Бисероплетение на уроках природоведения

Разделы: Технология


В старину детей приобщали к бисерному рукоделию с 6 лет, и к 7 годам они достаточно уверенно низали цепочки – основы для украшений. К 10–12 годам многие из них справлялись со сложными изделиями, а к 14–15 наиболее талантливые могли на основе народных традиций создавать узоры, владея практически всеми техниками работы с бисером. Сегодня, к сожалению, генетическая связь поколений во всех рукодельных работах утрачена.

Многие родители стараются развивать интеллектуальные способности своих детей, забывая о том, что “способности детей находятся на кончиках их пальцев” (В. Сухомлинский). И как следствие, сегодня педагоги все чаще сталкиваются с такой проблемой как развитие мелкой моторики рук учащихся, и вынуждены решать ее в больших детских коллективах, а это значительно труднее, чем при индивидуальном обучении. Бисерное рукоделие и является одним из способов решения этой проблемы.

Как показывает опыт работы, учащиеся младших классов вполне способны осваивать приемы работы с бисером и стеклярусом в условиях урочной системы. Основываясь на этом, я хочу предложить вам ряд семинаров на тему “Уроки бисерного рукоделия на уроках природоведения”. Цель этих семинаров заключается в оказании помощи педагогам начальных классов в подготовке и проведении уроков бисерного рукоделия на уроках природоведения и труда. А так же, в преодолении проблемы развития мелкой моторики рук у обучающихся начальной школы. При подготовке семинаров были учтены возрастные особенности учащихся, и поэтапность изучения такого предмета как природоведение (окружающий мир, естествознание, краеведение). Я предлагаю вашему вниманию первый из них. Его тема: “Изготовление ветки рябины”. Последующие семинары будут разрабатываться на темы: “Животный мир”, “Мир насекомых”, “Подводный мир”, “Мир цветов” и т. д. Что бы ни тратить ваше время на теоретические занятия, для Вас подготовлен методический материал, в котором содержаться определенные рекомендации к проведению урока по этой теме, с использованием стихов, загадок, физкультминутки и упражнений, способствующих расслаблению и отдыху глаз.

Практическая часть.

Методические рекомендации для проведения уроков бисерного рукоделия на уроках природоведения.

Немного истории.

.Само название “бисер” происходит от арабского “бусра” или “бусер”. Так называли маленькие бусинки из непрозрачного матового стекла, изготовлявшиеся в Египте.

Вот уже много поколений рассказывают легенду об открытии стекла.

“ Однажды купцы, идущие с караванами по пустыне, вынуждены были заночевать, и, чтобы не замерзнуть (а ночи в пустыне очень холодные) и приготовить ужин, они развели костер. Так как поблизости не было камней, то временный очаг сложили из больших кусков соды, которую везли на продажу. Поужинав, купцы легли спать возле догорающего костра. Утром один из них обнаружил на кострище куски почти прозрачного материала, которого не было вечером”. Купцы догадались, что этот материал появился благодаря соде, песку, и огню, – так было открыто стекло”.

Дословно “бусер” переводится как “фальшивый жемчуг”. Это были маленькие, неправильной формы кристаллы стекла, которым во время обработки придавали округлую или многогранную форму История бисера неотрывно связана с историей стекла. Изготавливать стеклянные предметы древний человек научился еще в IV тысячелетии до нашей эры. Со временем он совершенствовал свое мастерство, и во II тысячелетии до нашей эры стал выплавлять прозрачное стекло, а в I тысячелетии нашей эры – цветное. К этому времени уже делали небольшие предметы для дома, а бусины становились все мельче и мельче.

Так и появился бисер.

“Изготовление ветки рябины”.

Во время беседы обязательно нужно проводить сопоставление природного объекта и его бисерного изображения.

Педагог должен обратить внимание на то, как строение того или иного объекта природы влияет на выбор материалов для работы, и на используемые технологические приемы. Желательно, чтобы дети сначала внимательно рассмотрели объект, который будут изображать в бисере. Для этого перед началом работы необходимо рассмотреть вместе с детьми хорошие иллюстрации.

Листья рябины имеют зубчатый край. Но учащимся начальных классов передать такое строение в бисере сложно. Поэтому учитель говорит об этом, но низать дети будут более простые листики. Так как рябина поспевает в сентябре и долго стоит с плодами на ветвях, то целесообразно изготавливать листья не чисто зелеными, а с добавлением красных и оранжевых тонов. Для создания настроения хорошо почитать стихи о рябине, вспомнить загадки.

