Внеклассное мероприятие по истории "Долгие версты войны"

Разделы: История и обществознание, Внеклассная работа


Мероприятие рассчитано на учащихся 9-11 классов. Время проведения 60 минут.

Цели игры:

  • закрепление и пополнение знаний о Великой Отечественной войне,
  • развитие умений, анализировать источники и события, делать выводы и предположения, работать с картой;
  • формирование гражданского патриотизма, уважения к старшему поколению;
  • развитие творчества в решении нестандартных ситуаций

Условия игры:

На доске вычерчено игровое поле “Версты войны” – путь от 22 июня 1941 г. до 9 мая 1945 г., разделенный на 46,5отрезков (месяцы войны). Командам необходимо в ходе игры набрать 46,5 баллов, чтобы прийти к победе. Во время игры продвижение команд фиксируется на игровом поле, итоги подводятся после каждого тура. Команда, первой достигшая этой цели, становиться победителем.

Содержание игры:

Тур

Название

Содержание

I

Разминка (блиц-опрос).

Командам предлагается викторина с вопросами ценой от 1 до 3 баллов.

II

Музыкальный.

По нескольким музыкальным строкам определить название, авторов или спеть куплет из песни

III

Конкурс капитанов.

Раскрыть связь выбранного предмета с Великой Отечественной войной.

IV

Кто больше.

Команды по очереди дают ответы на задания, при отсутствии ответа команда выбывает из тура игры, побеждает команда, давшая последний ответ.

V

Поставить последовательно.

Расположить последовательно события Великой Отечественной войны.

VI

О каком событии, военном деятеле идет речь?

По отрывку из текста определить, о каком событии, военном деятеле идет речь.

VII

Реставрация.

Восстановить по фрагментам произведение искусства, назвать произведение и автора.

VIII

Не может быть?!.

Участникам предлагается проанализировать текст, содержащий фактические ошибки и ложные утверждения.

IX

Конкурс картографов.

По кусочкам из карт – определить места битв, эпизодов войны.

I тур. Разминка (блиц-опрос)

Вопросы на 1 балл:

  1. Кодовое название войны Германии СССР? (план “Барбаросса”).
  2. В каком городе, во время войны, 3 года и 9 месяцев находился саркофаг с телом В.И.Ленина? (в Тюмени)
  3. Что такое “Дорога жизни”? (дорога по льду Ладожского озера).
  4. Кому из немецких военачальников поражение на советско-германском фронте принесло повышение по службе? (генералу Паулюсу) .
  5. Где находится “Дом Павлова”, 4-х этажный дом, отбитый у врага группой разведчиков гвардии-сержанта Я.Ф.Павлова и 58 дней оборонявших его, закрыв подход к Волге? (в Волгограде).
  6. Сколько дней и ночей длилась блокада Ленинграда? (900) .
  7. Треблинка, Дахау, Бухенвальд, о чем говорят эти названия, продолжите этот ряд? (концентрационные лагеря – Освенцим).
  8. Кто из генералов Красной Армии пошел на сотрудничество с немцами, создав РОА? (генерал Власов) .
  9. Что означает термин “рельсовая война”? (операции партизан по разрушению коммуникаций).
  10. Чем знаменателен день 24.06.45? (Парад Победы на Красной площади).
  11. Что такое блицкриг? (молниеносная война).
  12. Какой город-герой за всю свою историю не был захвачен врагами? (Ленинград)
  13. Кто из политиков 22 июня 1941 г. спал спокойно? (Черчилль)
  14. Что такое ленд-лиз? (система передачи США взаймы или в аренду военной техники, оружия, боеприпасов, снаряжения, стратегического сырья, продовольствия, различных товаров странам – союзникам по антигитлеровской коалиции в годы второй мировой войны (1939-1945гг.).

