Вход в Личный кабинет

Подписка

• Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Научно-технический прогресс: "За" и "Против"

Разделы: Преподавание физики

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний

Форма урока: урок-размышление

Используемые технологии и методы: развивающее личностно-ориентированное обучение, групповая форма работы, использование учебной презентации, фрагмент документального фильма для анализа.

Цельурока:

• Обобщить знания по материалу физики 9 класса через рассмотрение вопросов, связанных с развитием научно-технического прогресса.

Задачи урока:

Образовательная:

• Повторить понятия: космонавтика и радиоактивность; основные этапы освоения космоса; использование ядерной энергии.
  • Оценить положительные и отрицательные стороны развития научно-технического процесса на примерах освоения космоса и использования ядерной энергии в современном обществе.

Развивающая:

• Формировать мировоззренческие идеи, связанные с угрозой миру и человечеству при развитии научно-технического процесса.
  • Развивать умение отстаивать свою точку зрения, приводить нужные аргументы, коротко, чётко и быстро излагать свои мысли.

Воспитательная:

Продолжить:

• формирование гражданской ответственности за результаты своей деятельности;
  • формирование экологического мышления.

Оборудование: Ноутбук, мультимедийный проектор, доска, учебная презентация, фрагменты документальных фильмов о запуске первого искусственного спутника Земли и об аварии на Чернобыльской атомной станции.

Обязательная литература:

• А.В. Перышкин, Е.М. Гутник Физика 9 класс Москва "Дрофа" 2005 год.

Дополнительные источники:

• Интернет-ресурсы.

Орг. момент: Сообщение темы урока, его целей.

Мотивация: Вводное слово учителя

Эпиграф:

Целый мир, охватив от земли до небес,
Всполошив не одно поколение,
По планете шагает научный прогресс.
Что стоит за подобным явлением?

Человек вышел в космос и был на Луне.
У природы все меньше секретов.
Но любое открытье-подспорье войне:
Тот же атом и те же ракеты:

Как использовать знанье - забота людей.
Не наука - ученый в ответе.
Давший людям огонь - прав ли был Прометей,
Чем прогресс обернется планете? [1]

НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС - использование передовых достижений науки и техники, технологии в хозяйстве, в производстве с целью повышения эффективности и качества производственных процессов, лучшего удовлетворения потребности людей.

Наш урок связан с двумя датами апреля:

• 12 апреля - День Космонавтики
  • 26 апреля - Годовщина трагедии на ЧАЭС

Эти две даты можно объединить, как этапы развития научно-технического процесса. Человек стремиться к совершенству, как самого себя, так и всего, что его окружает. Физика - постоянно развивающая наука, и порой человечество не замечает, что вторгается в природу, чаще всего, нарушая ее привычное развитие.

Наш урок посвящен решению проблем освоения космоса - вечной мечты человека и использования ядерной энергетики на Земле. Ваша задача сегодня - внимательно слушать, участвовать в разговоре, оценивать ответы и информационные сообщения.

Основная часть урока:

Человечество не останется вечно на Земле, но, в погоне за светом и пространством, сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет себе всё околоземное пространство. (К.Э. Циолковский)

На рубеже двух столетий - девятнадцатого и двадцатого - наш соотечественник, основоположник современной космонавтики К. Э. Циолковский стал рассматривать космос как возможную среду обитания человека, исследовать условия, в которых он окажется, совершая межпланетный полет. 4 октября 1957 года впервые в мире на орбиту был выведен искусственный спутник Земли. Так началась космическая эра в истории человечества.

По решению Международной авиационной федерации (ФАИ) 12 апреля отмечается Всемирный день авиации и космонавтики. В России мы отмечаем День космонавтики в ознаменование первого полета человека в космос. В этот день, 12 апреля, в 1961 году гражданин СССР майор Ю. А. Гагарин на космическом корабле "Восток" впервые в мире совершил орбитальный облет Земли, открыв эпоху пилотируемых космических полетов. Праздник установлен указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 апреля 1962 года.

Давайте вспомним основные этапы освоения космоса. Презентация 1.

В 1955 году было принято решение о строительстве стартовой площадки для космических ракет. Это было в Казахстане, вдали от крупных населенных пунктов. Место нахождения космодрома - Байконур (слайд 1).

