Литературно-музыкальная композиция "Я, конечно, вернусь…" (посвящена В.С. Высоцкому)

Разделы: Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку»


Пока в зале собираются зрители звучит песня “Прощание” - “Корабли постоят и ложатся на курс

На сцене темно, портрет поэта на интерактивном экране.

Видеозапись (Высоцкий поёт песню “Прощай”)

Луч прожектора направляется на чтеца, остальные чтецы стоят, склонив голову.

Не поминайте ни добром, ни лихом,
Зажгите, молча, тонкую свечу, и пусть в округе будет очень тихо,
А вдалеке лишь музыки чуть-чуть.
Не надо слов ни хоровых, ни сольных,
Пусть время плещет сквозь его причал:
Такие люди тишины достойны.
За нас за всех он криком откричал.

Включается свет на сцене

Наше время иное, лихое, но счастье, как встарь, ищи!
И в погоню летим мы за ним, убегающим, вслед.
Только вот в этой скачке теряем мы лучших товарищей,
На скаку не заметив, что рядом товарищей нет!

Наша литературно-музыкальная композиция посвящена памяти замечательного человека, поэта, певца и актёра Владимира Семёновича Высоцкого.

Годовщина, годовщина!
Встречи горькая причина.
Наступила тишина –
Помяни его, страна.
Годовщина, годовщина…
Не свеча и не лучина,
Не лампадный фитилёк –
В пепелище уголёк…
Годовщина, годовщина…
Это новая морщина
На твоём живом лице,
Будто память о певце.
Годовщина, годовщина,
И тоска неистощима.
И несётся над страной
Хриплый голос твой живой.

Владимир Высоцкий ушёл из жизни в самом расцвете своих творческих сил. Его популярность в нашей стране была поистине грандиозной. Многие из его друзей - ровесников и сейчас полны сил, трудятся, пишут мемуары, хорошо усвоив рыночную философию. А он остался в том, уже легендарном времени, сам став частью легенды. Титан, рискнувший, несмотря на зависть богов, жить и дышать по-своему.

Звучит песня "Баллада о детстве" (3 куплета)

Родился Владимир Высоцкий 25 января 1938 года в Москве. Первые годы своего детства он жил с матерью – Ниной Максимовной – переводчицей с немецкого языка. Какими были эти годы? Как и у всех детей довоенного рождения: коммунальная квартира с множеством соседей, а потому и массой впечатлений, самые скромные игрушки. Володя рос очень занятным ребёнком, рано начал говорить. Первой фразой, которую он произнёс, стоя вечером на крыльце дачи, была: “Вон она, луна”. К двум годам он знал много стихов и читал их довольно выразительно… в июле 1941 года (Володе тогда исполнилось 3 года), немцы начали бомбить Москву. Мать и сын спускались в убежище, и там он находил место повыше и читал стихи.

Характером, внешностью, походкой Володя был очень похож на отца, кадрового военного, участника боёв за Берлин, освобождения Праги. Война разлучила отца с сыном на долгих четыре года. Встретились они в июне 1945 года в Москве. Тогда-то отец и подарил Володе свои майорские погоны.

Взял у отца на станции погоны, словно цацки, я,
А из эвакуации толпой валили штатские.
Осмотрелись они, оклемались,
Похмелились, потом протрезвели.
И отплакали те, кто дождались,
Недождавшиеся отревели.

В творчестве Высоцкого военная тема занимает особое место. Вслушиваясь в проникновенные строки его военных стихотворений, ощущаешь личную причастность поэта к фронтовым событиям. Как будто он сам вместе со своими однополчанами штурмовал высоту, как будто он сам, тяжелораненый, лежал в госпитале, как будто он сам находился за штурвалом бомбардировщика.

Стихотворение В.Высоцкого “Всю войну под завязку я все к дому тянулся…”

Видеозапись (Высоцкий о войне, песня о бомбардировщике)

Владимир Высоцкий сумел с потрясающей достоверностью слить в своей поэзии десятки судеб участников войны. Мотивы военных стихов Высоцкого разнообразны, глубоки и жизненны. Но, несмотря на их трагичность, в них нет безысходности, они полны оптимизма, в них звучит неисчерпаемая, поистине сыновья любовь поэта к родной земле.

