажите, а как мы называем такие слова? (Словарные.)

Мы в дорогу с собой возьмём слова, которые тоже связаны с путешествием: билет, дорога, вагон.

(Слайд 5)

Запишите эти слова в словарик.

5. Физкультурная минутка.

Все пассажиры на месте, мы готовы отправиться в путь. А чтобы веселей нам ехать давайте немного поиграем.(Слайд 6)

Игра «Лишняя буква». (Приложение 3)

У каждого ряда на парте лежат слоги.

Задание: составьте из слогов слово, но не ошибитесь.

1 ряд слоги – ЕР, ШИ, ШЫ, ЖИ.

2 ряд слоги – НО, ЖИ, ЖЫ, ШИ.

3 ряд слоги – ШИ, ЛО, ШЫ, ЖИ.

Слова: ерши, ножи, шило.

- Ребята, а каких слогов в русском языке не существует? (Жы, шы.)

Давайте все дружно вместе изобразим наш скоростной пассажирский поезд. (Дети встают из-за парт, кладут руки на плечи друг другу и изображают поезд.)

6. Закрепление и обобщение пройденного.

1) Станция Чащино. (Слайд 7)

Вот, наконец, мы приехали на нашу станцию. Нас окружает замечательный лес. В лесу есть волшебное озеро, здесь живут звери, птицы, растут цветы, водятся в пруду рыбы, в названии которых мы можем встретить знакомое правило на правописание буквосочетаний.

- Какое это правило?

Давайте запишем в наши тетрадки названия зверей, птиц, рыб, растений на это правило.

2) Запись с комментированием: ежи, мыши, чижи, камыши, щука, ерши, бельчата, ужи, чаща.

3) Восстановить предложение.

- Ой, ребята посмотрите! Кто там в кустах!?

Попробуйте восстановить предложение и записать. (Слайд 8)

  • В кустах шуршат ежи.

Запишите это предложение себе в тетрадь.

Прочитайте на слоги, вспомните стихи о правописании этих буквосочетаний:

Сочетания жи-ши
(с буквой и всегда пиши).
Сочетания чу-щу
(с буквой у всегда пишу).
Чаща, дача и печать –
(нужно с буквой а писать).

(Слайд 9)

7. Итог урока.

- Как пишутся буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу? (Слайд 10)

Замечательно мы сегодня отдохнули на поляне в Чащино. Но нам необходимо возвращаться обратно. Все сели на свои места, никто не потерялся во время путешествия. Поехали домой (дети изображают звуки поезда чух-чух-чух...) Пока мы едим, на своих билетиках на обратной стороне, вы можете отметить, как вы себя ощущали во время путешествия (нарисовать).

Было интересно.

Было немного скучно.

Используемая литература:

  1. Д. Х. Гизатуллина Когда учиться трудно или русский язык в играх. Изд. 3-е, дополненное. – СПб: «Детство-пресс», 2000.
  2. Русский язык поурочные планы 1-2 класс. Издательство «Учитель» разработка, издание, 2010 (диск).
  3. Шаблон билетика скачан с ресурса www.liveinternet.ru.
  4. Песенка паровозика (http://leopold-baby.com/detskie-pesni/pesenka-parovozika.ht).