Проектная деятельность в образовательной системе "Школа–2100"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Одним из основных направлений развития современного образования является необходимость перехода от образования, ориентированного на знания, к образованию, ориентированному на формирование ключевых компетенций. В Образовательной системе "Школа 2100", по которой я работаю третий год, формирование ключевых компетенций называется выращиванием функционально грамотной личности - "личности, способной использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений". Формирование функционально грамотных людей - одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе, где идет интенсивное обучение различным видам деятельности.

Для формирования ключевых компетенций необходимы механизмы. Авторский коллектив Образовательной системы "Школа 2100" предлагает в качестве такого механизма регулярную проектную деятельность школьников. С середины 2008 года меня заинтересовала эта тема и уже с сентября я начала работу в этом направлении. Сегодня я являюсь руководителем кружка "Малышок", который ведет проектную и исследовательскую работу. Мною составлена программа по социально-педагогическому направлению для детей от 8 до 11 лет, для 1 года обучения.

Что понимается под словом "проект"?

В словаре Ожегова проект определен как "разработанный план сооружения какого-либо механизма, устройства", или "предварительный текст какого-либо документа", или "замысел, план".

Проектная деятельность в Образовательной системе "Школа 2100" рассматривается как основная форма внеурочной деятельности.

Ведущим видом профессиональной деятельности в проектах может быть любая её разновидность:

  • экспериментально-исследовательская.
  • проектно-конструктивная,
  • производственная,
  • научная,
  • методическая,
  • образовательная и т.д.

Проектную деятельность школьников можно рассматривать как модель профессиональной проектной деятельности. Примеры детских проектов - это рисунок, поделка, рассказ, загадка, концерт, исследование, решение проблемы и т. д.

Каковы особенности внеурочной проектной деятельности?

Для определения вида проектов, целесообразных во внеурочной деятельности, логично руководствоваться следующими:

  • целями внеурочной деятельности;
  • целями обучения, которым целесообразно уделить внимание.

Выделяют несколько видов проектов, которым по разным соображениям уделяется особое внимание:

  • информационные проекты- проекты, целью создания которых являются информационные объекты: энциклопедии, картотеки, книги, и т.д.;
  • исследовательские проекты- проекты, в которых дети полностью походят все этапы "взрослых" исследований;
  • проекты по решению проблем - проекты, похожие на исследовательские, но носящие более творческий и изобретательский характер

Основной целью внеурочной деятельности можно считать реализацию детьми своих способностей и потенциала личности.

К важным целям обучения, которым целесообразно уделить дополнительное внимание, можно отнести:

  • формирование коммуникативных навыков (партнерское общение);
  • формирование навыков организации рабочего пространства и использование рабочего времени;
  • формирование навыков работы с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование);
  • формирование умения оценивать свои возможности, осознавать свои интересы и делать осознанный выбор.

Формирование навыков работы с информацией во внеурочной проектной деятельности требует дополнительных организационных усилий.

Поэтому для включения информационной деятельности в проектную деятельность в полном объёме необходимо предусматривать специальные организационные приемы:

  • одновременная работа над разными проектами по одной теме
  • включение в перечень этих проектов одного коллективного информационного проекта.

В результате проектная деятельность предваряется необходимым этапом - работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме.

Каковы основные этапы внеурочной проектной деятельности?

  1. Выбор темы.
  2. Сбор сведений.
  3. Выбор проектов.
  4. Реализация проектов.
  5. Презентация.

Выбор темы.

Работа над темой начинается с ее выбора. Так как тема выбирается одна на всех, то она должна быть достаточно ёмкой, чтобы в ней можно было выделить много разных подтем по интересам детей. Например, в теме "Океан" могут быть подтемы: "Жизнь в океане", "Плавающие динозавры", "Глубоководные животные", "Корабли", "Морские профессии", "Пираты", "Писатели об океане", "Кругосветные путешествия" и т.д.

Если выбор темы должен регулироваться учителем (наводками и подсказками),то совершенно иная картина с выбором подтем - здесь уже дети могут делать личный выбор того, что им интересно.

