Урок по теме "Многообразие углеводородов". 10-й класс

Разделы: Химия, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 10


Развитие российской системы образования в настоящее время ориентируется на формирование у учащегося таких социальных качеств как компетенция, самостоятельность, независимость, способность к саморегуляции, рефлексии, коммуникации и др., выступающих в качестве системообразующего начала профессиональной компетентности специалиста.

Освоение навыков групповой работы требуется не только для повышения эффективности занятий в классе. Владение учащимися коммуникативными компетенциями, умение работать в коллективе, в команде становится одним из главных требований к современному выпускнику, и, следовательно, школа получает социальный заказ на изменение содержания обучения по разным направлениям, в том числе, включение навыков групповой работы в состав обязательных результатов общего образования.

Групповая работа может оказаться неудачной, несмотря на то, что все участники группы готовы работать вместе. Искреннего желания недостаточно, если отсутствуют умения совместной работы. Если “сильный” ученик из самых лучших побуждений начинает указывать остальным членам группы, что им надлежит делать, в группе мгновенно возникают обида и негодование, а желание работать вместе исчезает. Ученики редко умеют выслушивать друг друга, принимать и обсуждать чужие идеи. Они не знают, как поступать с “трудными” партнерами, которые пытаются доминировать в группе, слишком застенчивы или несговорчивы. По мере того, как учащиеся приобретают опыт работы в различных по составу группах, соответствующие умения становятся более подвижными, легче переносятся в необычные условия

В предлагаемой разработке значительная роль отводится формированию у учащихся умений работать в группе.

Тип урока:

Урок повторения, обобщения и систематизации знаний.

Методы:

  1. Словесный.
  2. Наглядный.
  3. Репродуктивный.
  4. Исследовательский.

Методические приёмы:

  • беседа;
  • моделирование (составление обобщающей таблицы);
  • анализ таблицы, упражнений по теме;
  • решение задач и упражнений
  • тестирование.

Формы работы:

– парная;
– групповая;
– индивидуальная.

Цели урока:

Образовательные:

  • повторение знаний о важнейших классах углеводородов;
  • закрепление понятий о гомологических рядах углеводородов;
  • сравнение строения, явления изомерии, физических и химических свойств в различных гомологических рядах;
  • анализ генетической связи между различными гомологическими рядами.
  • доказательства положений теории строения органических соединений А.М. Бутлерова

Развивающие:

  • формирование общеучебных умений и навыков: сравнения; анализа и синтеза; умения применять теоретические знания на практике

Воспитательные:

  • формирование навыка учебного труда, умений работать в группе.

Оборудование и материалы:

Презентация, наборы карточек № 1, 2, конверты

Приложения к уроку:

  1. Таблица для заполнения “Сравнительная характеристика углеводородов”.
  2. Таблица заполненная “Сравнительная характеристика углеводородов”.
  3. Набор карточек № 1.
  4. Набор карточек № 2.
  5. Решение цепочек превращений
  6. Доказательство теории органических соединений А.М. Бутлерова
  7. Ответы на тест и ответы на рассказы-задачи
  8. Тест по теме “Многообразие углеводородов” (3 варианта)

Ход урока

1. Организационный момент (слайд № 2) – 1 мин.

Мобилизующее начало (приветствие, проверка готовности к уроку, организация внимания учащихся), информация о цели и ходе урока, мотивация.

Давайте вспомним, что мы знаем о важнейших классах углеводородов, сравним их строение, физические и химические свойства.

Возможно нам удастся:

  • увидеть закономерности,
  • проследить взаимосвязи,
  • доказать положения теории А.М. Бутлерова.

Мы будем работать по одному, в парах и группах.

Мы будем доказывать свою точку зрения.

Но мы не будем забывать, что могут быть и другие точки зрения.

Мы будем помнить, что “терпение – это ключ, открывающий все двери”.

2. Заполнение обобщающей таблицы (воспроизведение и коррекция опорных знаний) – 15 мин.

Учащимся предлагается заполнить сравнительную таблицу (приложение 1), на экране – слайд № 3 презентации. Учащиеся работают в парах.

Таблица заполняется в ходе беседы, направленной на воспроизведение и коррекцию знаний и обеспечивающей обратную связь. При заполнении таблицы рассматриваются вопросы, связанные со строением, изомерией, физическими свойствами, химическими свойствами, получением и применением углеводородов.

После заполнения таблицы – она проверяется – на экране слайды № 4 – 6, заполненная таблица приводится в приложении 2. Учащиеся проверяют составленную ими таблицу и при необходимости дополняют и корректируют ее в своих тетрадях.

3. Составление рассказа о классах углеводородов (слайд № 7)

Учащиеся делятся на группы (5 групп) – 1 мин.

Представитель от каждой группы должен подойти к центральному столу взять конверт с набором карточек (приложение № 3) и принести его в свою группу. Конвертов с набором карточек – 6 шт. на 5 групп (для того, чтобы у всех групп был выбор). В группе, сложив карточки в определенной последовательности, учащиеся получают название класса углеводородов, который они должны описать (1 мин).