Стихотворение В.Высоцкого “Песня о земле”

С января 1947 года Владимир жил с отцом в Германии. Отличался ли он от других детей? Нет. Разве что был более непоседлив, бесстрашен, а потому, как правило, становился заводилой и в играх, и в проказах. Приходил он домой с ободранными коленками, было понятно, что играли “в войну”. Обожженные брови и копоть на лице доказывали, что не обошлось без взрыва гранаты или патронов. Уже в детстве в его характере ярко проявилась доброта. Как-то купили ему велосипед. Он покатался немного и вдруг подарил его немецкому мальчику, объяснив отцу: “Ты у меня живой, а у него нет папы ... ” С детства Володя не терпел несправедливости, не выносил равнодушия людского, буквально лез на рожон, если видел, что обижают слабого. Именно в детстве формировалось его мировоззрение, понимание жизни, которое сказалось потом прямо или косвенно в его творчестве.

Звучит песня “Я не люблю фатального исхода”

Годы отрочества прошли в Москве, в Большом Каретном переулке. Здесь он “познал” жизнь двора и подсмотрел многих персонажей своих песен.

Из воспоминаний Евгении Степановны Высоцкой, женщины, ставшей для Володи второй матерью. “Он не был паинькой, был живым мальчиком. Как и все послевоенные дети, возился в Германии с патронами ... Я боялась за него. Когда вернулись в Москву, в нашем доме, на Большом Каретном, он подружился со многими молодыми людьми, которые потом стали его друзьями”.

Звучит песня В. Высоцкого “Большой Каретный

Из воспоминаний Владимира Высоцкого “Когда я начинал писать свои стихи, никогда не рассчитывал на то, что у меня будет такая аудитория: залы, дворцы, даже стадионы, и не только здесь, но и в других странах. Я рассчитывал на очень маленькую группу, компанию своих самых близких друзей. Мы жили полтора года, а может, и два в Большом Каретном переулке. Была там такая компания, из которой уже некоторые не живут. Был такой Лева Кочерян, который успел снять всего одно кино, Андрей Тарковский, Вася Шукшин ... Этой компанией мы прожили всю нашу молодость, и, в общем, я писал для них ... ”.

Стихотворение В. Высоцкого “Верю в друзей”

Дружба – это слово никогда не было для Высоцкого пустым звуком. Он считал, что дружба – это не значит, каждый день друг другу звонить, здороваться и занимать рубли…Это просто желание узнать друг о друге, что-то слышать и хотя бы довольствоваться тем, что твой друг здоров, и пускай себе здравствует.

- каким человеком вы себя считаете?

- разным.

- чего вам недостаёт?

- времени.

- человеческий недостаток, к которому вы относитесь снисходительно?

- физическая слабость.

- недостаток, который вы не прощаете

- их много… жадность, отсутствие позиции, трусость, предательство…

Для проверки искренности доброго человека автор предлагает простое решение: завлечь его на крутые альпинистские тропы.

Как – то мастер спорта по альпинизму Леонид Елисеев рассказал Высоцкому историю о том, как 10 лет назад он шёл руководителем в группе из 6 человек при восхождении на вершину Долпак. Вдруг стала отходить скала, и один из группы от страха потерял голову и ничего не предпринимал, и это чуть не погубило группу, только случайность помогла остаться живыми.

Елисеев вспоминает: “Историю я рассказал Высоцкому. Он уточнял детали, переспрашивал непонятное. Разговаривали несколько часов. На следующее утро ко мне в номер влетел радостно-возбуждённый Володя и попросил быстрее спуститься. Я быстро оделся и спустился. Володя сидел и смотрел на меня, слегка пригнувшись к гитаре. В этот момент мне показалось, что он готовится к прыжку. Он запел…

Звучит “Песня о друге” (поют ученики под гитару)

Альпинисты считали его своим. Верили, что он опытный восходитель. Люди, познавшие моряков и подводников, считали, что он служил в Морфлоте, а некоторые, слушая его первые песни, думали, что он сидел. А он не сидел, не воевал, не был шахтёром. Для этого надо было иметь несколько жизней. Высоцкий в песнях проживал то, что хотел бы прожить в жизни, что затрагивало душу и сердце поэта.

Когда Володя окончил десятый класс, он довольно решительно заявил: хочу в театральный. Но родители были против, и он поступил в Инженерно-строительный институт.