Прекрасный заполярный город
С красивой флотскою судьбой…
Североморск! Безмерно горд я!

Знакомством дорожу с тобой!
Здесь гроздья красные рябины,
Как в небе праздничный салют,
В июне – вешние разливы
А в сентябре снега идут.
Козлов А. С.

В пушистом белом инее
На улицах рябины.
Вонзились в небо синее
Верхушкой звезд рубины!
Козлов А. С.

Осень в сад к нам пришла.
Красный факел зажгла.
Здесь дрозды, скворцы снуют.
И, галдя, его клюют.
(Рябина)

Весной зеленела,
Летом загорела,
Осенью кораллы
Красные одела.
(Рябина)

Гимнастика для глаз.

Работа с бисером и стеклярусом вызывает напряжение глазных мышц. Упражнения следует делать ежедневно утром и вечером, а в случае увеличенной зрительной нагрузки – еще и днем.

Упражнение.

Исходное положение (И. п.) – сидя свободно, без напряжения.

  1. Закрыть глаза.
  2. Сложить ладони “домиком” – тыльная сторона кисти и пальцы образуют почти прямой угол. Большой палец лежит сбоку на указательном, в области второго от ногтя сустава. Положить согнутые таким образом ладони на глазницы, но не касаться при этом глазных яблок. Центр ладони находится, напортив зрачка.
  3. Представить себе, что внутри ладоней находится маленькая печка. Тепло практически сразу соберется внутри ладони. В течение 0,5-1 минуты необходимо направлять это тепло в глаза.

Для определения времени можно считать до 30 (60) или подобрать считалку (стихотворение) на 0,5–1 минуту. Например:

От работы с бисером
Глазки отдыхали,
Мы согрели их ладошкой,
Чтоб не уставали.

Наиболее частые ошибки детей:

  • ладонь плашмя кладут на глазницу;
  • закрывают глазницу не центром ладони, а плоско лежащими пальцами или местом перехода ладони в пальцы в области пястно-фаланговых суставов;
  • давят ладонями или пальцами на глаза.

Педагог поясняет, что при давлении на глаза ладонями или пальцами глаза не отдыхают, но еще больше устают.

Физкультминутка.

Упражнение 1.

И.п. – стоя в проходе между партами (столами), желательно в шахматном порядке, чтобы не мешать друг другу.

  1. Поднять руки вверх и чуть в стороны со сжатыми кулаками. Активно потянуться, напрягая при этом мышцы спины и рук.
  2. Расслабить все мышцы и как бы бросить руки вниз.

Повторить 3–4 раза.

Упражнение 2.

И.п. – стоя в проходе между партами (столами), желательно в шахматном порядке, чтобы не мешать друг другу.

  1. Руки тянуть в разные стороны по горизонтали по команде учителя “натянуть веревочки”.
  2. Руки расслабить и “бросить” вниз – “веревочки оборвались”

Повторить 3–4 раза.

Последовательность изготовления ветки рябины.

Способов изготовления и оформления ветки рябины существует множество, это вы можете наблюдать на представленной здесь выставке. Последовательность изучения различных способов подчиняется определенной логике, по принципу “от простого к сложному”. Многое зависит и от психофизических особенностей класса в целом и каждого учащегося отдельно.

Остановимся на самом простом по нашему мнению способе. При изготовлении изделий этим способом используются:

  • Крупные красные бусины для выполнения ягод.
  • Черный бисер для закрепления ягод.
    Так как плоды рябины в основном созревают в сентябре, то для изготовления осенних листьев, целесообразно использовать смешанный бисер.
  • Бисер 3–4-х цветов: зеленый двух оттенков, оранжевый, красный.
  • Тонкая проволока, желательно коричневого или черного цвета.
  • Кусачки для проволоки.
  • Контейнер для промежуточного складывания заготовок.
  • Коробочки для высыпания бисера.

Итак, приступаем к работе. Начнем с изготовления ягод.

