Фронтальное занятие по развитию связной речи в подготовительной группе для детей с тяжелыми нарушениями речи

Разделы: Логопедия


Задачи:

  • уточнить знания детей о приметах весны, уточнить понятия "диалог", "рассказ", упражнять в составлении диалогов по малосюжетным картинкам, упражнять в грамматическим правильном оформлении предложений, развивать связную речь детей;
  • корригировать слуховое внимание детей на основе запоминания ответов товарищей, логическое мышление на основе раскодировки информации карточек;
  • воспитывать чувство уважения к товарищам.

Словарь: словарь предметов, глаголов, признаков по теме "Весна"

Материал: фланелеграф, 5 одинаковых конвертов, малосюжетные картинки, сюжетная картина "Весенняя прогулка", карточки с заданиями, атрибуты для фланелеграфа.

Ход занятия

I. Организационный момент

- Ребята, я принесла вам задания и спрятала их в одинаковые конверты. Чтобы узнать, чему будет посвящено наше занятие, нужно открыть конверт № 1.

Дети находят конверт № 1. Читают слово, написанное на листе бумаги.

Рис. 1

II

1. Сообщение темы занятия

- Сегодня наше занятие будет посвящено прекрасному времени года - ВЕСНЕ.

2. Актуализация полученных знаний

- Назовите весенние месяцы.

- Весна какая? (Дети называют слова-признаки.)

- Пора открывать конверт № 2.

Рис. 2

- Как вы думаете, что это значит?

- Мы с вами сейчас превратимся в художников. Будем рисовать весеннюю картину. Но мы будем необычные художники, мы будем составлять картину из деталей. Картина получится полной, если вы мне назовёте приметы весны.

- Наше правило:

Не перебивать друзей.

Слушать внимательно, чтобы не повторяться.

Рис. 3

На каждую названную детьми примету, логопед на наборное полотно выкладывает соответствующую деталь.

- Какая главная примета весны?

- Солнце какое?

- Солнце что делает?

Рис. 4

- Назовите ещё приметы.

- Небо какое?

- Снег какой?

- Снег что делает?

- Снег тает, что появляется?

Рис. 5

- Что вырастает на проталинах?

Рис. 6

- Травка какая?

- Ручьи какие?

Рис. 7

Весенние ручьи что делают?

- Как появляются сосульки?

- Что происходит с деревьями?

- Расскажите про птиц.

Рис. 8

p align="center">

Рис. 9

- Что происходит весной с животными?

Рис. 10

- Какая замечательная весенняя картина у нас получилась! Вы настоящие художники.

3. Составление диалогов по картинкам (малосюжетным)

- Пора открывать конверт № 3.

Рис. 11

- Что означает эта карточка?

- Что такое диалог?

- Сегодня наше занятие посвящено весне, и диалоги у вас будут тоже весенние. Рассмотрите внимательно картинки и составьте по ним диалоги.

Рис. 12

Рис. 13

4. Динамическая пауза

- Весной вся природа оживает. Давайте и мы с вами немного оживём, разомнёмся:

Солнце светит нам с утра,
В детский сад идти пора.
Лужи все мы обойдём,
Через грязь перешагнём,
На пути вот ручеёк,
Раз - прыжок и два - прыжок.
Вот и милый детский сад -
Здесь ребёнку каждый рад!

5. Рассматривание сюжетной картины

- Пора заглянуть в конверт № 4.

Рис. 14

- Что это? (Картина)

- В конверте лежит ещё что-то.

Рис. 15

- Что означают эти карточки?

- Как вы думаете, что нам нужно будет сделать? (Посмотреть и рассказать.)

- Посмотрите внимательно на эту картину. Мы сейчас поиграем в игру "Кто самый внимательный?" Вы мне будете называть предметы, какие нарисованы на этой картине. Предложения будут начинаться одинаково: "Я заметил или Я заметила :" и называете предмет. Повторять предметы нельзя.

- Давайте придумаем имена персонажам.

- Кто здесь может говорить?

- О чём они говорят?

- Придумайте диалоги персонажей.

6. Составление рассказа по сюжетной картине

- Остался у нас последний конверт № 5.

Рис. 16

- Что означает эта карточка?

- Художниками мы уже были, а сейчас будем писателями.

- Кто такие писатели?

- Мы с вами все вместе придумаем рассказ по этой весенней картине.

- Что такое рассказ? (Рассказ - это когда предложения стоят по-порядку, "дружат", понятно, о чём говорится, можно в голове "нарисовать" картинку.)

- Какие части есть у каждого рассказа? (Начало, середина, конец.)

- Имена героям мы уже придумали. О чём наши герои говорят, тоже.

- В какое время года произошла эта история?

- Наше первое предложение как раз будет посвящено весне. Составьте предложение про весну, чтобы подходило к теме нашего рассказа.

- Рассказывать будем по-порядку. Будьте внимательны, не забывайте наше правило.

Дети составляют расссказ по цепочке, логопед записывает его.

7. Чтение получившегося рассказа

- У каждого рассказа должно быть название. Название бывает коротким, но в нём должно быть передано главное из истории.

III. Подведение итогов занятия, оценка деятельности детей

- Ребята, что для вас было самым трудным на занятии? Что понравилось больше всего?

- А вот что я думаю о вашей работе на занятии.

Рис. 17