Открытый урок по предмету "Искусство". "Искусства различны, тема едина"

Разделы: МХК и ИЗО


Цели урока:

обучающие: продолжить формирование обучения различных видов искусства на примере произведений Моцарта, Пушкина;

развивающие: содействовать развитию эмоционального восприятия произведений монологической речи, умения вести диалог, коммуникативной культуры, осуществлению самоконтроля и самооценки, а в целом становлению и развитию личности;

воспитывающие: создать условия для развития гармоничной личности, способствовать выявлению творческих способностей, возбудить интерес к мировой и отечественной культуре.

Тип урока: интегрированный урок музыки, литературы изобразительного искусства.

Оборудование: проектор мультимедиа, портреты А.С.Пушкина, В.А, Моцарта, фортепьяно, реквием Моцарта “Дни гнева”.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

Слайд №1. (Презентация). Годы жизни Моцарта и А. Сальери с эпиграфом урока “Гений и злодейство - две вещи несовместимы”. Звучит реквием Моцарта “Дни гнева”

2. Мини-спектакль в исполнении учеников 8 “Б” класса по биографии Моцарта. Действующие лица: Моцарт, Ван Свитен, Сальери, 1-й газетчик, 2-й газетчик.

3. Звучит 40-я симфония Моцарта, 1-я часть. Ученик 8 “Б” класса читает стихотворение Ю.Воронова “Моцарт” (1929) на немецком языке, далее исполняется на русском языке.

Слайд №2. Тропинин “Портрет Пушкина”. Учащиеся 8 “Б” класса играют отрывок из трагедии поэта “Моцарт и Сальери”.

Слайд №3. учитель сообщает тему урока, зачитывается эпиграф урока.

Беседа с учащимися класса.

  1. Вопросы: что такое искусство?
  2. Какие виды искусства вы знаете?
  3. Назовите те, которые мы уже использовали на уроке.
  4. Что такое музыка?
  5. Литература?
  6. Изобразительное искусство?
  7. Театральное?

Учитель: На наших уроках мы говорили о различных видах искусства, написали небольшие сочинения-эссе о любимых видах искусства.

Задание: прочитайте.

Объясните, почему выбраны именно эти виды. А кто может, назовите и любимое произведение этого вида искусства.

Учитель: Ребята, какая же тема объединяет все эти виды искусства.

(Заслушиваются ответы учащихся)

Правильно, жизнь и творчество великого венского композитора Моцарта и его загадочная смерть- версия отравления. Программа литературы 9-10 классов помогает нам прочитать “Маленькие трагедии” Пушкина - 4 повести, одна из них “Моцарт и Сальери” - одно из самых гениальных творений драматургии. Ему посвящены десятки исследовательских работ литературоведов, искусствоведов, писателей, режиссеров.

Физминутка. Слайд №4. Шифрограмма 3-х произведений Моцарта.

Учитель: (рассказ о 9-ти музах). То, что искусства родственны между собой люди чувствовали уже очень давно. Мифы Древней Греции рассказывают нам о 9-ти музах - покровительницах искусств. 3 из них посвятили себя музыке. (Эвтерпа - муза лирической поэзии, изображалась с двойной флейтой. Эрато - муза любовных песен. Полигимния - муза священных гимнов. Остальные 6 не были чужды музыкальному искусству. Каллиопа - муза эпической поэзии. Древние сказители рапсоды не читали, а пели свои повествования о подвигах героев т богов Талия и Мельпомена - покровительницы театра, комедии, трагедии. Терпсихора - муза танца. Только Клио - муза истории. Урания - муза астрономии каж\тся стоящими в стороне, не имеющими отношения к искусству). История - наука, но история - это память человечества. Сколько сюжетов дала история музыке?! Начиная с Ивана Сусанина до “Войны и мира” 1812 года осталось понять, почему среди муз, таких “земных”, несущих людям радость песен и плясок, наслаждения театральными зрелищами, появилась Урания - муза астрономии. Если мы вдумаемся в то, что более всего сближает искусство, мы поймем и это. Каждому искусству присуще стремление к стройности, соразмерности, гармонии, которые мы находим в пропорциях архитектуры

и скульптуры, в расположении предметов и фигур, сочетании красок в живописи, в чередовании рифм и мерности ритма в поэзии, в сочетании и последовательности музыкальных звуков. И это свойство всех искусств не выдано художниками, оно отражает разумность и гармонию самой природы, проявляющейся в большом и малом. Древнегреческий философ и математик Пифагор считал, что акустические соотношения музыкальных звуков аналогичны соотношениям расстояний небесных светил, и что движение светил должно рождать музыкальные звуки, “гармонию небесных сфер”, “гармонию мира”: в основе его лежит великая и мудрая мысль о сущности красоты и гармонии во всех видах искусства, отражающих по-своему красоту и гармонию мироздания. На следующих уроках мы с вами познакомимся с еще одним видом искусства - скульптура, который был вам сейчас продемонстрирован на примере изображения 9 муз.

Слайд № 6. Музыка космоса (схема).

Учитель. Ребята, мне очень нравятся слова мудреца “Тот, кому чужды законы живописи, никогда не узнает законов создания скульптуры”, “Понять законы живописи трудно без знания техники танца”, “Законы танца не возможно понять без знания инструментальной музыки” и “Законы инструментальной музыки не понятны тому, кому чуждо вокальное искусство”. Какой вывод можно сделать из этих слов? Конечно, все искусства взаимосвязаны между собой и дополняют друг друга. Научиться понимать живопись Рембрандта, Рублева, музыку Моцарта, скульптуру Родена, добро и зло, высокое и низкое, чувствовать себя и другого человека, чувствовать гармонию - не в этом ли счастье? Приобщение к культуре - есть тот особый курс, с помощью которого мы, ребята, можем понять внутренний мир художника и пропустить его через себя. А сейчас я вам предлагаю вспомнить и просмотреть тот план, над которым мы уже начали работать. Слайд №7 (таблица).

Итог. Слайд № 8

(таблицы об искусстве:

Учитель - искусство.

Учитель - ученики.

Искусство - ученики.)

Учитель поясняет схемы.

Домашнее задание:

Прочитать произведение А.С. Пушкина “Моцарт и Сальери”. Найти стихотворение о музыке.

Творческое задание: создание символа искусства.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3