Из опыта работы классного руководителя "Формирование социально активной личности подростка"

Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство


Идеи управления развитием личности, психолого-педагогической поддержки личностного роста, обеспечения объективных и субъективных условий для развития воспитанников близки и понятны любому педагогу, мне в том числе, и в той или иной мере реализуются в практике образования. В то же время восприятие содержания воспитания как управления процессом социализации личности, на мой взгляд, еще не в полной мере освоено учителями и нуждается в теоретическом и практическом обосновании. Каковы взаимосвязь и соотношение процессов воспитания и социализации личности? Возможно ли влияние воспитания на процесс социализации, если это такие непохожие процессы? Что конкретно должно обеспечить воспитание, чтобы социализация была успешной? Каковы функции воспитания по управлению процессом социализации личности? Вот те вопросы, которые встали передо мной в начале исследования, и, несомненно, требовали раздумья, поиска и определения путей реализации на практике.

В условиях вечерней школы педагогам практически не предложены эффективные пути формирования социально активной личности. Однако на сегодняшний день кардинальные преобразования в обществе требуют создания научно обоснованной системы организации внеклассной деятельности, направленной на формирование социально активной личности учащихся вечерней школы. Наша жизнь на первый план выдвигает необходимость использования передовых, инновационных средств и методов обучения и воспитания. [4] Вышеизложенное позволяет выделить ряд противоречий между:

  • потребностями общества в высокой социальной активности его граждан и недостаточным уровнем ее развития у учеников вечерней школы;
  • необходимостью воспитания социализированного и культурного человека в условиях коренного изменения информационной среды и отсутствием научно обоснованных методов воспитания на основе использования новых образовательных технологий;
  • необходимостью формирования социально активной личности и отсутствием разработанной системы эффективных средств и методов формирования социально активной личности в условиях вечерней школы.

Формирование социально активной личности – сложный противоречивый процесс. [6]. Первые вопросы, которые возникли в начале исследования: что такое социально – активная личность, какова ее структура, каково положение в обществе социально – активной личности? Норма (модель) социально активной личности – это способность личности в своем развитии обретать социальную сущность человека, имеющего такие особенности: отношение к другому человеку как к самоценности; способность к самоотдаче; творческий характер жизнедеятельности; способность к свободному волеизъявлению; возможность проектировать свое будущее; внутренняя ответственность перед собой, другими людьми, прошлым и будущим; стремление к обретению смысла жизни. “Социализацией называется процесс усвоения индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений”, – такое определение дает психологический словарь и добавляет: “В процессе социализации человек приобретает убеждения, общественно одобряемые формы поведения, необходимые ему для нормальной жизни в обществе”. [6]. Я пришла к выводу, что социализация индивида, его становление личностью – это ни что иное, как попытка “выживания”. В процессе социализации подросток приобретает социальный опыт деятельности, который включает:

  • ценностный опыт: нравственные нормы, ценности;
  • операциональный опыт: общетрудовые умения, навыки саморегуляции, развитие психологических процессов (памяти, мышления, воображения и др.), реалистичности жизненных планов;
  • опыт первичной активизации: оперативная адаптивность к стабильным и нестабильным условиям, социальная устойчивость к негативным воздействиям, адекватный уровень достижений;
  • опыт отношений и сотрудничества: коммуникативные знания, умения, умения решать конфликты, работать в команде, быть мотивированным;
  • опыт рефлексии – способность к самоанализу, принятию решений, умение делать выбор и нести ответственность за свои поступки.

По мнению А.В. Мудрика, социализация – двусторонний процесс:

  1. индивид усваивает социальный опыт, входя в определенную социальную среду;
  2. воспроизводит систему социальных связей за счет активного вхождения в среду.