Недолго проучился там - всего полгода - и не выдержал: “Хватит!” А в 1961- м он окончил Школу-студию МХАТ в Москве и стал актером Театра на Таганке под руководством Юрия Любимова. Любимов всю жизнь был другом Высоцкого. Верил в него, доверял ему и многое прощал. А Владимир играл, не щадя сил, и каждый вечер совершалось чудо. На подмостки Таганки выходили Галилей, Маяковский, Гамлет, Свидригайлов. Попасть на спектакли было невозможно: писались на несколько месяцев вперёд, в очередях стояли с ночи “лишний билетик” спрашивали в метро. Но самой значительной ролью Высоцкого в театре осталась его работа в шекспировском “Гамлете”. Этот спектакль, где Высоцкий был единственным исполнителем главной роли, видели зрители Москвы и Ленинграда, Минска и Тбилиси, городов Болгарии, Югославии, Венгрии, Франции, Польши. Эта роль была сыграна им 217 раз и удостоена многочисленных международных премий. Перед Высоцким всегда стоял вопрос: “Быть или не быть”. И каждый раз он отвечал по-новому. Иногда он говорил себе: “Конечно, быть, конечно”. А иногда, в трудные моменты, думал: “А может, всё это зря?”

Отрывок видеозаписи из передачи “Чтобы помнили” (“Гамлет”)

Владимир был целеустремлённым человеком, подходил к себе очень требовательно, трудился, что называется, на износ. Часто спал по 4 часа в сутки, сочинял преимущественно ночью, так как днём и вечером репетировал в театре, снимался в кино, выступал с концертами. Работая над ролями, всегда стремился к точности передачи образа. Когда готовился к съёмкам в кино, ходил учиться верховой езде на московский ипподром. Занимался боксом, фехтованием, изучил основы каратэ. Дебют Высоцкого в кино состоялся ещё в 1959 году (эпизод в кинофильме “Сверстницы” режиссёра Ордынского). Затем он снимался у таких мастеров, как Хейфец, Швейцер, Муратова, Митта, Говорухин ... известны его актёрские работы в картинах "Хозяин тайги", “Стряпуха”, “Опасные гастроли”, “Служили два товарища”, “Плохой хороший человек”, “Сказ про то, как царь Пётр арапа женил”.

Но по общему признанию, судьбу Владимира Высоцкого в кино нельзя назвать удачной, кинематограф не использовал всех возможностей актёра. Половина сыгранных ролей - эпизодические. Некоторые фильмы пролежали “на полке” 20 лет. Владимиру Высоцкому не суждено было узнать, что за лучшее исполнение мужской роли в фильме “Плохой хороший человек”, снятом по повести А. Чехова “Дуэль”, ему был присуждён приз Международного кинофестиваля в Тернини (Италия).

Особую популярность Высоцкому-киноактёру принесли две роли в телевизионных фильмах - Дон Гуана (“Маленькие трагедии”) и Жеглова (“Место встречи изменить нельзя”).

За создание образа капитана Жеглова в фильме “Место встречи изменить нельзя” актёру присудили специальный приз IX Всесоюзного фестиваля телефильмов в Ереване.

При всей трагичности судьбы Владимира Высоцкого нас не оставляет ощущение того, что он был счастливым человеком. Его искренне любили многочисленные зрители и слушатели, ему посчастливилось работать в лучшем театре Москвы, с ним работали прекрасные режиссеры, его любила одна из прекраснейших женщин того времени – Марина Влади. Любовь - ещё одна страничка из жизни поэта.

Звучит песня “Баллада о любви”

Зная друг друга только по рассказам друзей и фильмам, в которых снимались, они как будто ждали этой встречи. И она произошла. В 1967 году Марина Влади приехала в Москву на фестиваль и попала на репетицию спектакля “Пугачёв”, где Высоцкий играл главную роль. Марина была потрясена силой, отчаянием, необычайным голосом актёра и… признанием в любви.

