Интегрированный урок (химия + психология) по теме "Химическая мнемоника или мнемоническая химия" (мастер-класс)

Разделы: Химия, Школьная психологическая служба


Цель урока: изучение особенностей памяти на примере химического материала.

Задачи:

  1. Развитие памяти на основе различных приемов запоминания.
  2. Развитие логического мышления, интеллектуальных ресурсов.
  3. Повышение учебной мотивации.
  4. Развитие коммуникативных навыков.

Продолжительность занятия – 1 час 30 мин.

Занятие проводится для учащихся 8 класса.

Ход урока

I. Энергизатор.

Цель: активизация учащихся перед началом занятия.

Учащимся предлагается открыть таблицу Менделеева. Металлы необходимо проговаривать, неметаллы – прохлопывать в ладоши. Потом делается наоборот: неметаллы проговариваются учащимися, металлы – прохлопываются в ладоши.

II. Мозговой штурм.

На плакате посередине написано слово «профессия» и от него стрелочками в виде лабораторных ножниц нарисованы элементы лабораторного химического оборудования, куда затем вписываются названные учащимися профессии.

Психолог: Как вы считаете, людям каких профессий, связанных с химией, важно иметь хорошую память? (Учащиеся называют: химик, учитель химии, технолог, лаборант; повар, фармацевт, геолог, эколог, парфюмер и т.д.). Психолог записывает названные профессии на плакате.

III. Мини-лекция. Самодиагностика.

Память – удивительное свойство человеческого разума. Наши переживания, впечатления, движения, знания не исчезают бесследно, а сохраняются в памяти. Она является своеобразным мостиком между нашим прошлым и нашим будущим. У каждого человека свои, индивидуальные особенности памяти, например, одни лучше запоминают услышанную информацию, другие – увиденную. Хорошая память помогает человеку добиваться успехов в учебе и работе. Но память ржавеет, если ее не использовать. Чем интенсивнее она используется, тем лучше она функционирует и развивается.

Происхождение человеческой памяти древние греки связывали с именем одного из самых прекрасных героев, созданных человеческой фантазией, с именем Прометея. Оказывается, этот самоотверженный юноша не только одарил человека огнем. Вот какие слова вкладывает в его уста великий древнегреческий драматург Эсхил:

Послушайте, что смертным сделал я:
Число им изобрел,
И буквы научил соединять –
Им память дал, мать муз – всего причину.

Таким образом, уже древние греки осознавали, что никакая деятельность человека не может осуществляться без памяти. В греческой мифологии существует богиня памяти – Мнемозина. Считается, что автором этого слова является Пифагор Самосский. Скажите. А что произойдет, не будь у нас памяти? (Ученики отвечают.)

Всем известна поговорка «Зарубить на носу», т.е. хорошо запомнить раз и навсегда. Слово «нос» в этой поговорке означает не орган обоняния, а памятную дощечку, бирку для записей. Словом «нос» в древности называли особую дощечку, которую носили с собой неграмотные люди. На этих дощечках-«носах» и делали с помощью специальных палочек заметки-зарубки.

Что же такое память? Давайте дадим определение памяти.

Память – это наша способность запоминать то, что видим, слышим, говорим, делаем, способность сохранять все это и в нужный момент вспоминать, т. е. узнавать или воспроизводить то, что знаешь. Запоминание, сохранение, узнавание и воспроизведение – вот те главные процессы памяти, которые обеспечивают ее работу (психолог обращает внимание учащихся на доску, на которой висит плакат с нарисованным бревенчатым домиком – памятью). Продуктивность памяти характеризуется объемом и быстротой запоминания информации, длительностью и прочностью ее сохранения, точностью воспроизведения.

Тест «Прочность».

Цель: определение прочности сохранения ранее полученной информации учащимися.

Учащимся на каждый стол раздаются формулы изученных кислот, оснований, солей (Приложение 1). За одну минуту каждой группе необходимо выбрать из этого списка либо кислоты, либо основания, либо соли. Учащиеся поочередно называют их. Ведущий проверяет правильность называемых химических соединений. За каждым столом подсчитывается число правильно названных химических соединений.

Тест «Воспроизведение».

Цель. Определение воспроизведения информации учащимися.

Учащимся раздаются карточки с таблицей Менделеева с раскрашенными элементами в ней (Приложение 2). За одну минуту необходимо запомнить цвета, в которые окрашены химические элементы таблицы Менделеева. Затем по памяти раскрасить пустую карточку, далее подсчитать число правильно раскрашенных элементов.

