Урок окружающего мира в 1-м классе "Почему нужно есть много овощей и фруктов, чистить зубы и мыть руки"

Разделы: Начальная школа


Тип урока: комбинированный, с элементами здоровьесберегающих технологий

Цели:

  • систематизировать и расширить знания об овощах и фруктах;
  • обобщить знания учащихся об основных правилах личной гигиены;
  • познакомить учащихся с основной группой витаминов, содержащихся в овощах и фруктах и их значением для организма;
  • формировать у учащихся жизненно важные гигиенические умения, навыки и полезные привычки;
  • формировать устойчивый навык личной гигиены;
  • формирование у учащихся положительной мотивации к учению;
  • развивать познавательный интерес;
  • воспитывать здоровый образ жизни.

Оборудование: на плакате девиз урока «Я здоровье берегу, Сам себе я помогу»; 2 корзинки, карточки с изображением овощей, картинки с изображением овощей и фруктов, диск с м/ф «Мойдодыр»; листочки с кружочками; цветные карандаши; памятки.

Ход урока

1. Организационный момент. Психологический настрой.

(Звучит музыка.)

Добрый день, дорогие ребята и уважаемые гости! Прозвенел звонок, урокначинается. Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу и подумайте, какхорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны, добры, приветливы, ласковы. Мы все здоровы! Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, злость, беспокойство. Забудьте о них! Вдохните в себя свежесть зимнего дня, тепло солнечных лучей, чистоту рек. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения к себе и друг к другу. Садитесь, пожалуйста.

2. АОЗ. Экологическая разминка.

- А сейчас мы вспомним, что проходили на прошлых уроках. Перед вами лежат листочки с кружочками. Приготовьте два цветных карандаша – это красный и зелёный.

- Я вам читаю предложения, если этого делать нельзя то, раскрашиваете кружок красным цветом, если вести себя надо именно так, то кружок раскрашивайте зелёным цветом.

Игра «Правила вежливости»

  1. Ветки не ломайте, деревья не качайте, ни травинку, ни лист зря не срывайте.
  2. В лесу можно поиграть: листьями побросаться, венки плести, букеты нарвать. Подумаешь, много зелени ещё вырастет.
  3. Наконец – то в лесу можно пошуметь, покричать, поаукать иглавное, никому не помешаешь! Ведь людей нет.
  4. Старайтесь не шуметь, а то лес испугается, затаится, и вы не узнаете ни одной тайны.
  5. Пучеглазую лягушку, ползучего ужа, неповоротливую жабу, противных гусениц можно прогнать, а лучше бы совсем не было.
  6. Звери всякие нужны – звери всякие важны. Каждый из них в природе делает своё дело. Не пугайте животных!
  7. Пришёл на луг, нарви большой букет цветов.
  8. Не ловите бабочек, они так нужны цветам!

- У кого кружочки расположены в таком порядке? (дети проверяют)

- Эти ребята молодцы! Вы настоящие друзья природы.

- А теперь давайте вспомним ответы на вопросы Муравьишки: «Почему нельзя рвать цветы и ловить бабочек?» и «Почему в лесу нужно соблюдать тишину?»

(Ответы учащихся.)

3. Мотивация.

- Мы продолжаем работать. Сели красиво. В классе тишина.

- Ребята, посмотрите, под каким девизом мы будем сегодня работать на уроке:« Я здоровье берегу, сам себе я помогу».

- Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить? (о здоровье)

- Правильно, потому что недаром говорят, что здоровье дороже любого богатства, и его не купишь не за какие деньги.

- Мы на уроке должны поставить 2 учебные задачи (2 проблемы). Чтобы узнать первую, вы должны отгадать загадки.

Красная девица
Сидит в темнице,
А коса – на улице.
(Морковь)

Как надела сто рубах
Захрустела на зубах.
(Капуста)

Я и вкусен, я и сочен,
И на вид красивый очень.
Всем известен с давних пор
Под названьем …
(Помидор)

Я и горький, я и сладкий,
К солнцу я тянусь из грядки,
Малышам полезный друг,
А зовусь я просто …
(Лук)

Само с кулачок,
Красный, жёлтый бочок.
Тронешь пальцем гладко,
А откусишь сладко.
(Яблоко)

На жарком солнышке подсох
И рвётся из стручков …
(Горох)

Жёлтый, круглый, ты откуда?
- Прямо с солнечного юга.
Сам на солнышко похож
Можешь съесть меня, но только
Раздели сперва на дольки,
Как меня ты назовёшь?
(Апельсин)

Отгадайте ребус: (Ананас)

- На какие две группы можно разделить данные картинки? (Овощи и фрукты.)