Вопросы на 2 балла:

  1. Что для Германии означали географические названия “Север”, “Юг”, “Восток”? (2 первых названия групп наступления на СССР,3 – план истребления славянских народов).
  2. Когда и где немцы потерпели первое крупное поражение и был развеян миф о непобедимости фашистской армии? (1941 г., под Москвой)
  3. Чем известен район Торгау? (25.04.45, встреча советских и американских войск).
  4. Какое оружие с ласковым женским именем наводило ужас на фашистов? (“Катюша”, реактивная артиллерия БМ-13, опробованное в Смоленском сражении).
  5. Чем знаменит крейсер “Миссури”? (капитуляция Японии, 02.09.45.)
  6. Кто и где совершил первый воздушный ночной таран? (В.Талалихин, Москва)
  7. Под пыткой она назвалась Татьяной, немцы повесили её, ничего не узнав, кто она и где это произошло? (З.Космодемьянская, д. Петрищево)

Вопросы на 3 балла:

  1. Имена каких русских полководцев носили наступательные операции советского командования? (“Багратион”, “полководец Румянцев”, “полководец Кутузов”).
  2. Какие битвы ознаменовали коренной перелом в войне? (Сталинградская, Курская, форсирование Днепра).
  3. Назовите воинов, водрузивших Знамя Победы над зданием рейхстага, в Берлине? (М.А.Егоров, М.В.Кантария, 30.04.45.)
  4. Как называется песня, начинающаяся словами “Вставай, страна огромная…”, кто её авторы? (“Священная война”, сл. В.И.Лебедев-Кумач, муз. М.А.Александров).
  5. Что такое второй фронт и когда он был открыт?   (фронт, открытый союзниками на севере Франции 6 июня 1944 г.).
  6. В каком документе ответственность за поражение и отступление возлагалась на солдат и офицеров и приказывалось формировать штрафные роты и батальоны, заградительные отряды? (приказ № 227, 28.07.42., “Ни шагу назад”).
  7. Как называлась территория, освобожденная и удерживаемая партизанами? (край, а зона– контролируемая территория за пределами края).

II тур. Музыкальный (до 3 баллов)

По нескольким строкам из песни определить название, авторов, исполнителя

  1. “В землянке” (К.Листов – А.Сурков).
  2. “Песня военных корреспондентов” (М.Блантер – М.Светлов).
  3. “Темная ночь” (Н.Богословский – В.Агатов).
  4. “Дорожка фронтовая” (Б.Мокроусов – И.Лабковский и Б.Ласкин).
  5. “Враги сожгли родную хату” (М.Блантер – М.Исаковский) и др.

III тур. Конкурс капитанов (до 3 баллов)

Задание: Раскрыть связь выбранного предмета с Великой Отечественной войной. (Синий платок, погон, танк, комсомольский значок, письмо)

IV тур. Кто больше (за каждый правильный ответ 1 балл)

Команды по очереди дают ответы

А) Назовите города-герои. (Ленинград ( Санкт-Петербург),  Одесса, Киев, Сталинград (Волгоград),  Минск, Брестская крепость (Крепость-герой), Москва, Керчь, Новороссийск, Тула, Мурманск, Смоленск, Севастополь.)

Б) Назовите страны Европы, освобожденные Красной Армией. (Польша, Румыния, Болгария, Чехословакия, Югославия, Венгрия, Австрия, Дания, Норвегия, Финляндия.)

В) Назовите города воинской славы. (Белгород, Курск, Орёл, Владикавказ, Малгобек, Ржев, Ельня, Елец, Воронеж, Луга, Полярный, Ростов-на-Дону, Туапсе, Великие Луки, Великий Новгород, Дмитров, Вязьма, Кронштадт, Наро-Фоминск, Псков, Козельск, Архангельск, Волоколамск, Нальчик, Выборг, Калач-на-Дону.)

V тур. Поставить последовательно. Ответ: 6, 1, 3, 5, 2, 7, 4.

  1. Оборона Сталинграда.
  2. Окончание Курской битвы.
  3. Ликвидация группировки Паулюса.
  4. Освобождение Киева.
  5. Операция “Цитадель”.
  6. Приказ “Ни шагу назад”
  7. Форсирование Днепра.
  1. Смоленская битва.
  2. Сражение на Курской дуге.
  3. Московская битва.
  4. Освобождение Праги.
  5. Образование антифашистской коалиции.
  6. Поражение советских войск в Белоруссии.
  7. Берлинская операция.
  1. Захват Чехословакии Германией.
  2. Договор СССР и Германии о дружбе и границах
  3. Пакт Риббентроп-Молотов.
  4. Начало Великой Отечественной войны.
  5. Операция “Вайс”, нападение на Польшу.
  6. Мюнхенский сговор.
  7. Присоединение к СССР Прибалтики.
  1. Операция “Багратион”
  2. Парад Победы на Красной площади.
  3. Встреча союзников на Эльбе.
  4. Нюрнбергский процесс.
  5. Капитуляция Германии.
  6. Открытие второго фронта во Франции.
  7. Война с Японией.