Психолог: В истории человечества существует множество примеров феноменальной памяти. Вот некоторые их них:

  • Историки утверждают, что Юлий Цезарь и Александр Македонский знали в лицо и по имени всех своих солдат – до 30000 человек.
  • Великий русский шахматист А. Алехин мог играть по памяти «вслепую» с 30-40 партнерами.
  • Ученый академик С.А. Чаплыгин мог безошибочно назвать номер телефона, по которому он звонил лет пять назад случайно всего один раз.
  • Английский философ Френсис Бэкон мог прочесть наизусть многие из своих трудов.
  • Американский ботаник Аса Грей мог по памяти назвать более 25 тысяч различных растений.

Понятно, что к этим вершинам могут приблизиться не все, лишь единицы. Но вот углубить, расширить, натренировать свою память по силам каждому из нас. Но, прежде чем работать над своей памятью, необходимо ее изучить.

Основные виды памяти.

Существует несколько классификаций видов памяти.

По запоминанию: произвольная и непроизвольная.

Произвольное запоминание происходит с приложением волевых усилий; непроизвольное – не прилагая никаких усилий, как бы само собой, пример – реклама.

По содержанию: образная, словесно-логическая, двигательная, эмоциональная.

1. Образная – это память на то, что мы видим, слышим, нюхаем, пробуем. Она осуществляется с помощью органов чувств: она может быть слуховая, зрительная, осязательная, обонятельная, вкусовая.

Тест «Слышу».

Цель. Определение объема слуховой памяти. Ведущий читает слова: вещество, элемент, свойство, явление, символ, знак, феррум, силициум, индекс, коэффициент. Учащимся необходимо записать слова, которые они запомнили, сверить записи со списком слов, подсчитать число правильных ответов.

Тест «Вижу».

Цель. Определение объема зрительной памяти. На доске написаны слова: кислота, углерод, фтор, вода, аллотропия, индикатор, лакмус, основание, карбонат. Инструкция учащимся: «Прочитайте список слов один раз про себя. Запишите слова, которые вы запомнили, сверьте записи со списком слов. Подсчитайте число правильных ответов».

Тест «Осязаю».

Цель. Определение уровня сформированности тактильной памяти, припоминания и воображения. Учащийся с завязанными глазами одной рукой на ощупь должен определить предмет лабораторного оборудования, сопровождая свои выводы соответствующими комментариями, описывая, что он ощущает (например, холодный на ощупь, округлой формы с одной стороны и суженой формы, с другой, гладкий – например, колба).

Память на запахи и на вкус особенно развита у парфюмеров, дегустаторов. Давайте вспомним и мы запахи некоторых химических соединений, например, сероводорода.

2. Словесно-логическая – это память на смысл изложения, выражается в запоминании и воспроизведении мыслей, понятий, словесных формулировок. Благодаря ей человек способен запоминать логику какого-нибудь доказательства, смысл читаемого текста, смысл событий.

Если процесс запоминания происходит без активного включения мышления, то память называется механической.

Тест на логическую и механическую память.

Прочитать 10 пар слов, связанных логическим смыслом. Затем повторно читаются первые слова, а вторые слова учащиеся дописывают. То же самое проделывается со второй парой слов, не связанных логически.

Задание 1. Валентность – связь; нагревание – температура; водород – газ; кальций – зубы; уголь – топливо; соляная кислота – желудок; вода-растворитель; коррозия – металлы; масса – килограмм; железо – металл.

Задание 2. Индикатор – очки; оксид – тетрадь; йод – кирпич; водород – книга; молекула – апельсин; железо – целлюлоза; сера – мяч; хлор – утюг; бром – скрипка; раствор – зонт.

Таким образом, запомнить пары слов в первом списке значительно проще именно потому, что они логически связаны. Пары слов во втором списке не имеют такой связи и поминаются труднее.

3. Двигательная – это память на движения.

Тест.

Учащимся предлагается закрыть глаза и написать на листке формулы химических элементов: натрия, серной кислоты, воды.

4. Эмоциональная – это память на переживания. Например, один и тот же прошедший урок по химии вызывает у разных учащихся разные чувства. Поделитесь, у кого какие чувства вызывал урок по химии на прошлой неделе? Учащиеся делятся воспоминаниями. Различают кратковременную и долговременную память.