- Что относится к овощам? К фруктам?

- Ребята, а кто из вас любит, есть овощи? А фрукты?

- А почему вы любите овощи и фрукты?

- А вы часто их употребляете в пищу?

- Как вы думаете, какая у нас первая проблема? (Почему надо есть много овощей и фруктов?)

4. Работа по теме урока.

а) Игра «Фрукты – овощи».

- Ребята, вы должны собрать урожай, т.е взять карточки и наполнить корзины. В первой корзине – овощи, во второй – фрукты. (Дети по одному выходят к доске и заполняют корзинки)

Слова на карточках: огурец, чеснок, картофель, кабачки, тыква, редис, дыня, лимон, груша, яблоко, мандарин.

- Ребята, а как вы отличаете, где овощ, а где фрукт? (Фрукты обычно выращивают в саду, овощи – в огороде.)Фрукты обычно сладкие (кроме лимона), а овощи нет, хотя сладковатая морковь – овощ.

б) Мы собрали две корзинки. В одной овощи, в другой фрукты. Подумайте, и скажите, а почему надо есть много овощей и фруктов? (Овощи и фрукты богаты витаминами).

- Что такое витамины? Витамины – это вещества, необходимые для под держания жизни. Слово вита – означает жизнь. Недостаток в пище витаминов – это губительно для вашего молодого организма, потому что он только ещё растёт и развивается. Для этого нужно постоянно принимать в пищу овощи и фрукты. А также они могут вылечить нас от разных болезней. Для нормальной жизни человека нужно около 20 витаминов.

в) Инсценировка сценки «Спор овощей»

Кто из них, из овощей,
И вкуснее и нужней?
Кто при всех болезнях?
Будет всех полезней?

Горошек, свёкла, капуста, огурец, редиска, морковь, помидор, лук, картофель, баклажаны?

- Ребята, что же вы поняли? Кто самый вкусный и полезный?

- Подумайте, а почему? (В разных овощах содержатся разные группы витаминов, которые необходимы нашему организму.)

г) – Давайте познакомимся с братьями витаминами.

Ягоды, фрукты, овощи – основные источники витаминов, минеральных веществ. Большинство витаминов в организме человека не накапливаются, а поступают в организм человека с пищей. Вот почему ягоды, овощи и фрукты должны быть в рационе ребёнка регулярно.

Витамин А. Если вы хотите хорошо расти, хорошо видеть и иметь крепкие зубы, вам нужен Я. Я помогаю, предупредить инфекцию. Я содержусь в молоке, яичном желтке, в печени, а также в салате, моркови, шпинате, капусте, зелёном луке.

Помни истину простую –
Лучше видит только тот,
Кто жуёт морковь сырую
Или сок морковный пьёт.

Витамин В. Если вы хотите быть сильными, иметь хороший аппетит и не хотите огорчаться и плакать по пустякам, вам нужен Я. Я содержусь во всех свежих фруктах и овощах, во всех злаках. Я должен постоянно восполняться в организме.

Очень важно спозаранку
Есть за завтраком овсянку.
Чёрный хлеб полезен всем,
И не только по утрам.

Витамин С. Если вы хотите реже простужаться, быть бодрыми, быстрее выздоравливать при болезнях, вам нужен Я! Витамин С прячется в чесноке, капусте, луке. Богаты витамином С апельсины, кабачки, томаты, лимон.

От простуды и ангины
Помогают апельсины,
Ну, а лучше съесть лимон,
Хоть и очень кислый он.

Витамин Д – сохраняет наши зубы. Без него зубы человека становятся мягкими и некрепкими. Его можно найти в молоке, в рыбе, твороге. Даже, загорая на солнце, наш организм получает витамин Д.

Рыбий жир всего полезней,
Хоть противный – надо пить.
Он спасает от болезней,
Без болезней – лучше жить!

Вывод: Для чего человеку нужны витамины?