Таким образом, человек в процессе социализации не только обогащается опытом, но и реализует себя, самоопределяется. Процесс и результаты социализации заключают в себе внутреннее противоречие, внутренний конфликт: “В идеале социализированный человек должен быть способен противостоять если не обществу, то тем или иным жизненным обстоятельствам. Однако мы встречаем людей, полностью социализированных, фактически растворившихся в социуме, но не готовых и не способных к той активности, которая нужна для противостояния среде, воздействия на нее, возможно более полной самореализации в процессе социализации”. [5]. Компоненты социально-педагогической деятельности я отразила в следующих задачах их реализации: социальное обучение, социальное воспитание, социально-педагогическое сопровождение. Приемы педагогической технологии Г.К.Селевко (технология саморазвития личности) приняты мной и используются на практике, что можно проследить через цикл заданий развития индивидуальности личности, которые создали возможность для самоопределения учащегося:

  • выбор заданий;
  • выбор уровня сложности;
  • как и с кем делать задание;
  • определение позиции относительно какого-либо вопроса;
  • задания на самоопределение, когда от школьника требуется выбор нравственной, научной, эстетической, идеологической позиции;

На начальном этапе эти задания не всеми были приняты. Ребятам было трудно выбрать для себя уровень сложности заданий, выбрать партнёров по работе, работать самостоятельно и инициативно. И ещё труднее – определить личную позицию относительно какого-либо вопроса. Но я старалась внушить им уверенность в своих силах, помогала буквально пошагово, учила учиться, разбираться в себе. Неизвестно, кому было сложнее: ученикам или учителю? Проведя входящую диагностику, определила уровень сформированности нравственности, воспитанности, самооценки. На классных часах давала советы подросткам. Концептуальной основой разработки таких классных часов явились теоретические положения А.Маслоу о самоактуализации как творческом освоении действительности, особых отношениях с миром. Тематика классных часов:

  • “Я вижу этот мир так…”
  • “Моё здоровье”
  • “Я – хозяин своей жизни”
  • “Человек свободного общества”
  • “Профессиональное и личностное самоопределение”
  • “Четвёртая власть. СМИ в современном мире”
  • “Свобода и ответственность – выбор 21 века”

Затем предлагала учащимся попробовать свои силы в различной деятельности (от создания слайдов, подготовки сообщения, до участия в создании фильмов) и их же просила дать собственную оценку, что из этого вышло. Развитие индивидуальности личности включало в себя и другие приёмы, которые помогли участникам учебно-воспитательного процесса раскрыть потенциал, а именно:

  • задания на “включение” самореализации (творчество в содержании работы – сделать эскиз странички школьной газеты, отобрать нужный материал для работы по разработке сценария, подбор игр на мероприятие);
  • задания, ориентированные на совместное развитие школьников (совместное творчество с применением специальных технологий и форм групповой работы – создание групповых проектов по предмету и сценариев фильмов, участие в репетициях);
  • задания и группа приемов организации учебно-воспитательной работы, направленных на развитие стремления изменить себя, совершенствовать и саморазвивать (прослеживается проявление различных качеств: терпение, творчество, практичность, умение взаимодействовать и т.д.).

Профессор Института развития образования г. Ярославля Герман Константинович Селевко, совместно с группой ученых-практиков, разработал и внедрил в практику курс “Самосовершенствование личности” по классам, который был использован мною, как и другими учителями-предметниками, радеющими за воспитание социально активной личности подрастающего поколения. Задача взрослого человека – обратить внимание на мельчайшие особенности личности школьника и с уважением отнестись к её проявлениям, даже когда эти проявления не отвечают ожиданиям педагога. Необходимо убедить растущего человека в ценности, полезности и необходимости проявлений его индивидуальности. [8]. Какие же реальные условия я создавала, чтобы способствовать продвижению ученика к вершине самоактуализации? Необходимы были особые умения, специальная технология коммуникации, позволяющая создавать условия, способствующие развитию индивидуальности. Коммуникация определяется как процесс обмена информацией, что является наиболее важным в системе общения. Так как информация полезна, важна и интересна в получении, значит, передача информации осуществляется для того, чтобы влиять на партнера, изменяя его знания, убеждения, опыт, переживания и психические состояния, и как следствие – поведение. Успех в самосовершенствовании учащегося зависит от характеристики самой информации – её убедительности, доказательности, непротиворечивости, и представления подопечных об источнике информации (кто её передает). [8]. Не секрет, что более охотно воспринимается и используется информация, поступающая от искреннего, дружелюбного, не имеющего враждебных намерений или корыстных планов субъекта. Чтобы лучше понимать друг друга, не делать словесных ранений, созданы “приемы общения”. Это элементы, составные части видов общения. Их применение помогало мне разрешать конфликтные ситуации, обеспечивало гибкость и эффективность общения. В вербальном общении это такие приёмы, как:

  • рассказ об аналогичном поступке (педагог вспоминает о факте, сходном по смыслу с поступком, о котором идет речь, и помогает воспитаннику самостоятельно установить аналогию этого факта со своим поведением, верно оценить его, чтобы в дальнейшем вести себя правильно);
  • обращение ко всему коллективу (учитель обращается ко всему коллективу, не адресуясь к кому-нибудь конкретно, и расчет делается на то, что адресат сам поймет ошибочность своего поведения и сделает соответствующие выводы);
  • остроумная шутка, реплика, замечание, ответ педагога (юмор позволяет безболезненно предупредить или ликвидировать самый сложный конфликт, нейтрализовать напряжение);
  • переключение (целесообразно отвлечь ученика, переключить его внимание и деятельность на новое занятие, другую работу, таким образом побороть негативизм, добиться нормальных взаимоотношений с учащимся или группой);
  • отвлечение (отвлечь ученика, мешающего работать, направив его внимание на какую-нибудь неожиданную, интересную деятельность, не мешающую ходу учебно-воспитательного процесса), прием парадокса (возникшая ситуация используется педагогом, чтобы нарушителей и дезорганизаторов показать в смешном свете);
  • незамеченного оскорбления (педагог не обижается на неумный поступок, грубую шутку, проявление невоспитанности);
  • авансирование доверием, похвалой (трудных учащихся, вставших на путь исправления).

Чтобы управлять развитием индивидуальности личности, я применяла следующее:

  • приемы организации учебно-воспитательной работы, создающие возможность для самореализации, самопознания, самоопределения, совместного развития;
  • применяла элементы коммуникативных технологий, помогающие создавать ощущение безопасности, принадлежности, самоуважения;
  • создавала позитивное информационное пространство (пропаганда здорового образа жизни, выпуск школьной газеты, обучение работе в Интернете);
  • формировала имидж доброжелательного и авторитетного педагога (педагогика сотрудничества, создание молодёжного объединения, эмпатия).

Повторное исследование (тестирование) выявило ряд позитивных изменений:

  • повысился уровень воспитанности, уровень сформированности нравственности;
  • в лучшую сторону изменилось отношение к нравственным нормам;
  • выше стал уровень психологической комфортности, удовлетворённости общением с одноклассниками;
  • немного повысился уровень обученности класса.