Кратковременная память – это запоминание, сохранение информации на короткий срок после однократного и очень непродолжительного восприятия – от нескольких секунд до нескольких минут. В ней может храниться ограниченное количество информации, в среднем условно равное семи, что было известно в давние времена. Вспомним семь чудес света в древнем мире. Цифра семь встречается и во многих русских пословицах и поговорках.

Тест «Индикатор, среда, окраска».

Учащимся предлагается таблица «Характеристики самодельных растительных индикаторов» (Приложение 3. Приложение 4). В течение одной минуты надо запомнить природный индикатор и окраску индикатора в определенной среде. Затем на аналогичной таблице дополнить пропущенные ячейки.

Долговременная память – это длительное сохранение информации, которая часто запоминается после многократного повторения.
Вспомним первые уроки химии. Что было на первом уроке химии? Поделитесь воспоминаниями. Учащиеся делятся воспоминаниями.

У памяти есть свои законы:

  • осмысления (запоминаем ключевые слова, схемы, рисунки, таблицы, учим стихи по последовательности глаголов);
  • интереса (полезная и интересная информация);
  • установки (запоминание связано с каким-то событием);
  • повторения – мать учения (через 20 минут, сутки, неделю).

Как же улучшить память? Единого рецепта не бывает. Поскольку память каждого человека уникальна, то у каждого человека существуют свои способы улучшения памяти. Предлагаю некоторые приемы улучшения памяти. Каждый из вас выберет себе тот, который лучше подходит для него.

Памятка «Как улучшить память?»

  1. Постановка цели. Ставь цель запомнить надолго. Заучивай с желанием знать и помнить. Никогда не говори: «Я не выучу», говори: «Могу и хочу это выучить».
  2. Использование разнообразного наглядного материала. Для осмысления материала помогут схемы, таблицы, рисунки.
  3. Использование логической организации материала. Пользуйся смысловыми опорами, смысловым соотнесением и смысловой группировкой, выделяй ключевые слова – кто хорошо осмысливает, тот хорошо запоминает и долго помнит.
  4. Правильная организация процесса заучивания.
    • Заучивай и повторяй небольшими дозами.
    • Лучше учить по одному часу семь дней, чем семь часов подряд в один день. Выучить лучше заранее, а накануне только повторить.
    • После математики учи историю, после истории – химию, после физики – литературу: память любит разнообразие.
    • Начинай повторять до того, как материал начал забываться.
    • Как можно быстрее, не дожидаясь полного заучивания, старайся воспроизвести, закрыв книгу.
  5. Включение в процесс запоминания всех видов памяти. Когда учишь, записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики, изображай карикатуры, сравнивай с тем, что знал раньше.
  6. Воспроизведение заучиваемого материла вслух.
  7. Применение мнемотехнических приемов (при запоминании материала, в котором преобладают механические связи).

IV. Отработка практических навыков. Основные приемы запоминания.

1. Ассоциации – мысленные связи между образами. Ассоциации должны быть необычные, нестандартные, невероятные, абсурдные.

Упражнение «Дракон». Для лучшего запоминания основности кислоты представим себе дракона – Змея Горыныча: односоставная кислота - с одной головой (один атом водорода), двухсоставные – с двумя головами (два атома водорода), трехсоставная – с тремя головами (три атома водорода).

Упражнение «Кристаллические решетки». Для запоминания типа кристаллических тел их можно представить различными аналогиями. Учащимся выдаются листы с аналогиями типов кристаллических тел (Приложение 5). Аналогия: молекулярного кристалла – группа супружеских пар; ионного кристалла – романтическая сила влечения; атомного кристалла – гимнастическая пирамида; структуры металла – среди пчел.

Существуют приемы запоминания, которыми человек пользуется, не подозревая, что эти приемы являются мнемоническими. Так, для запоминания последовательности цветов в спектре используется прием построения смысловых фраз из начальных букв запоминаемой информации: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан».

Используем данный прием для запоминания элементов второго периода таблицы Менделеева. Например, Люба Белкина была умницей, а Коля Федоров нет (Литий, Бериллий, Бор, Углерод, Азот, Кислород, Фтор, Неон).

Упражнение «Веселая таблица». Учащимся предлагается составить фразу для запоминания элементов третьего периода таблицы Менделеева (Натрий, Магний, Алюминий, Кремний, Фосфор, Сера, Хлор, Аргон).

Главным в образовании ассоциаций является яркость образа. Чем ярче образы, тем больше развито у вас воображение, тем легче создавать связи между ними и тем больше информации вы запомните. Например, кислоты могут ходить и разговаривать.