- Прочтите, что нам говорит Мудрая черепаха (стр. 105 – учебник)

- И что советует нам Муравьишка (стр. 105 – учебник)

5. Физкультурная минутка.

а) Игра «Овощи и фрукты».

- Если я называю овощи – приседаем, если фрукты – тянемся на носочках вверх.

Груша, яблоко, картофель, огурец, помидор, редис, ананас, лук, виноград, лимон, репа, чеснок, мандарин.

б) Потрудились – отдохнём,
Встанем, глубоко вздохнём
Поднимает руки класс – это раз,
Повернулась голова – это два,
Руки вниз, вперёд смотри – это три,
Руки в стороны пошире, развернули на четыре.
С силой их к плечам прижать – это пять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили – это семь,
Тихо сели – это восемь.

6. Продолжение работы по теме.

Работа по тетрадям.

- Черепаха варит борщ, а муравей – сладкий компот.

Подскажите им, из чего приготовить эти блюда.

- Почему же нужно есть овощи и фрукты?

7. Почему нужно чистить зубы и мыть руки?

- А сейчас, просмотрев фрагмент мультфильма, мы поставим ещё одну проблему. (Видеозапись мультфильма « Мойдодыр»)

- Почему всё убежало от этого мальчика?

Как выдумаете, что за вторая проблема, которую мы должны решить сегодня?

(Выслушиваются ответы детей.) «Почему нужно мыть руки и чистить зубы?»

Неожиданно появляется Злючка – Грязючка: «Не отвечайте на этот вопрос! Чистить зубы и мыть руки совсем не нужно! Люблю ребят, которые не чистят зубы. А ребята, которые не моют руки, - мои лучшие друзья.

Учитель: «Всё - таки, ребята, нужно чистить зубы и мыть руки или нет?»

(Ответы детей).

Хотим мы дружить со Злючкой-Грязючкой? Если нет, давайте отвечать на вопрос «Почему нужно мыть руки и чистить зубы? О чём сначала поговорим – о зубах или руках?

Давайте о том, о чём будет моя загадка:

Тридцать два весёлых друга
Уцепились друг за друга,
Вверх и вниз несутся в спешке,
Хлеб жуют, грызут орешки!
Красные двери в пещере моей,
Белые звери стоят у дверей.
И мясо, и хлеб – всю добычу мою –
Я с радостью этим зверям отдаю!
(О зубах).

- Ребята, а разве кто – то из вас не чистит зубы? Давайте объясним Злючке-Грязючке, почему надо чистить зубы?

- Чтение в учебнике на стр.106 и ответы на вопросы:

Что постоянно образуется на зубах? (Налёт.)

Из чего он состоит? (Из микробов и остатков пищи.)

Что застревает между зубами? (Частички пищи.)

Поэтому, что надо делать? (Чистить зубы.)

Сколько раз в день? (Два.)

Рассказ учителя:Человеческий детёныш рождается беззубым. У маленьких детей первые зубы появляются в возрасте 6 – 8 месяцев. К двум годам у детей появляются 20 зубов. Эти зубы называются молочными.С возраста 6- 7 лет и до 12 происходит замена молочных зубов постоянными. У взрослого человека вместо 20 молочных появляется 32 постоянных зуба. Они более широкие и образуют сплошной ряд. Эти зубы надо беречь: больше зубов не вырастет. Зубы покрыты эмалью. Эмаль придаёт зубам красивый блеск. Она предохраняет зубы от повреждений и заб0леваний. Но она со временем разрушается. Она может растрескаться от резкой смены горячей и холодной пищи. Берегите эмаль зубов от резкой смены температуры! Зубы – очень важная часть пищеварительного канала. Зубами человекоткусывает и пережёвывает пищу. Больные зубы могут быть причиной разных заболеваний. Самая распространённая болезнь зубов – это кариес. Кариес – это разрушение зуба с образованием в нём полости (дырки). При появлении в зубах даже небольшой дырки, нужно сразу же обратиться к врачу стоматологу.

Для профилактики кариеса нужно чистить зубы дважды в день – утром и вечером. Чтобы не болели зубы и не воспалялись дёсны, нужно полноценно питаться: есть много зелёных овощей, свежих фруктов, мясо, курицу, рыбу, яйца, пить побольше молока.

- Чем мы чистим зубы? (Зубной щёткой).

