Разработка урока в 8-м классе "Предмет химии. Вещество"

Разделы: Химия


Цели урока:

  • Обучающая:  сформировать представление о предмете химии. Дать первоначальные понятия о веществе, химическом элементе, о простых и сложных веществах, о трёх формах существования химического элемента.
  • Развивающая: развитие логико - смыслового мышления учащихся, памяти, химического языка, а также умения осуществлять самостоятельную деятельность на уроке.
  • Воспитывающая: воспитывать культуру умственного труда, развивать коммуникативные качества личности.

Тип урока: изучение новой темы.

Метод обучения: частично-поисковый, исследовательский, проблемный.

Организационные формы: беседа, самостоятельная работа, практическая работа.

Материальное обеспечение урока: Компьютер, проектор, экран.
На демонстрационном столе: коллекция изделий из стекла и алюминия. Железные  опилки, сера, магнит, лист белой бумаги и стакан с водой.
На столах учащихся: сахар, растительное масло, песок, алюминий – в пробирках  и вода в колбе, заготовки для оформления лабораторного опыта.

Мотивация:   Актуализация знаний.

Начинаем с вопроса “ Что вам известно о химии?”
В процессе беседы, подводим разговор в русло значения химии,
используя стенд “ Химия в нашей жизни”.
Химия обладает огромными возможностями, создаёт неизвестные ранее материалы,
Облегчает труд человека, одевает, экономит его время, создаёт уют и комфорт и даже изменяет внешность людей.
Но та же химия может стать опасной для здоровья, даже смертельно опасной…
Писатель – фантаст и учёный – биохимик  Айзек Азимов писал: ” Химия – это смерть, упакованная   в  банки и коробки…”
Сказанное иногда справедливо не только по отношению к химии, но и по отношению к электричеству, бытовой технике, транспорту.
Мы не можем жить без электричества, но оголённый провод смертельно опасен, мы все любим смотреть телевизор,  но за его задней панелью напряжение в тысячи вольт, нам необходим автомобиль, но под его колёсами часто погибают люди.
Так и использование людьми достижений современной химии требует высокой общей культуры, большой ответственности и, конечно, знаний.

Далее подводим учащихся к мысли, что современный человек не может обойтись без того, что даёт ему химия, и чтобы не уподобиться ребенку, который играет с огнём и не понимает, с чем он играет, современный человек должен иметь хотя бы общее представление о предмете химии. Наша задача сегодня выяснить, как возникла эта древняя наука и  что же является предметом изучения этой науки?

Изучение нового материала и первичный контроль:

Демонстрация презентации в программе PowerPoint “История возникновения химии” (приложение 1)*.

  

Что же изучает наука химия? Химия изучает: (запись на доске и в тетради):

  • Вещества.
  • Свойства веществ.
  • Превращения веществ.

Демонстрация коллекции изделий из стекла и отдельно  алюминия.
- вопрос: что общего у всех этих предметов (демонстрируются пробирки, колбы, стакан). Ответ: они - из стекла;
- вопрос: а почему ту же пробирку нельзя сделать из алюминия? Чем отличаются стекло и алюминий? Ответ – свойствами;

Демонстрация: действием  магнита на железные опилки и на серу,
помещаем железные опилки и серу в стакан с водой.
Фронтальное обсуждение свойств железных опилок и серы.

Закрепление: выполним лабораторный опыт, оформляя результат в предложенные формы- заготовки по образцу:

Образец:

Лабораторный опыт.

Тема: Изучение физических свойств различных  веществ.
Цель:________________________________

Результат работы.

1.Прилейте к содержимому каждой из четырёх пробирок немного воды.
2.Опишите что происходит в пробирке.
3. Из веществ, свойства которых вы только что описали, укажите  те, которые:
        а) находятся в одинаковом агрегатном состоянии;
        б) практически не растворимы в воде.
4.Сравните по свойствам сахар и песок, укажите сходства и различия в свойствах этих веществ.
ВЫВОД: Различные вещества могут обладать, как _____________, так
И _________________ свойствами.

