Человек на войне. По роману-эпопее М.Шолохова "Тихий Дон"

Разделы: Литература


Цели урока: раскрыть художественное своеобразие М.Шолохова в изображении войны 1914г; исследовать, как война влияет на душу главного героя и какие изменения происходят с ним; показать "чудовищную нелепицу войны", ее антигуманную сущность, составить опорную схему - конспект по данной теме

Эпиграф к уроку:

Срубил человека зря и хвораю через него.
М.Шолохов.

Ход урока

1. Орг. момент

Сегодня мы начинаем очень важную и трагическую тему в русской литературе. Вслед за Л.Толстым Шолохов обратился к теме человека на войне. Его интересует не только война, а в особенности, психология человека на войне и что делает война с человеком. Поэтому в романе "Тихий Дон" мы найдем много параллелей с романом-эпопеей "Война и мир"

2. Беседа по вопросам.

Мы прочитали только 2 части из 1 книги, мы только прикоснулись к этому великому произведению.

-О чем повествует автор?

-Что мы узнали о героях?

-Кого среди казаков выделяет автор и почему?

Вывод: в 1,2 ч. романа автор познакомил нас с мирной жизнью казаков, с их бытом и традициями. Также Шолохов выделяет их главные ценности - это нравственные, человеческие(доброжелательность , отзывчивость и, главное , ТРУДОЛЮБИЕ)

НАЧИНАЕМ РАБОТУ НАД ОПОРНОЙ СХЕМОЙ-КОНСПЕКТОМ

1 блок

3. Откройте 3 часть 1 книги и прочитайте 1 предложение.

-Что вы знаете об этой дате-1914г?

-Какова роль этой даты в романе?

-Слово "война" пока не прозвучало в тексте , но казаки уже чувствуют тревогу. Почему?

-Какой образ нарисовал автор? (Вывод по 1 блоку)

2 блок.

ЧТО ВИДИТ ГРИГОРИЙ НА ВОЙНЕ?

-грабеж мирного населения (гл.5), мародерство (зачитать значение слова по словарю)- (8гл,конец); надругательство над Франей (конец 2гл.)

-Как поступил Григорий Мелехов? Докажите. Как этот поступок его характеризует?

-Вывод по 2 блоку. Чем страшна война?

3 блок

КАК ГРИГОРИЙ МЕЛЕХОВ ВЕДЕТ СЕБЯ В БОЮ?

-открыли гл. 5, прочитаем эпизод от слов " Вдоль железной решетки"

Задание:

1. Озаглавить

2. Определить тему.

3. Найдите ключевые слова. Почему автор так подробно описывает эту сцену?

-Какие чувства испытывает Григорий, убив врага? Почему? -----10гл

Вывод: автор показал "чудовищную нелепицу войны"

4 блок

-А еще какие эпизоды раскрывают поведение Мелехова на войне?

(гл.20-раненый Григорий спасает полковника и получает Георгиевский крест)

Вывод: автор будто всегда испытывает своего героя: как он поведет себя, будучи

окровавленным и без сил, смалодушничает или поступит как настоящий человек?

(Он храбрый, сильный)

-Есть ли в романе ответ на вопрос: каким должен быть человек на войне? (гл.6,)

-Каким мы увидели его в начале войны? По своим убеждениям он к кому близок? почему? (в начале войны он честно берег свою казачью славу).

-Как вы считаете, почему так страшно и мучительно умирал Жерков?

-Какую идею хотел донести до нас автор? Мальчики, над чем вы задумались?

-Что такое война в понимании М.Шолохова ? Л.Н.Толстого?

Прежде чем дать вам домашнее задание, я прочитаю вам отрывок из романа:

"Огрубело сердце, зачерствело, будто солончак в засуху , и как солончак не впитывает воду, так и сердце Григория не впитывало жалости. С холодным презрением играл он чужой и своей жизнью; оттого прослыл храбрым- четыре Георгиевских креста и четыре медали выслужил. На редких парадах стоял у полкового знамени, овеянного пороховым дымом многих войн; но знал, что больше не засмеяться ему, как прежде, знал, что ввалились у него глаза и остро торчат скулы; знал, что трудно ему, целуя ребенка, открыто глянуть в ясные глаза: знал Григорий, какой ценой заплатил за полный бант крестов."

4. Домашнее задание: чтобы узнать, что в дальнейшем произошло с Григорием, как и почему он изменился, прочитайте ч 4.гл 4, продолжите работу над схемой-конспектом.

Приложение.