Среди всевозможных подтем бывают типовые подтемы. Например, для темы "Дом" типовые подтемы выглядят так: географический аспект - "Дом в разных странах", исторический аспект - "Дом в разные времена", культурный аспект - "Дома литературных героев", "Дома в сказках", "Дома на картинах".

Сбор сведений.

Дети, обращаясь к различным источникам информации, собирают интересующие их сведения, фиксируют их и готовят к использованию в проектах. Основные виды представления информации - это записи, рисунки, вырезки, ксерокопии текстов, изображений, аудио- и видеозаписи, дискеты, компакт-диски и т.д.

Основная задача учителя на этапе сбора сведений по теме - это направлять детей на самостоятельный поиск информации.

Завершается сбор сведений размещением всей найденной информации в одном информационном проекте.

Задача информационных проектов - формирование навыков организации приобретенной информации.

Выбор проекта.

После завершения этапа сбора информации учитель предлагает детям принять участие в реализации проектов. Выбор формы продукта проектной деятельности - важная задача участников проекта. От ее решения в значительной степени зависит, насколько выполнение проекта будет увлекательным, защита - презентабельной и убедительной, а предложенные решения - применимы к выбранной социально значимой проблеме. Желательно, чтобы предлагаемые проекты относились к разным видам по следующей классификации:

Реализация проектов.

На этом этапе дети готовят выбранные ими проекты, сочетая действия в школе) и вне школы. Взрослые помогают только в случае острой необходимости, если есть опасение, что ребёнок переоценил свои силы и может не справиться с выбранным проектом.

Презентации.

Каждый проект должен быть доведён до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущение гордости за полученный результат. Виды презентационных проектов могут быть различными, например, воплощение, защита на ученом совете, игра с залом, иллюстрированное сопоставление событий, эпох; научная конференция, научный доклад, отчет исследовательской экспедиции, пресс-конференция и т.д.

Какие бывают типовые проекты?

Существуют универсальные проекты, которые можно включать в работу практически над любой темой. Их можно подразделить на изготовление изделий и представления. Могут быть комбинированные проекты- это представления с использованием предварительно изготовленных изделий (показ моделей одежды, кукольный спектакль и т.д.)

Можно ли использовать для проектной деятельности учебное время?

На уроках по предметам, имеющим основную цель - получение знаний, целесообразны проекты, направленные на получение знаний (экспериментально-исследовательские), и проекты, направленные на передачу знаний (образовательные). Проекты, направленные на передачу знаний, позволяют школьникам выступать в роли учителей, методистов, авторов учебников, способствуя тем самым закреплению изученного материала.

В проектной деятельности детей развиваются важнейшие общеучебные умения, а именно:

1. Рефлексивные умения

2. Поисковые (исследовательские) умения

3. Оценочные умения.

4. Умения и навыки работы в сотрудничестве

5. Менеджерские умения и навыки

6. Коммуникативные умения

7. Презентационные умения и навыки

КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОЕКТОВ

1. По доминирующей деятельности учащихся. 1.Практико-ориентированные проекты.

2. Исследовательские проекты.

3. Информационные проекты.

4. Творческие проекты.

5. Ролевые проекты.

2. По предметному содержанию. 1. Монопроекты

2. Межпредметные проекты.

3. По продолжительности. 1. Мини проекты

2. Краткосрочные проекты.

3. Недельные проекты.

4. Годичные проекты.

Составляется паспорт проектной работы:

  • название проекта;
  • руководитель проекта;
  • учебный предмет, в рамках которого проводится работа;
  • учебные дисциплины, близкие к теме предмета;
  • состав учащихся;
  • тип проекта;
  • цели проекта;
  • задачи проекта;
  • вопросы проекта;
  • оборудование;
  • аннотация;
  • предполагаемый продукт проекта; (например, газета, сочинение), ход проекта.

В настоящее время проектную деятельность в школе можно рассматривать как перспективное средство методического развития учебного процесса именно потому, что она является эффективным инструментом формирования самых различных видов компетенций, а также полной совокупности компетенций - функциональной грамотности.

Проектная деятельность - это относительно новая педагогическая технология, но за ней большое будущее!!!!

Презентация.