Вопрос к классу : что такое физическое тело? Приведите примеры?
Выводы:  (запись в тетради)

  1. Вещество – это то, из чего состоят физические тела.
  2. Химия – это наука о веществах, их свойствах и превращениях.

Вопрос: зачем надо знать свойства тех или иных веществ? Ответ – чтобы применять их с пользой для себя.

Итог этой беседы подводится к схеме:

Вспомним, что мы знаем из физики:
вещества состоят из молекул, а молекулы - из
мельчайших атомов, которые, в свою очередь,
различаются как марки машин : волга, москвич,
жигули и т.д. Всего таких видов атомов около 118.
Таким образом,  запись в тетрадь:

Определенный вид атомов называется химическим элементом.

Объясняем, что каждый химический элемент имеет
три формы существования. (переносим схему с доски в тетради)

Например:

Экспресс-закрепление:

1. Предлагается учащимся прослушать утверждение и  поднять правую руку, если речь идёт о простом веществе, и левую – если об элементе:
-азот не поддерживает горения;
- железо обладает способностью намагничиваться;
- содержание кислорода в оксиде серы(IV) меньше, чем в оксиде серы(VI);
- молекула аммиака состоит из азота и водорода;
- сера желтого цвета;
- железо входит в состав многих поливитаминов.

2. Дополните  схему:

Контроль усвоения:
Тест-самоконтроль с самопроверкой – ответы заранее заготовлены. (приложение 2).
Об усвоении судим по числу правильных ответов.

1. Любой предмет, нас окружающий – это:
а) физическое тело;
б) вещество

2. Стеклянная ваза, стеклянный стакан, стеклянная колба – это:
а) тела;
б) вещества.

3. Вещество – это:
а) то, из чего состоит физическое тело;
б) любой предмет нас окружающий.

4. В каком из предложений, приведенном ниже, речь идет о стекле  как о физическом теле?
а) он разбил оконное стекло;
б) ваза сделана из стекла.

5. Свойства вещества – это:
а) признаки, по которым вещества сходны или отличаются друг от друга;
б) цвет вещества.

6. Выпишите какие качественные прилагательные – хрупкий, короткий, зеркальный, зловонное, рассыпчатое, симметричный, пористый, изогнутый, серебристый, тающий – могут  быть   отнесены:
а) к веществам;
б) к телам;
в) и к телам и к веществам.

7. Выберите простое вещество:
а) кислород          
б) вода      
в) серная кислота         
г) оксид алюминия

8. Выберите смесь веществ:
а) воздух        
б) оксид магния      
в) алюминий        
г) сульфид железа.

Рефлексия и подведение итогов:

В завершение поделитесь своими впечатлениями об уроке. Для этого допишите предложения, посвященные сегодняшнему дню.
Сегодня я  узнал____________________________________________
Я удивился_________________________________________________
Я хотел бы______________________________________________ 

Домашнее задание:

При сообщении ребятам домашнего задания надо дать разъясне­ние о порядке его выполнения. Какие упражнения можно выполнить устно, а какие письменно §1., упр. 1 (устно).

Литература:

  1. Габриелян О.С. Химия 8 класс Учебник для общеобразовательных учреждений  Москва  «Дрофа», 2006 г.
  2. Габриелян О.С., Воскобойникова Н.П., Яшукова А.В. Настольная книга учителя, 8 класс Москва  “Дрофа”, 2002 г.
  3. Горковенко М.Ю. «Поурочные разработки уроков 8 класс» Москва «Вако», 2005 г.
  4. Бочарова С.В. «Химия 8 класс. Поурочные планы» Волгоград.«Учитель – Аст», 2004 г.

Ресурсы интернета:

  • Алхимик.ру — Кунсткамера
  • http://a-ivan.by.ru
  • http://ru.wikipedia.org/wiki/История_химии
  • http://www.physchem.chimfak.rsu.ru/Source/History/Sketch_2.html

* презентацию можно получить у автора работы