Актив класса вышел с предложением организовать в школе молодёжное творческое объединение, возобновить выпуск школьной газеты (Приложение 1). По инициативе моих ребят стали проводиться школьные праздники, сниматься видеофильмы. В итоге, мой 11-А стал эпицентром интересной школьной жизни. Но останавливаться на достигнутом я не собиралась, проблемы ещё были, и над ними предстояло хорошенько поработать. Не всё шло так гладко. Для выпуска школьной газеты нужны были компьютеры, фотоаппарат, видеокамера. Финансовые затруднения не позволяли приобрести сразу всё. В пользование шла своя личная аппаратура, лишь бы было интересно и по-серьёзному. Были срывы и у ребят, и у меня. Порой одолевала усталость и разочарование: не все ребята в классе были настроены позитивно, зачастую происходили конфликты с учителями и одноклассниками. Даже имел место случай, когда наш одноклассник вне школы совершил серьёзное правонарушение. Но я была уже не одна – у меня были настоящие друзья – активисты класса. И помощь от них, и поддержка были вполне реальными. Буквально через год, осаждая кабинет директора, ребята добились покупки фотоаппарата и допуска их в компьютерный класс для работы над газетой. Подрастающее поколение в современных кризисных условиях сталкивается с особой сложностью выбора на этапе становления личности в связи с тем, что общество переживает смену социально-нравственных ориентиров. [1]. Система ценностей подростка модернизируется, укрепляется и развивается. Исследования, проведенные среди учащейся молодежи в конце 11-го класса, позволили мне констатировать достаточно тревожное положение в системе социального воспитания, был выявлен низкий уровень развития ценностных ориентаций. Возникла необходимость активизации социально-педагогических воздействий для формирования активной гражданской позиции, нравственно-этических идеалов. Я решила, что помимо обучения, подростки и молодежь должны получили реальную возможность практически осваивать умения, ведущие к овладению механизмами социальных отношений между людьми. Помочь молодому поколению адаптироваться в современных условиях нашей жизни, а также реализовать свои потребности в социализации смогло школьное молодежное творческое объединение студия “Диалог” (Приложение 2). Эта студия была организована в 2007 году на базе 11-го “А” класса, где я была классным руководителем. Я понимала, что самоорганизация и самоопределение молодёжи дадут возможность естественного вхождения в систему открытых гражданских отношений и подготовки к самостоятельной жизни. Молодежное объединение представляло собой общественное формирование, в котором вместе со взрослыми добровольно объединяются молодые люди для совместной деятельности, удовлетворяющей их социальные потребности и интересы. Важно было то, что подростки существуют как социальная группа, а, значит, связаны с обществом и участвуют в общественной жизни. Для поднятия престижа школы, расширения круга общения подростков, поддержания связи с выпускниками и родителями, развития навыков самоуправления и демократии было необходимо использовать современные технические и информационные ресурсы, такие как Интернет и малотиражные печатные издания. Группа ребят из молодёжного объединения (литературная студия) осуществляют выпуск школьной газеты “Диалог”. Газета – важнейшее средство самовыражения личности. Именно школьные газеты позволяют подросткам научиться высказывать свои идеи, помогают лучше познать себя, открыть мир. [2]. Кроме того, в процессе совместной деятельности по изданию газеты между представителями разных поколений устанавливаются отношения взаимопонимания. Большим достижением представляется создание разновозрастного коллектива редколлегии, налаживание тесной связи с выпускниками, сотрудничество с родителями. Ребята сами редактируют заметки, проводят школьный экспресс-опрос, берут интервью, делают фотомонтаж. Все интересные предложения по поводу издания газеты рассматриваются, выносятся на суд общественности. А неординарных предложений порой бывает очень много. Кроме всего прочего школьная газета – отличный способ для юных корреспондентов набраться практики: они учатся ответственности за собственное слово, учатся прогнозировать общественный резонанс, который вызовет публикация на ту или иную тему. Действительно, мир школьной прессы – очень значимая часть жизни учебного заведения. Наша газета издаётся всего пять лет, но уже видны результаты нашего труда – ребята стремятся совершенствоваться, быть лучше, чем другие, чтобы попасть на страницы газеты, чтобы об их достижениях знала вся школа. А самой большой наградой за труд является признание читателей, тех, ради кого мы так долго шли к своей цели, и которой наконец-то достигли. Одним из направлений работы молодёжного объединения “Диалог” стало создание школьной фильмотеки. Сразу хочу отметить, что данный проект никоим образом не претендует на ноу-хау в воспитательном процессе. Да и фильмами наши произведения можно назвать с большой натяжкой. Для чего я это делаю:

  • во-первых, сплочение коллектива подростков;
  • во-вторых, создание своеобразного архива фото- и видеоизображений школы, которые пригодятся, например, при подготовке выпускного вечера, вечера встречи выпускников и других мероприятий;
  • в-третьих, для родителей, которым крайне полезно и интересно видеть, как их чада проводят время в школе, чем и кем интересуются;
  • в-четвертых, собственно, обучение подростков работе с фотоаппаратом, кинокамерой и компьютером.

На сегодняшний день итогом нашей работы стало создание ряда фильмов о классе, о школе и её учителях, фильмов, приуроченных к различным датам. Студия “Диалог” принимала участие в районном кинофестивале “Хит сезона”, мы получили грамоту Главы города за создание видеоролика об Амурске. Таким образом, видны явные позитивные изменения, виден рост активности подростков в общественно значимых видах деятельности, снижение правонарушений и других негативных явлений:

  1. самореализация личности (развитие индивидуальности) в деятельности молодежного объединения способствует разрешению актуальных проблем социализации подрастающего поколения;
  2. педагогическое сопровождение самореализации личности в деятельности молодежного объединения позволяет сделать процесс социализации эффективным.