VI тур. О каком событии, военном деятеле идет речь? (до 3 баллов)

Задание: по прочитанному отрывку определить событие, деятеля.

А. Чиновники американского посольства в Москве сообщали, что с некоторых пор произошли “почти революционные перемены в отношении советской прессы к Великобритании и Соединенным Штатам. Вся советская пропагандистская машина была направлена на восхваление единства союзников…” Что послужило причиной этих перемен?

(Успешные, с точки зрения Сталина, переговоры в Тегеране, главным результатом которых он считал негласное одобрение союзниками “создания дружественных правительств в соседних странах”.)

Б. Кому из известных западных политических деятелей принадлежат слова: “С точки зрения большой стратегии… трудно уйти от очевидного факта, что русские армии уничтожают больше солдат и вооружения противника, чем все остальные 25 государств Объединенных Наций вместе взятые”.

(Слова Т.Рузвельта)

В. Обаятельная англичанка Сара, вспоминала свою поездку в СССР, в годы войны, писала: “Мы тут как сыр в масле катались. Прелесть”. Описывая дом, в котором она жила, Сара отмечала картины из московских музеев, украшавшие стены, персидские корвы, устилавшие полы, крахмальные белые скатерти, покрывавшие столы, фраки и белые галстуки управляющих и многое другое. По слухам, незадолго до ее приезда тысячи русских солдат ремонтировали дороги, перестраивали дома, ухаживали за растениями, а в ходе визита любое желание Сары немедленно удовлетворялось. Когда приезжала Сара и что она делала в СССР?

(Сара приезжала в Ялту в феврале 1945 г. со своим отцом У.Черчилем, представлявшим Великобританию на международной конференции.)

Г. “В этот день ему исполнилось 56 лет. В достаточно простом зале собралось все “великое окружение”. Все в форме тихо расселись за столом… Спустя время поползли тихие разговоры о его переезде в загородную резиденцию, откуда теперь предстояло руководить предстоящими операциями. Уже за 10 дней до этого он отослал туда большинство обслуживающего персонала. Затем поехали и министры со своими чиновниками”. Когда и чей день рождения праздновали?

(День рождения А.Гитлера, 20 апреля 1945 г.)

VII тур. Реставрация (до 3 баллов)

В Германии ещё в предвоенные годы были созданы учреждения, целью которых являлась подготовка централизованного, научно обоснованного и идейно оформленного разграбления культурно-исторического достояния народов нашей страны.

В 1940 г. министр по делам оккупационных территорий А.Розенберг организовал зондерштаб “Изобразительное искусство”, куда входило 350 экспертов – искусствоведов, книговедов, архивистов.

Секретная акция по ограблению музеев, книгохранилищ, церквей, частных собраний носила кодовое название “Линц” – имя города А.Гитлера. Её участники должны были собирать шедевры мирового искусства для “музея фюрера” в этом городе. В ходе выполнения этой операции А.Розенберг для вывоза из СССР культурных ценностей затребовал 1418 вагонов. В 1942 г. из музеев Смоленска и области в германию отправлено 11 вагонов с картинами, золотыми и серебряными изделиями, старинным оружием.

Задание: предположим, что данные шедевры были испорчены, вам предстоит их восстановить по фрагментам, назвать произведение и автора.

  1. П.Федотов “Сватовство майора”
  2. А.Матисс “ Красные рыбы”
  3. К.Брюллов “Последний день Помпеи”
  4. И.Левитан “Золотая осень”
  5. Л.да Винчи “Мона Лиза”.

VIII тур. Текст с ошибками (12 баллов) [1].

