"Друг в беде не бросит, лишнего не спросит"

Разделы: Школьная психологическая служба, Конкурс «Презентация к уроку»


Давайте понимать друг друга с полуслова,
чтоб, ошибившись раз, не ошибиться снова.
Булат Окуджава.

Цели:

  • осмыслить понятия «друг», «дружба», совершенствовать навыки общения;
  • помочь учащимся осознать, какие качества важны в дружбе;
  • повысить самооценку учащихся.

Оборудование: листы бумаги; карандаши; фломастеры;заготовки листков для упражнения «Дружба в лучах солнца»; пословицы о дружбе;разноцветные бусинки.

Ход занятия 

Психолог говорит, обращаясь к учащимся:

Наше занятие посвящено дружбе, друзьям, какими качествами должен обладать настоящий друг и как хорошо иметь друзей!

Девизом нашего занятия взяты сороки из замечательного стихотворения Булата Окуджавы. Это замечательный поэт-бард (пишет музыку), один из родоначальников бардовской песни в нашей стране.

Приветствие.

Начинаем свое занятие с традиционного «Импульса». Мы дарим друг другу свое тепло и хорошее настроение.

(Все участники берутся за руки и посылают импульс друг другу, тем самым налаживают эмоциональный контакт).

Упражнение «Закончи предложение».

Участникам предлагается закончить предложения, написанные на доске:

– «Настоящий друг – это...»

– «Друзья всегда...»

– «Со мной можно дружить потому, что...»

(По желанию учащиеся зачитывают свои предложения).

Максим Шабанов - учащийся 5 класса «А» подводит итог: друзья – это те, кому мы верим, кто не предаст, не подведет, способен поддержать, посочувствовать, всегда понять. Другу мы можем доверить свои секреты.

9 июня – Международный День друзей! А еще есть Международный День дружбы, который празднуется в перовое воскресенье августа! В этот день друзья поздравляют друг друга с праздником и желают здоровья, удачи и всех благ.

Упражнение «Дружба в лучах солнца»

Сейчас на листочках напишите или нарисуете, что для вас означает настоящий друг, какой он? И свои картинки поместите на «Поляну дружбы».

(На заготовленных заранее листах дети пишут или рисуют, что для них означает дружба, друг, и оформленный листок крепится к доске на «Поляну дружбы»).

Рефлексия
  • Какие чувства вы испытывали когда рисовали?
  • С какими трудностями вы столкнулись?

Ирина Кулешова ученик 5 класса «А»

Что такое дружба? Каждый знает?
Может быть, и спрашивать смешно?
Слово «дружба» что обозначает?
Может быть, поход вдвоём в кино,
Может быть, хороший пас в футболе,
Может быть, подсказку у доски,
Может быть, защиту в драке школьной
Или просто средство от тоски?
Ну, а может быть, молчанье в классе,
Если друг плохое совершит?
Скажем, Коля стены разукрасил,
Михаил всё видел, но молчит.
Разве это дружба, если кто-то
Дроби дома не хотел решать:
Заниматься не было охоты,
А дружок даёт ему списать…
Ну, а может, дружба - это если
Друг приятно говорит всегда,
Речь свою пересыпая лестью,
И не скажет резкость никогда?

Психолог.

Известно, что друзья могут быть постоянные или временные. Временных друзей мы называем приятелями.

Приятель – это человек, с которым вы просто учитесь в одном классе, занимаетесь в кружке, здороваетесь во дворе.

Приятель – это человек, с которым вы время от времени обсуждаете какие-либо события.

Вопрос: Чем приятели отличаются от друзей?

Вопрос: Сколько у человека может быть настоящих друзей?

(Учащиеся отвечают).

 

Упражнение «Цветные бусинки»

(Играет спокойная музыка. В большой стеклянной вазе находятся разноцветные бусинки. Каждый ученик подходит и берет столько, сколько хочет. И молча, ни с кем не разговаривая, каждый ребенок должен поделиться со своими друзьями. Можно брать, а можно и отказаться. Заканчивается музыка, и все садятся на место). Используется релаксационная музыка. Автор музыки К. Стрельников

Рефлексия

По какому принципу вы выбирали бусинки?

Вам было приятнее брать или отдавать?

– Какие чувства вы испытывали, когда брали бусинки и когда отдавали их?

Вот так бывает и в жизни. Чего-то мы берем больше, чем нам надо. Отказываемся от того, что нам предлагают. Порой мы не замечаем главного или просто проходим мимо. Наверное, стоит остановиться, оглянуться, увидеть, что вокруг много интересных, добрых, веселых ребят!

Проведённые социологические исследования показали, что люди, которые утверждали, что имеют много друзей, в сложной, критической ситуации оставались либо сами с собой, либо с близкими родственниками. А люди, которые утверждали, что друзей у них мало (1-3 человека) всегда находили у них поддержку и понимание. Таким образом, можно сказать, что настоящих друзей всегда не так много. Но у любого человека обязательно должны быть не только друзья, но и приятели.

Консультант Мадина Цалоева «Итак, друзья – это те, кому мы верим, кто нас не предаст, не подведёт, способен поддержать нас в трудную минуту, посочувствовать нам и помочь. Другу мы можем доверить все свои откровения. Человек в течение своей жизни приобретает и, к сожалению, иногда, теряет друзей из-за различных ситуаций. Дружба доставляет нам много радости. Дружеские отношения могут изменяться по мере того, как мы сами растём и изменяемся». 