На фоне видеозаписи (Высоцкий и Влади)

Стихотворение В.Высоцкого “Люблю тебя сейчас, не тайно – напоказ”

Им было по 30, у них уже был большой жизненный опыт, в прошлом – несколько жён и мужей, пятеро сыновей на двоих, профессиональные успехи и неудачи, взлёты и падения, слава. Но эта встреча многое изменила в их судьбе. В 1970 году 1 декабря они стали официально мужем и женой. Но они жили в разных странах, и только Марина имела возможность приезжать в Советский Союз. Шесть лет Марана Влади делала всё возможное и невозможное, чтобы её муж, Владимир Высоцкий, получил визу на поездку за границу, в Париж, где она жила и работала. Ведь он так мечтал о свободных от цензуры концертах, о путешествиях на край земли. Но и речи не могло быть о том, чтобы Высоцкий уехал за рубеж окончательно. В те времена уехать за границу считалось предательством

Стихотворение В.Высоцкого “Кто-то вякнул в трамвае на Пресне”

И не уехал

Ему не за что было благодарить общественный и политический строй, который он обличал.

- Актёр, не имеющий никаких званий.

- Певец, записавший при жизни 2 пластинки по 4 песни в каждой.

- Поэт, чьи стихи при жизни не печатались.

И всё же не уехал. Высоцкий был свободным в несвободном обществе, ему было больно за Родину, которую он любил.

Отец Владимира Высоцкого вспоминал: “Я прошёл всю войну, всякое видел. И могу сказать, что сын был храбрее меня, своего отца. И храбрее, мужественнее многих. Почему? Да потому, что и я, и все мы видели и недостатки, и несправедливость, и чванство людей, нередко высокопоставленных. Но молчали. Если и говорили, то только в застолье да в коридорах между собой. А он не боялся сказать об этом всем. И не с надрывом, а на пределе голоса и сердца. Внешний эффект, поза не были присущи поэту, певцу и артисту Высоцкому - главным в своей жизни он считал честность и мужество. Он был настоящим патриотом”.

Видеозапись (Высоцкий песня “Поэты”)

Что же будет с Россией? Что?
Кто мне ответит?
Никто!
Вот моя последняя записка:
“Я вчера много работал.
Прошу не будить!
Никогда. Засыпаю насовсем.
Люди! Я любил вас! Будьте снисходительны!”
А вот мое завещание.
Я не терплю завещаний, они все фальшивые, особенно политические,
за некоторым исключением, конечно.
Но вот оно:
“Да здравствует международная солидарность
сумасшедших единственно возможная
из солидарностей!
Да здравствует безумие, если я
и подобные мне безумны!
И да здравствует все,
что касается всего, что волнует и утешает!”
Все.

Видеозапись (Похороны)

Владимир Высоцкий умер 25 июля 1980 года. В Москве шла Олимпиада, был прекрасный пятничный день, на стадионах вовсю раздавали медали, и казалось, что всем было не до того.

Через несколько часов вышла “Вечёрка” с рамкой. Рамка выглядела скромно, всего несколько строк. Рамка не место для эмоций. Документ.

Стихотворение Александр Городницкого “Погиб поэт. Так умирает Гамлет”

Но даже видавшие виды были потрясены тем проявлением всенародной любви, которая выплеснулась на Таганскую площадку, где проходило прощание с Владимиром Высоцким. У Таганки собралась огромная масса народу, не хватало мест, люди залезали даже на крыши соседних зданий. Похороны Владимира Высоцкого внесены в Книгу Рекордов Гинесса. Очередь за траурной процессией растянулась на 10 километров. К началу второго дня прощание стало ясно, что старое здание театра не могло пропустить сквозь себя всех скорбящих. Тогда люди просили впереди стоящих передать туда, в театр цветы. Их передавали над головами. Река цветов текла над тысячами голов.

Стихотворение Владимира Гревцева

“Посмертный монолог из 1980-го” (“Меня не съели свиньи - бог не выдал”)

Похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве. Его могила круглый год усыпана живыми цветами. О нём много пишут, о нём делают, кинофильмы и телепередачи, выходят его пластинки и книги. Садоводы называют его именем лучшие сорта цветов, альпинисты - труднодоступные горные перевалы. Поэты, художники, композиторы посвящают ему свои произведения. Слова его песен высекают на мраморе обелисков в честь погибших на фронтах Великой Отечественной войны. Он продолжает жить в стихах, песнях, названиях улиц.

Выключается свет, звучит" Реквием" Моцарта. Перед портретом Высоцкого зажигается свеча.

Он не допел, не досказал всего,
Что било пульсом и в душе звучало, И сердце отказало от того,
Что слишком долго отдыха не знало. Он больше на эстраду не взойдет
Так просто, вместе с тем и так достойно. Он умер. Да.
И всё же он поёт,
И песни не дадут нам жить спокойно.