Участникам предлагается проанализировать текст, содержащий фактические ошибки и ложные утверждения. Текст составлен в подражание известным романам Ю.С.Семенова. в тексте можно найти 12 ошибок:

3 декабря 1943 года, 6 часов 15 минут. Сейчас Штирлиц спит, но через полчаса он проснется и полетит в Тегеран, где вот уже вторую неделю тянется встреча “Большой тройки”. Чистый воздух южных предгорий Памира, звезда Героя Советского Союза и высокое звание генералиссимуса делали главу советской делегации особенно упрямым и несговорчивым. Сталин превратился в державного горца, настойчиво требовавшего скорейшего открытия второго фронта. Союзники же пытались оттянуть вторжение в Европу, ссылаясь на то, что сопротивление немцев в Африке требует много сил. К 1 декабря переговоры окончательно зашли в тупик; все ждали Штирлица, который обещал вылететь только 3 декабря.

6 часов 45 минут. Веки Штирлица дрогнули, и по привычке, еще не успев окончательно проснуться, он поднялся с кровати. Его взгляд скользнул по полу, холодившему ступни, журнальному столику, где лежали недочитанные вчерашние номера “Дейли Мейл” и “Фелькишер Беобахтер”, и остановился на заснеженном парке, искрившемся в лучах восходящего солнца. После поражения армии Геринга под Курском Штирлиц особенно любил рассматривать этот парк, чем-то напоминавший любимый Ленинград. “Исаакий, Эрмитаж, Донской монастырь, – вздохнул Штирлиц, – скорее бы домой!”. От нахлынувших воспоминаний его отвлекла Кэт. Она не смыкала глаз всю ночь и только к

Утру закончила работу с шифровкой. Центр сообщал, что Рузвельт слишком настойчиво предлагал открыть второй фронт на Балканах, хотя и согласился признать довоенные приобретения СССР и даже обещал склонить к их признанию польское правительство, обосновавшиеся в США.

“Мерседес” Штирлица, несшийся к аэродрому, неожиданно вильнув вправо, зарылся в снег. Гвоздь, брошенный каким-то мальчишкой, пробил покрышку, и одно из колес моментально превратилось в обод, обмотанный рваной резиной. Но об этом Штирлиц узнает позже, а сейчас он безвольно уткнулся в руль своего автомобиля.

Спустя несколько минут тяжелый “Мессершмит-262” оторвался от земли и взял курс на Тегеран. Впрочем, “Большая тройка” разъехалась, так и не повидав Штирлица.

Перечень ошибок:

  1. 3 декабря 1943 года конференция в Тегеране уже 2 дня как закончилась.
  2. Тегеран находится в южных предгорьях Эльбруса, а не Памира.
  3. Героем Советского Союза и генералиссимусом Сталин стал в 1945 году.
  4. К декабрю 1943 года союзники уже выбили немцев из Африки и находились в Италии.
  5. К 1 декабря переговоры успешно завершились, а не зашли в тупик; Штирлица никто не ждал.
  6. Британская “Дейли Мейл” не могла находиться на столике Штирлица, т.к. выходила по другую сторону фронта.
  7. 6 часов 45 минут в Германии еще темно.
  8. Под Курском немецкими войсками командовали Модель и Манштейн.
  9. Донской монастырь находится в Москве.
  10. Идею открытия второго фронта на Балканах отстаивал У.Черчилль.
  11. Польское правительство в изгнании находилось в Лондоне.
  12. Реактивный мессершмитовский самолет Ме-262 не использовался немцами во время второй мировой войны.

IX тур. Конкурс картографов. (5 баллов)

Задание: по кусочкам из карт – определить места битв, эпизодов войны.

Командам выдаются по 5 фрагментов:

А) Наступление немцев на Москву.
Б) Штурм Берлина.
В) Сталинградская битва.
Г) Вероломное нападение на СССР.
Д) Курская битва.

Подведение итогов, награждение

Игровое поле Конкурс картографов

Литература:

  1. Гайнанова В.Б., Гудков А.Н. Тематическая олимпиада “Великая Отечественная война”//Преподавание истории в школе. – 1995. – № 2. – с.37-41.