Педагог-психолог предлагает выполнить упражнения:

Упражнение “Что Важно для дружбы?”

Расставить в порядке значимости следующие высказывания, какие важны для дружбы:

  • Давать другу списывать домашнее задание.
  • Защищать друг друга от обидчиков.
  • Придумывать вместе интересные игры.
  • Уметь уступать друг другу.
  • Помогать друг другу.
  • Угощать друг друга сладостями.
  • Уметь слушать друг друга и понимать.
  • Искренне радоваться успехам друг друга.
  • Не ссориться друг с другом по пустякам.

Рефлексия

Легко было определить, что поставить на первое место, а что на последнее?

Упражнение: “Привет!”

(Участники начинают ходить по комнате. Им предлагается поздороваться с каждым из группы за руку и при этом сказать “Привет! Как твои дела?”. Говорить нужно только эти слова и больше ничего. Здороваясь с кем-либо из участников, можно освободить свою руку только после того, как другой рукой вы начнёте здороваться с кем-то ещё. Иными словами, необходимо быть непрерывно в контакте с кем-либо из группы и поздороваться со всеми членами группы).

Рефлексия

Какие чувства вы испытывали, здороваясь за руки?

Какие вы знаете пословицы о дружбе? Учащиеся называют пословицы о дружбе, которые они знают.

  • Один за всех и все и за одного.
  • Дружбу топором не разрубишь.
  • Без друга – сирота, а с другом – семьянин.
  • Нет друга, так ищи; нашел, так береги.
  • Где дружба прочна, там хорошо идут дела.
  • Птица сильна крыльями, а человек дружбой.
  • Дружбу помни, а зло забывай.
  • Верному другу цены нет.
  • Кто друга в беде покидает, тот сам в беду попадает.
  • Крепкую дружбу и водой не разольешь.
  • Друзья познаются в беде.

Педагог-психолог познакомит с кодексом дружбы. познакомимся с кодексом дружбы.

Кодекс дружбы

  1. Если с вами рядом есть человек, с которым вы общаетесь регулярно и у вас есть общие интересы, воспоминания, и вы можете обратиться к нему за помощью – это значит, что у вас есть друг!
  2. Дружбой надо дорожить, беречь и оберегать её! Поссориться всегда просто, а помириться и простить – очень тяжело.
  3. Недоверие – конец дружбы!
  4. Не старайтесь переделать своего друга – это нечестно по отношению к нему! Недостатки есть у всех.
  5. Дружба – это взаимный процесс! Значит и от вас требуется понимание, внимательность по отношению к вашему другу.
  6. Не поступайте с другом так, как не хотели бы, чтобы поступали с вами.
  7. Будьте искренними с друзьями! Помните поговорку: “Как аукнется, так и откликнется”.

В заключение несколько полезных советов:

Не будьте слишком критичны по отношению к окружающим вас людям. Для установления отношений очень важно, какое вы сами производите впечатление на окружающих людей. Люди всегда видят вас такими, какими Вы себя преподносите.

– Чтобы у вас появились друзья нужно уметь общаться. Общение – это целое искусство! Общаться надо учиться. В этой связи, не будьте критичны, мнительны, угрюмы и подозрительны. Если вы всегда энергичны, в меру открыты, спокойны – вы привлекательны для окружающих.

– Старайтесь ни о ком не думать дурно. Устройте себе экзамен: постарайтесь неделю ни о ком не злословить и сплетничать ни вслух, ни про себя. Это довольно сложно! Но получается, что если мы сами ни о ком не думаем плохо, то и нам кажется, что о нас так же все думают только хорошее.

– Стройте своё отношение и общение с другими “на равных”, не задевайте того, что человеку дорого: его стиль одежды, его увлечения, его близких, его идеалы и ценности.

Будьте осторожны с юмором. Самый опасный юмор тот, который направлен на другого человека. Если вам дорого хорошее настроение своё и окружающих, то прежде чем пошутить, подумайте о последствиях.

– Что касается советов, то они редко учат, но часто злят. Поэтому тем, кто любит давать советы, хотелось бы сказать, что их нужно давать только тогда, когда вас об этом просят и только такие, за которые вам будут благодарны.

– Будьте внимательны к окружающим, не забывайте здороваться, не забывайте поздравлять людей с праздниками, помните дни рождения окружающих вас людей.

И тогда вас тоже обязательно заметят, обязательно запомнят, будут дорожить вашим общением, будут ценить и уважать. И у каждого из вас будут настоящие друзья, постоянные друзья, которые помогут Вам в самых сложных жизненных ситуациях.

Рефлексия

  • Во время занятия узнал(а), то…
  • Сейчас я чувствую, что…
  • Мое настроение после занятия…
  • Мне понравилось….
  • Мне не понравилось…

Итог подводят учащиеся.

Используемая литература:

  1. Локалова Н.П. «Уроки психологического развития», «Ось-89», 2001.
  2. Сартан Г.Н. «Тренинг самостоятельности у детей», Творческий центр, Москва, 1999.
  3. Солдатова Г.У. «Жить в мире с собой и другими», Генезис, Москва, 2001.
  4. Хухлаева О. «Первый раз в пятый класс!», Генезис, Москва, 2005.
  5. Шабельник Н.А. «Школьная дружба», Фестиваль педагогических идей.