Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Образ героя русского фольклора

Разделы: Преподавание музыки


Цели и задачи:

  1. Обобщение знаний по литературе, развитие навыков разговорной речи, умений анализировать произведения литературы, музыки, изобразительного искусства.
  2. Формирование национального самосознания.

Литературный ряд:

  • Былина о Добрыне.
  • Былина об Илье Муромце.
  • Загадки, пословицы, поговорки – русский былинный эпос.

Музыкальный ряд:

  • А.С.Бородин. Симфония №2 – «Богатырская».
  • Н.А. Римский-Корсаков. Былина о Добрыне.

Зрительный ряд:

  • В.Васнецов. Богатыри.
  • К.Васильев. Илья Муромец и голь кабацкая.
  • Видеофильм «Сказка о сказке».

Ход мероприятия

1. Вступительная часть, посвященная повторению изученного ранее материала.

Примерные вопросы:

  • Что такое фольклор?
  • Какие виды и жанры фольклора вы знаете?
  • Чем отличаются былина и сказка?
  • Перечислите основных героев былин.

2. Мы читали и знаем Былину о Добрыне в литературном варианте. Сейчас она прозвучит в музыкальном изложении.

(Звучит Былина о Добрыне в обработке Н.А.Римского-Корсакова.)

Подумайте, как композитор, аранжировщик передает образ русского богатыря?

Попробуйте изменить, например, темп звучания былины. Повлияет ли это на характер, образ героя?

- Какие основные черты характера отличают Добрыню? Ведь не только ум, стать, сила крепкая, удаль молодецкая являются его главными особенностями?

Вы правы, делать добро, заботиться о других, щедрость души – вот качества настоящего богатыря Добрыни. А теперь обратите внимание на репродукцию (рисунок 1) современного художника К.Васильева «Илья Муромец и голь кабацкая».

Рисунок 1
К.Васильев. «Илья Муромец и голь кабацкая».

Примерные вопросы для обсуждения:

  • Что вас удивляет и поражает в картине?
  • По какому принципу построена картина: контраста или тождества?
  • Зачем нарушает художник пропорции, объемы ракурсы фигур?
  • Какие интонации мы слышим в этом распахнутом жесте огромных рук – крыльев?
  • Для большего понимания скрытого смысла повторите жест Ильи Муромца и этих маленьких мужичков?
  • Как соотносятся эти образы картины?
  • Как автор относится к героям картины: активно участвует в происходящем или наблюдает со стороны?
  • Каково отношение автора к героям, почувствуйте его интонацию: смеется, любуется, размышляет, грустит и пр.?

Автор 20 века, но словно переносит нас в далекое прошлое, когда после сражений русские богатыри садились за дубовый стол, чтобы сытно поесть попить да и рассказать всему люду беднейшему о делах своих ратных.

Художник, словно сам Илья Муромец, – гигант, богатырь раскинул свои руки в порыве желания обнять всю «голь кабацкую», которая тесно жмется, чтобы попасть в его объятья щедрые.

Попробуйте понять, в чем символика этих рук, улыбчивого и простодушного лица, гигантского шлема с вином? Сделайте вывод о понимании места и роли русского богатыря в современном прочтении?

Музыкальные иллюстрации продолжают разговор на данную тему. Композитор А.Бородин – блестящий ученый, химик написал симфонию, посвященную героям былин.

(Звучит фрагмент – Симфония №2 первая часть главная партия, затем побочная по ходу обсуждения.)

Примерные вопросы:

  • Мы слушали хоровое произведение, теперь инструментальное, удалось ли композитору передать характеры, образы былинных героев?
  • Каков «вес» у мелодии?
  • А как здесь автор относится к своим героям?
  • Композитор указал, что это симфония № 2, а вы дайте ей свое название?
  • Как построена мелодия? (Ответ – призыв одного ответ многих и т.д.)
  • Другая мелодия – тема передает другие черты характера русского народа – нежность мягкость, благородство, теплота.
  • По своему звучанию что напоминает этот фрагмент? (Гимн, прославление всему русскому народу-богатырю.)

Теперь, мы с вами все, что знали об отдельных богатырях, постараемся объединить в единое целое, подводя некоторые итоги наших размышлений.

- Скажите, есть ли отличия богатырей от героев? (Богатыри физически сильны, а герои могут быть и слабыми и отрицательными персонажами.)

Героем можно стать 1 раз, а богатырь – это постоянная величина.

Посмотрите на репродукцию картины В.Васнецова (рисунок 2).

Рисунок 2
В.Васнецов. Богатыри.

- Здесь все сильные? А чтобы это понять попытайтесь принять позу, выражение лица каждого из них.

Получается, что не все сильные герои на картине: Алеша хитроват (наверное, умен и смекалист), от Добрыни веет спокойствием и уверенностью.

Проговорите слово «богатырь»: от какого слова произошло? (Богатый, бог, бог дал дар и талант.)

Какой дар, талант есть у каждого из них: 1 – Сила. 2 –Ум. 3 – Добро.

- На ваш взгляд, что важнее для человека из этих 3 начал?

- Что есть истинное богатство?

- Одно добро без силы и ума будет приносить хорошие плоды? Приведите примеры. А ум без добра, что может принести всему миру?

- Так какой же скрытый смысл заключен в этой картине?

Единство телесного, душевного, духовного есть поистине самое важное на земле для человека. Их гармония делает человека настоящим богатырем.

- А теперь обратитесь к самим себе: подумайте, какой божественный дар дан лично тебе; что в тебе преобладает – сила, разум, воля (дух); а богатый материально может быть бедным? И наоборот?

Рефлексия.

Следовательно, Васнецов написал свою картину не только, чтобы перечислить и собрать главных былинных героев в одном месте, а заострить внимание на скрытой духовной символике, которая прочитывается в именах и образах.

- Зачем, для чего он это делает?

Потому, что только единым Духом, Разумом, Душой сильны защитники земли русской, которые и становятся героями русского фольклора, опережая время и пространство. Вот поэтому мы и зовем их богатырями и героями русского фольклора, гордимся делами их ратными из поколения в поколение.

Используемая литература:

  1. Барсова Н. Специфика языка музыки в создании художественной картины мира./Художественное творчество. – Л.: Наука,1986.
  2. Горюнова Л. Музыка – дети – учитель. Музыка в школе, 1987,  № 2.
  3. Горюнова Л. На пути к педагогике искусства. Музыка в школе,1988, № 2.
  4. Маслова Л. Педагогика искусства. Новосибирск, 1997.