Основоположники космонавтики - Константин Эдуардович Циолковский, Сергей Павлович Королев. Эти два человека положили начало освоению космоса (слайд 2).

4 октября 1957 года - начало космической эры - был запущен первый искусственный спутник Земли (ПС-1) (слайд 3) (демонстрация фильма о запуске ИСЗ).

• 20 августа 1960 года запущен космический корабль, на борту - собаки Стрелка и Белка (слайд 4).
  • 12 апреля 1961 года - день полета первого в мире космонавта, в Советском Союзе выведен на орбиту вокруг Земли первый в мире космический корабль-спутник "Восток" с Юрием Гагариным (слайд 5).
  • 18 марта 1965 - совершён первый выход человека в открытый космос (А. Леонов) (слайд 6).
  • 21 июля 1969 - высадка человека на Луну (Н. Армстронг) (слайд 7).
  • 17 ноября 1970 - мягкая посадка и начало работы первого в мире полуавтоматического самоходного аппарата, управляемого с Земли: Луноход-1 (СССР) (слайд 8).
  • 15 декабря 1970 - первая в мире мягкая посадка на поверхность Венеры: Венера-7 (СССР).
  • 19 апреля 1971 - запущена первая орбитальная станция Салют-1 (СССР).
  • 3 марта 1972 - запуск первого аппарата, покинувшего впоследствии пределы Солнечной системы (Пионер-10, США).
  • 12 октябрь 1975 - мягкая посадка двух космических аппаратов Венера-9 и Венера-10 (СССР) и первые в мире снимки поверхности Венеры.
  • 12 апреля 1981 - вывод на орбиту первого корабля многоразового использования ("Колумбия", США).
  • 20 ноября 1998 - запуск первого блока Международной космической станции.

Мы - дети Земли... Мы только стоим на пороге новой эры космической. Несмотря на то, что после первого полета человека к звездам на околоземных орбитах побывали уже сотни людей из разных государств, мы делаем в космосе лишь первые шаги. Отныне и навсегда мы тесно связали свою жизнь и свое будущее с космосом, стали на путь, ведущий к овладению неисчерпаемыми ресурсами Вселенной.

Какие же положительные стороны открыл нам освоение космоса?

Наблюдения и фотографирование атмосферы помогают изучать структуру облаков, составлять прогнозы погоды, своевременно обнаруживать бури, штормы, циклоны.

Не меньшее значение имеет использование долговременные обитаемые орбитальные станции для предупреждения катастрофических засух и наводнений. Космонавты помогают гидрологам изучать открытые и замкнутые водоемы, границы залегания и мощности снежного покрова в горах, колебания водного режима рек, а также составлять прогнозы маловодных и многоводных периодов. Такие прогнозы необходимы для строительства гидротехнических сооружений и их правильной эксплуатации, для предупреждения наводнений.

Космическое фотографирование важно для поиска полезных ископаемых, для изучения характера и интенсивности современных тектонических и физико-геологических процессов, для уточнения карт обширных и труднодоступных территорий Африки, Азии и горных массивов Антарктиды. Эти исследования помогают геологам выяснять закономерности образования геологических структур, определяющих распространение полезных ископаемых.

По космической фотографии можно также оценить состояние водных, лесных и земельных ресурсов отдельных географических районов Земли.

Выполнение в космосе ряда технических, астрофизических и медико-биологических экспериментов вызвало целый комплекс научных открытий, принесло бесценную информацию о законах и явлениях природы.

Космонавтика сделала объектами непосредственного изучения радиационные пояса, верхнюю атмосферу и магнитосферу Земли, межпланетный газ, околосолнечное пространство, Солнце, Луну, Венеру, Марс, звезды нашей Галактики, другие планеты Солнечной системы, туманности и т. д.

Планомерное освоение космоса содействует развитию производительных сил, решению кардинальных проблем науки и народного хозяйства страны новыми средствами.

Но не все так хорошо, освоение космоса ведет за собой:

• ухудшение экологической ситуации на Земле (безграмотное вторжение в природу)
  • разрушение атмосферной оболочки Земли
  • разрушение озонового слоя