Химические свойства кислот. 8-й класс

Разделы: Химия

Класс: 8


Задачи урока:

  1. Закрепить знания о составе, классификации, номенклатуре кислот, их роли в природе, правилах работы с кислотами; изучить химические свойства кислот, познакомиться с рядом активности металлов, реакциями замещения и обмена.
  2. Развивать практические умения, наблюдательность, умения составлять уравнения реакций, формулы веществ, определять тип реакции.
  3. Развивать логическое мышление, образное мышление, речь (в том числе химическую).

Предлагается вариант второго урока по изучению кислот. На первом уроке были изучены нахождение в природе, состав, классификация, номенклатура, физические свойства кислот и правила работы с ними.

Оборудование: растворы лакмуса, метилоранжа, соляной и серной кислот, лакмусовая бумажка, лимон, цинк, медь, оксид меди, пробирки, спиртовка, спички, держатель пробирок.

Этапы урока:

  1. Организационный.

  2. Проверка усвоения учащимися материала. Индивидуальная работа учащихся с буклетом (Приложение 1 и 2)

  3. Усвоение новых знаний и первичная проверка усвоения.

Обозначение темы урока и определение результата урока (целеполагание).

  • Действие кислот на индикаторы.
    • Что происходит с цветом чая, когда мы помещаем туда кусочек лимона? Объясняю, что такое индикаторы. Демонстрирую растворы лакмуса и метилоранжа, лакмусовую бумажку, обращаю внимание на цвет.
    • Лабораторный опыт. На лакмусовую бумажку капнуть капельку лимонного сока, проследить за изменением цвета, зафиксировать в тетради.
    • Демонстрационный опыт. В две пробирки налить раствор соляной кислоты и добавить раствор лакмуса (в 1 пробирку) и метилоранжа (во 2). Наблюдаем за изменением цвета индикатора и фиксируем в тетради.
  • Действие на металлы.
  • Лабораторный опыт. В одной пробирке кусочки меди, во второй – цинка. В обе пробирки приливаем раствор соляной кислоты. Наблюдаем, есть ли признаки реакции. Делаем вывод: с медью кислота не реагирует, с цинком реакция идет. Записываем уравнение реакции.
  • Можно ли без эксперимента определить, реагирует металл с кислотой или нет? Знакомимся с рядом активности металлов.
  • Определите, возможно ли взаимодействие между веществами:

Mg + H2SO4=
Hg + HBr =
Al + HClO4 =

Запишите уравнения возможных реакций.

Затем даем названия всем солям. Посмотрите на составленные уравнения. Можно ли отнести реакции, описанные этими уравнениями к какому– либо известному типу? Даем определение реакции замещения.

  • Взаимодействие с оксидами металлов.
    • Демонстрационный опыт. Взаимодействие оксида меди с серной кислотой. Наблюдаем за происходящими изменениями. Записываем уравнение реакции. Выявляем особенности реакции. Даем определение реакции обмена.
    • Закончите уравнения реакции:

Al2O3 +HCl =

MgO + HBr =

Даем название солям.

  1. Домашнее задание. § 16, № 4 (письменно).

  2. Подведение итогов.