Сдвоенный урок по русскому языку и математике во 2-м классе по сказке "Теремок"

Разделы: Математика, Русский язык, Начальная школа


Цели урока:

  • формирование умения переносить слова; составлять задачи по картине; производить вычислительные действия;
  • развивать навык правильного письма, любознательность;
  • воспитывать дружеские отношения между детьми;

Оборудование: урок построен на основе сказки “Теремок”, поэтому необходимы: Теремок, Мышка, Лягушка, Зайчик, Лиса, Медведь, замок с запиской, ключики, Печка с примерами.

Ход 1-го урока

1. Оргмомент.

2. На доске. Теремок, вокруг него забор, на заборе замок.

Учитель: Бежит мимо теремка Мышка. Увидела теремок, залюбовалась. Глаз не может оторвать. Такой уж он…..Скажите какой?

Дети: Красивый, прекрасный, разноцветный, чудесный, маленький и т.д

Учитель: Хотела Мышка забежать в него, но на двери замок висит, да не простой, а волшебный. Просто так не открывается. Видит Мышка, записка в замке. Давайте прочитаем записку. Помогите Мышке:

Дети: “Этот замок волшебный и открыть его может тот, кто правильно подберёт ключики к словам”

Словарная работа.

(На доске слова с пропущенными буквами)

к..рандаш

р..бота

т..варищ

уч..ник

д..журный

(На доске разбросаны ключи с буквами. Ученики по очереди вставляют буквы. Остальные с помощью сигнальных карточек проверяют)

Учитель: Чтобы хорошо запомнить эти слова, давайте запишем их в тетрадь.

- Но не открывается замок. Догадалась Мышка, что нужно ещё предложение составить с любым из этих слов.

- Составьте и запишите предложение.

- Открылся замок. Забежала Мышка и стала жить в теремке. Всё в теремке есть и мебель…

- Назовите слова на тему “Мебель”.

- Есть и посуда. Назовите слова на тему “Посуда”.

- Но скучно жить Мышке стало в большом теремке одной и решила она написать записку. Написала и повесила на дверь (открывается записка).

“Дорогой д-
ружочек!
Ты видишь Теремо-
к. Но мне в нём
одной очень один-
око. Приходи ко
мне жить.

Мышка”

3. Повторение правил переноса слов

Учитель: Прыгала как-то Лягушка-квакушка мимо теремка. Увидела листочек, прочитала и думает: “Видно и правда скучно Мышке жить одной, постучусь к ней, да заодно и на ошибки укажу” Постучалась Лягушка, выглянула Мышка и стала слушать, где допустила ошибки.

- И мы с вами попробуем ошибки найти. (Дети находят ошибки в записке и объясняют, как правильно переносить слова, повторение правил переноса)

- Обрадовалась Мышка, что у неё друг появился, да ещё такой умный и позвала Лягушку-квакушку чай пить. Ну, а пока они чай пьют, мы тоже отдохнём, а потом работать начнём.

Физминутка:

Ветер дует нам в лицо
Закачалось деревцо
Ветерок всё тише, тише
Деревцо всё выше, выше.

Учитель: Мы им мешать не станем. Пусть чай пьют с леденцами. А мы запишем предложение с комментированием.

4. Запись предложения с комментированием

Около дома красивая лужайка.

- Найдите слово с буквой й.

- Как вы думаете, как перенести это слово?

- Сегодня мы узнаем ещё правило переноса слов с буквой й.

(Работа над правилом по учебнику)

- Работа по учебнику. Упр.99.

- Найдите слова с буквой й посередине. Как можно их перенести?

- А теперь поиграем. Измените слово так, чтобы оно называло один предмет.

(Герои, трамваи, сараи, попугаи)

Упр. 101. Выборочное списывание.

Проверка.

Итог урока.

- Чему научились на уроке? Что больше всего запомнилось?

Ход 2-го урока

1. Оргмомент.

2. Учитель: Живут Мышка и Лягушка в теремке. Горя не знают. Дождик на них не каплет. Снег не сыплет. Тепло. А вот Зайчику трудно приходится. И холодно становится и голодно. Прыгает с кочки на кочку. И мы с вами попрыгаем.

Устный счёт.

- Был он на 29 кочке, а следующая по счёту какая?

- Был на 58, а следующая?

- Когда Зайчик перепрыгнул на 70, какая осталась позади?

- Когда Зайчик перепрыгнул с 37 кочки на 43, какие кочки он пропустил?

- Какая кочка больше 19 или 60? 99 или 100?

- Выбежал как-то он на полянку, увидел теремок. Постучался он и спрашивает: “Кто в теремке живёт?”

- Ему отвечают: “Я - Мышка-норушка, я - Лягушка-квакушка, а ты кто?”

- “А я Зайчик-побегайчик, холодно мне, пустите меня к себе”.

- “Хорошо, - говорят, только пока ты на улице, нарви ягод”.

- Стал Зайчик ягоды рвать и мы с вами побежим Зайчику помогать.

3. Проверка вычислительных навыков.

(На доске рябина с кистями ягод, дети срывают и решают примеры, написанные на обратной стороне. Остальные проверяют с помощью сигнальных карточек).

Учитель: Стали они жить втроём. Не скучно им, много читают, песни поют, задачки решают.

4. Составление и решение задачи по картине.

На ветке сидело 11 снегирей. 4 снегиря улетело. Сколько осталось?

- Запишите в тетрадь.

- И примеры решают наперегонки и мы с вами посоревнуемся.

5. Игра-соревнование “Какой ряд самый быстрый”.

Примеры на карточке решают по очереди. Тот ряд выигрывает, который быстрее и правильнее решит примеры.

- Бежала мимо Лисичка-сестричка, увидела красивый теремок и попросилась жить. А ей из теремка отвечают: “Кончились у нас дрова” Побежала Лисичка в лес за дровами и мы с вами побежим.

Физминутка. Дети изображают сбор дров.

- Собрала Лиса дров, поселилась в теремке и сама задание задала.

6. Закрепление изученного материала.

- Запишите примеры и вставьте знаки действий:

70…8 = 78

78…70 = 8

- Прочитайте примеры по-разному.

- А тут вскоре Медведь шёл по лесу, место для берлоги искать. Зачем ему берлога? Значит какое время года наступило?

-Увидел теремок, попросился до весны. А его попросили печку сначала затопить. А печка непростая, дрова разгорятся только тогда, когда мы примеры решим. Запись примеров в тетрадь с комментированием

- Тепло в теремке, весело, дружно звери живут, гостей новых поджидают.

Итог урока.

- А мы с вами дружно живём?

- Что на уроке вам больше всего запомнилось?

- Над чем нам предстоит ещё поработать?