  • Отрезаем щипчиками проволоку примерно 10 см длиной, набираем одну черную бисерину, ставим ее на середину проволоки (рис 1).
  • концы проволоки соединяем, скручиваем вместе, начиная от бусины (рис 2).
  • Проденьте заготовку в красную бусину. Ягода готова (рис 3).
    Так изготовьте все ягоды. Постепенно складывая их в контейнер. Затем начинаем собирать гроздь рябины.
  • Скручиваем по три ягоды, начиная с конца проволоки, до одной трети величины проволоки (рис 4).
  • Теперь соединяем по две заготовки вместе. Так повторяем еще раз. И окончательно собираем гроздь, располагая заготовки одну над другой (рис 5).
    Начинаем плести листья. Так как мы будем плести осенние листья, смешиваем 3–4 цвета бисера.
  • Отрезаем щипчиками проволоку примерно 15 см длиной. На одном конце закручиваем петлю. Это необходимо сделать для того, чтобы бисер не спадал с проволоки. Набираем 3 см смешанного бисера. Левой рукой отодвигаем набранный ряд бисера от конца проволоки с петлей на 3-4см. Другой конец проволоки вставляем в предпоследнюю из набранных бисерин (рис 6).
  • Набираем еще 3 см бисера. Сводим оба конца проволоки вместе, скручиваем до конца (рис 7).
    Готов самый маленький листок. Обращаю ваше внимание на то, что нужно изготовить не четное количество листьев. Так как самый маленький листок располагается в верхней части веточки отдельно, а остальные попарно. По этой же схеме плетутся все остальные листья. Но для каждой последующей пары увеличивается величина отрезка проволоки на 4см. А количество бисера на 1–1,5 см. Рекомендуем выполнить по 6 пар листьев, и 2 маленьких. Чтобы изготовить две веточки.
    После того как изготовлены все листья приступаем к сборке ветки. Сборка начинается с маленького листа.
  • Прикладываем к маленькому листу заготовку листа из последующей пары (рис 8). Направляем проволоку параллельно проволоке маленького листа, скручиваем вместе.
  • Следующий лист из пары прикладываем напротив присоединенного (рис 9). Повторяем операцию. Отступив 1,5–2 см, повторяем еще раз все действия. Так собираем всю ветку.
  • Теперь пришло время собрать всю композицию. Берем готовую веточку с листьями, к ее окончанию прикладываем собранную гроздь. Направляем проволоку параллельно проволоке ветки, скручиваем вместе. Ветка рябины готова (рис 10).

Схема изготовления ветки рябины.

Но теперь мы встаем еще перед одной проблемой. Сама по себе выполненная вами ветка рябины имеет не законченный вид. Ее надо оформить в рамку. Не обязательно использовать купленную в магазине рамку. Предлагаю вам очень простой вариант оформления работы самостоятельно.

Порядок действий при изготовлении рамки

Для этого вам понадобится:

  • картон двух контрастных цветов;
  • клей карандаш;
  • остатки бисера;
  • шаблоны из бумаги или картона: 10х15;
  • 2х10, 2х15. Шаблоны 2х10 и 2х15 срезаются на краях под углом в 45º в разные стороны. Обратите внимание на то, что эти шаблоны должны вырезаться в зеркальном отражении.
  • нитки черного цвета № 40;
  • швейная игла с большим “ушком”;
  • простой карандаш;
  • канцелярская скрепка средних размеров.

Последовательность изготовления:

  • Из цветного картона одного цвета вырезаются 2 прямоугольника 10х15 см (Рис 1).
  • Шаблоны 2х10, 2х15 вырезаются из картона другого цвета (рис 2, 3).
  • На один прямоугольник 10х15 см наклеиваются боковые стороны рамки (по шаблонам 2х10, 2х15),
  • Примеряется готовое изделие. Карандашом наносится линия пришива изделия.
    Иглой прокалываются 2–3 отверстия для пришива изделия. Пришивается изделие.
    Выполнение этой операции детьми самостоятельно, зависит от индивидуальных особенностей. Чаще всего эту операцию выполняет педагог. При этом обратите внимание на то, что ветка крепится по стволу и под ягодами. Для этого нужно на время крепления отогнуть ягоды вверх.
  • Раздвинуть скрепку в прямую линию.
  • Придать ей форму подковы.
    На втором прямоугольнике 10х15 см. проколоть отверстия (рис 4).
  • Вставить скрепку. Концы скрепки развести в стороны. Получилась петелька.
  • Приклеить получившуюся деталь к обратной стороне заготовки.

Рамка готова.

Схема изготовления рамки.

Литература.

  1. Баскова Т. Н. /Бисер. Уроки труда в начальной школе. /Метод. Пособие. – СПб “Паритет”, 2003. – 192 с., цв. Вклейка.
  2. Божко Л. А. / Бисерное плетение для начинающих/ Людмила Божко. – М. АСТ Астрель, 2009. – 96с. Ил.
  3. Белов Н. В. /Фигурки из бисера/ Минск Харвест, 2008 – 144с.