Она должна быть у каждого человека своей. И менять зубную щётку нужно каждые три месяца.

А как надо правильно чистить зубы? Посмотрите на стр. 106

Встала зубная щётка и думает:
Надо чистить каждый зуб,
Верхний зуб, нижний зуб,
Даже самый дальний зуб,
Очень важный зуб.
Изнутри, снаружи три,
Три снаружи, изнутри …

- Посмотрите в учебнике на рисунок. Мы видим, как правильно чистить
зубы. Какими движениями надо чистить зубы? (Вверх – вниз, снаружи и изнутри, сверху – круговыми движениями)

- А какой пастой надо чистить зубы детям? (Специальной детской зубнойпастой.)

- А у кого из вас сейчас во рту не хватает нескольких зубов?

- А почему? (стр.107 прочитать)

Улыбнитесь по шире
И пусть все видят, что ваши зубы,
Согласно словарю эпитетов
Круглые и ровные
Острые и частые
Твёрдые, жемчужные,
Белые, клыкастые,
Мраморные, крепкие,
Самые смекастые.

- У вас на столах лежат памятки. Прочитайте их (чтение вслух учащихся).

И я думаю, вы будете соблюдать эти правила.

  1. Чистить зубы два раза в день – утром и вечером.
  2. Соблюдать правила чистки зубов.
  3. Не употреблять много сладкого.
  4. Полоскать рот.
  5. Употреблять овощи и фрукты.
  6. Посещать стоматолога два раза в год.

Отгадайте следующую загадку:

Гладко, душисто, моет чисто
Нужно, чтобы у каждого было … (мыло)

- Как правильно вымыть руки? (Намочить руки, взять мыло, намылить руки до пены, помыть, затем смыть пену водой; если вода ещё грязная, то процедуру повторить.)

- Рассмотреть рисунки на стр. 107.

- Почему мальчик заболел? (Он не мыл руки.)

- В каких случаях надо мыть руки?

(Ответы учащихся.)

Разве вы не видели на руках грязь?
А в грязи живёт зараза, незаметная для глаз!
Если, руки не помыв, пообедать сели вы,
Вся зараза эта вот к вам отправится в живот!

Перед едой и после посещения туалета необходимо мыть руки, т.к. микробы попадают внутрь организма и у нас начинаются желудочно-кишечные заболевания, т.е. очень сильно будет болеть живот. Необходимо строго соблюдать гигиену рук и ногтей, чтобы не заразиться инфекционными заболеваниями, которые передаются через грязные руки. Обязательно мыть руки с мылом тёплой водой.

Чистота – залог здоровья,
Чистота нужна везде:
Дома, в школе, на работе,
И на суше, и в воде.

Утром рано просыпайся,
Хорошенько умывайся,
Чтобы в школе не зевать
Носом парту не клевать.

Кто следит за чистотой,
Тот сияет красотой.
Ты зубную щётку взял,
Зубы все почистил,
Хоть плакат с тебя рисуй,
Где, художник, кисти?
Душ принять ты не ленись!
Чистота- ведь это жизнь!
Чисто уши, шею мой
Засияешь красотой!

Руки с мылом надо мыть,
Чтоб здоровенькими быть,
Чтоб микробам жизнь не дать,
Руки в рот не надо брать.

Одевайся аккуратно,
Чтоб смотреть было приятно,
Форму сам погладь, проверь,
Ты большой уже теперь.

Приучай себя к порядку,
Не играй с вещами в прятки,
Каждой книжкой дорожи,
В чистоте портфель держи.

8. Рефлексия.

Я понял что, …

Я хочу быть здоровым, поэтому я …

- Я думаю, что наш урок не прошёл бесследно. Что вы всё поняли. Для чего надо есть много овощей и фруктов и для чего нужно мыть руки и чистить зубы.

- Желаю вамрасти крепкими, здоровыми и умными. Пусть будут добрыми ваши сердца.

Памятка.

  1. Вы можете гулять и играть, сколько угодно пачкать руки, но, вернувшись, домой, нужно тщательно вымыть их с мылом.
  2. Необходимо мыть руки перед посещением туалета, а потом – ещё раз, выйдя из него.
  3. Не забывайте мыть руки перед едой и после еды.
  4. Вымойте руки после игр с домашними животными.
  5. Необходимо вымыть лицо и руки перед сном.