Упражнение «Живые формулы». Учащимся раздаются карточки с различными химическими элементами. Необходимо из них составить «живые» формулы кислот.

2. Метод мест и фона – запоминать предметы по их расположению ( в помещении, по пути следования). Большинство обладателей сверхпамяти признались, что целенаправленно развивали свои способности, используя метод, известный еще в Древней Греции и Риме. Его обычно называют « методом Цицерона», «методом Римской комнаты», или методом мест. Суть его состоит в том, что «единицы информации», которые необходимо запомнить, мысленно расставляются в хорошо знакомой комнате в строго определенном порядке. Затем достаточно вспомнить эту комнату, чтобы воспроизвести необходимую информацию.

Упражнение «Соленый класс». Мысленно расположите предложенные соли в классе в определенном порядке. Затем достаточно вспомнить класс, чтобы воспроизвести данную информацию. Поделитесь своими методами расположения химических соединений.

3. Прием ритмизации и рифмования. Ритмизация – перевод информации в стихи, песенки, в строки, связанные определенным ритмом или рифмой. Зарифмованный учебный материал лучше запоминается.

Чтобы не забыть, каков атомный номер и заряд ядра у разных химических элементов и в каком порядке они следуют друг за другом, будем смотреть на Периодическую систему. Итак, элементы выходят на парад...

В первом периоде, в первом ряду два знаменосца гордо идут:
У водорода – один электрон, и возглавляет шествие он.
Гелий богаче. К чему слова, ведь у него электронов – два.

Второй период – восемь персон; командует литий, последний – неон.
За командиром – бериллий и бор, углерод, азот, кислород и фтор.
Парад идет по своим законам: растет в ряду число электронов.

Стройной колонною на парад идут элементы за рядом ряд.
Третий период – почти как второй, любой из восьми – элемент-герой.
За натриеммагний и алюминий, кремний, фосфор, сера и хлор.
Аргон. А чьи электроны активней? Ясно и так. О чем разговор...

В четвертом периоде рады стараться! – Кавалеристы. Их восемнадцать.
Рыцари славы, металлы удачи, сверкая доспехами, смело скачут
Калий, кальций, скандий, титан, ванадий, хром, марганец... Кто атаман?
Триада железа, медь и другие, и неметаллы – друзья боевые:
Мышьяк, селен и бром. А криатпон – на правом фланге, последний он…

Стихотворение зачитывается и раздается учащимся.

V. Заключение.

Психолог:

Видя этот наш парад, Менделеев был бы рад!
Память нашу оживили, две науки подружили!
Вам приемы показали, памятки на память дали-
Как прочней запомнить, лучше, чтобы не было вам скучно!
В школе химию любите! С психологией дружите!
Свою память улучшайте! Наш урок не забывайте!

VI. Энергизатор по окончании занятия.

«Симон говорит».

Учащимся объясняется, что они должны следовать инструкциям, которые ведущий начинает словами «Симон говорит». Если ведущий начинает свои приказания не с этих слов, то следовать инструкциям не надо. Инструкции следующие: «Симон говорит: «Химия!» – учащимся надо потереть ладони»; «Симон говорит: «Психология!» – учащимся надо похлопать в ладоши»; «Симон говорит: «Память!» – руками обхватить голову». Ведущий ускоряет действия, всегда повторяя в начале фразу «Симон говорит». После некоторого времени «Симон говорит» опускается. Те учащиеся, которые все-равно следуют инструкциям, выбывают. Игровой характер упражнения создает положительно-эмоциональный фон, стимулирует все органы чувств учащихся.

VII. Обратная связь.

Анкетирование учащихся о прошедшем занятии.

Литература:

  1. Аликберова Л. А. Занимательная химия: Книга для учащихся, учителей и родитеей.- М., 1999.-560с.
  2. Головнер В.Н. Химия. Интересные уроки: Из зарубежного опыта преподавания. - М., 2005. -136Сс.
  3. Маркина И.В. Современный урок химии. Технологии, приемы, разработки учебных занятий. Ярославль, 2008.-288с.
  4. Шаталов М.А., Кузнецова Н.Е. Обучение химии. Решение интегративных учебных проблем: 8-9 классы: Методическое пособие. - М., 2006.- 256с.
  5. Малая детская энциклопедия . Химия. -М, 2001.-479с.
  6. Школьный психолог. 2007, №8.