Все перечисленные выше приёмы развития индивидуальности личности перекликаются друг с другом, и поэтому можно с уверенностью говорить о том, что формирование социально активной личности школьника через управление развитием его индивидуальности в учебно-воспитательном процессе было эффективным при условии совместной организованной деятельности, в которую я включала своих воспитанников. Возникает резонный вопрос, как нам узнать, сколь далеко готов устремиться ученик в своем развитии? Ответ прост. Он сам совершает, либо не совершает выбор в пользу развития. Никто не может решить за него, по какому пути он должен идти. Все, что мы можем сделать, – это поманить его вперед, при этом с уважением отнестись к любому выбору подростка, признав за ним право на страх и медлительность. [3]. Школьный уровень уже был доступен и взят штурмом, хотелось чего-то большего. Но вечерняя школа в городе всего одна, а с дневными состязаться ещё не хватало смелости. Выход подсказали сами ребята. На базе нашей школы стали ежегодно проводиться межрайонные семинары вечерних школ Комсомольска на Амуре, Солнечного, Эльбана. К семинарам мы готовили фильмы, ролевые игры и круглый стол. А совсем недавно с успехом провели блиц-форум с молодёжным объединением “Диалог”. Уверенность в своих силах, несомненно, укреплялась. Школьная администрация приобрела для молодёжного объединения кинокамеру, и началось обучение нехитрому ремеслу – съёмке и монтажу фильмов. Обобщая свой опыт педагогической деятельности, подводя итоги исследованию, хочу отметить, что результаты радовали. К окончанию школы у подростков повысился уровень самооценки, уверенности в своих силах – это способствовало успешности в жизни (удачной социализации). С 2005 по 2009 год 23 моих выпускника поступили в ВУЗы, 7 человек – в педагогические. Несколько человек через год после окончания школы сменили временную работу на постоянную, родили детей и создали семьи. Около 40% учеников моего класса продолжают обучение после окончания школы, 7 человек в ВУЗах. В 2009 году я была награждена Грамотой Министерства Образования края.

Доверие к ученику, формирование реально осознаваемых и реально действующих мотивов его поведения, анализ конфликтных ситуаций, в которые он часто попадает, личный пример педагога, дальнейшее позитивное воздействие педагога своим авторитетом на отношения подростка с одноклассниками, помогает корректировать адаптацию дезадаптивных детей, преодолевать трудности общения, неадекватность поведения и повышает тем самым социальный статус молодого человека.

Список использованной литературы:

  1. Газман О.С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию ХХI века / О.С. Газман. // Классный руководитель. – 2000. – № 3. – С. 6–33.
  2. Голованова Н.Ф. “Социализация школьников как педагогическое явление”. – М., – 1998. – С.15, 63–71.
  3. Каникулы: игра, воспитание : О пед. руководстве игровой деятельностью школьников. Книга для учителя / О. С. Газман, З. В. Баянкина, В. М. Григорьев и др.; Под ред. О. С. Газмана. – М.: Просвещение, – 1988. – 159 с.
  4. Кон И.С. “Психология старшеклассника” : Пособие для учителя. Просвещение. – М., – 1980. – С.23–31.
  5. Мудрик А.В. Индивидуальная поддержка в социальном воспитании / А.В. Мудрик. // Классный руководитель. – 2000. – № 3. – С. 36.
  6. Мудрик А.В. “Общение как фактор воспитания школьников”. – М. Педагогика. – 1984. – С. 55.
  7. “Психология современного подростка” под редакцией Д.И.Фельдштейна – М. Педагогика. – 1987. – С. 73.
  8. Степанов В.Г. “Психология трудных школьников” – М. “Академия”. – 1997. – С. 213.
  9. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие для педагогических вузов и институтов повышения квалификации. – М.: Народное образование. – 1998. – С. 255.