Учитель “У вас будет 7 минут на то, чтобы составить рассказ о своем классе углеводородов. Рассказ следует составить от имени класса углеводородов, например, “Мы, алканы…” Нужно рассказать о себе (строении), своей жизни (свойствах, применении, получении и т.п.), о том какие проблемы вас (класс углеводородов) волнуют, какие трудности вы встречаете, как вы относитесь к другим веществам, и как бы вы хотели, чтобы относились к вам.

Представить “свой” класс углеводородов (рассказать остальным) вы можете по разному – это может быть один человек из группы, несколько или вся группа.

Составляя рассказ, старайтесь придерживаться истины, но можете и немножко пофантазировать…”

Учащиеся в группах составляют рассказ. Затем представляют его по группам (слайд № 8). На представление “своего” класса углеводородов каждой группе отводится по 2 мин.

4. Составление и решение цепочек превращений (слайд № 9).

Учащиеся работают в группах. Представитель от каждой группы вновь подходит к центральному столу, берет конверт с набором карточек (конверты пронумерованы от 1 до 5) и приносит его в свою группу.

На этот раз на карточках написаны вещества (приложение 4), из которых нужно сначала составить цепочку превращений, а затем решить ее, то есть составить уравнения реакций.

На выполнение задания у группы будет 7 минут, затем группа должна будет представить свою цепочку и свое решение.

Также как и в предыдущем задании, учащиеся могут по-разному – это может быть один человек из группы, несколько или вся группа.

Затем учащимся предлагается представить свое решение (слайд № 10 на экране). Во время представления решения учащиеся других групп могут задавать вопросы, возражать и т.п. На представление решения каждой группе отводится по 2 мин.

После того, как все группы представят свое решение, учащимся предлагаются решения на слайдах № 11 – № 15 и приложение 5.

5. Доказательство теории А.М. Бутлерова (слайды 16 – 17).

Учащиеся работают в группах. Номера групп определяются по номеру предыдущего

задания – цепочки превращений. Группам 1, 2, 3, 4 предлагается попытаться доказать отдельные положения теории (см. слайд), а 5-ой группе – предлагается быть в оппозиции, задавать вопросы, приводить контраргументы.

На выполнение задания группе отводится 7 минут. Затем каждая группа предлагает свое решение. На представление решения каждой группе отводится по 1 мин. Возможные варианты решений приводятся в приложении № 6.

6. Решение рассказов-задач.

Затем учащимся по группам предлагаются рассказы-задачи. Задачи представлены на карточках и на слайдах (слайды № 18 – 23). Ответы на задачи представлены в приложении № 7.

Учащиеся в группе получают карточку с номером и условием задачи-загадки. Номер задачи совпадает с тем номером, под которым группы решали цепочки превращений и доказывали цепочки положения теории А.М. Бутлерова.

На решение задачи учащимся отводится 3 минуты, после чего каждая группа представляет свое решение.

Задача “Двойной углеводород”.

Это вещество впервые описал Глаубер, получивший его при перегонке каменноугольной смолы в 1649 году…

В 1825 году группа фабрикантов обратилась к Фарадею с просьбой выяснить причину того, что светильный газ, доставляемый потребителям в баллонах, при хранении даёт всё менее и менее светящее пламя. Фарадей нашёл, что составные части газа, горящие ярким пламенем, собираются на дне баллонов в виде прозрачной жидкости. Из этой жидкости он извлёк неизвестное вещество, установил его элементарный состав и назвал “двойным углеводородом”. Формула данного вещества была предложена Лошмидтом (1861) и Кекуле (1865).

Известно, что это вещество, формально относясь к непредельным углеводородам, способно, тем не менее к реакциям замещения.

К тому же это вещество и его гомологи повышают октановое число бензина.

  • Как называется описанное вещество?
  • Какова его структурная формула?
  • Почему, несмотря на непредельный характер, оно способно к реакциям замещения?

Задача: “Газ, используемый для освещения”.

Этот газ был получен в 1836 году Э. Дэви действием воды на одну из солей металлов. Дэви установил его состав и взрывчатые свойства. Своё современное название газ получил в 1859 году от Бертло, который “открыл”его вновь.

В прежние времена, когда в большой моде были велосипеды, а электрические фонари с батарейками ещё не получили широкого распространения, сосуды с вышеуказанной солью нередко использовали для велофонарей. В такой сосуд по каплям стекала вода, а образующийся газ поступал в горелку, освещавшую путь велосипедисту. Использовался этот газ и в фарах первых автомобилей…

Ле Шателье в 1895 году открыл, что равная смесь этого газа и кислорода даёт самое горячее пламя (ок.40000с) из всех известных тогда и, следовательно, может применяться для сварки.

  • Назовите этот газ.
  • Укажите способ его получения, описанный в рассказе.
  • С чем связано его использование “для освещения” в прежние времена?

Задача “ Газ, выделяющийся из трещин в земле”.

Ещё римляне были знакомы с горючими свойствами газов, выделяющихся из трещин в земле. Плиний наблюдал горение после землятрясений. В некоторых странах горение на месте выхода газа считалось священным огнём. Наиболее древний храм огнепоклонения известен в местечке Сураханы, недалеко от Баку. Его огни погасли лишь в середине XIXвеке, а первые сведения о нём содержатся в путевых записках Афанасия Никитина “Хождение за три моря” (1472 г.).

В XV веке были отмечены случаи взрывов рудничного газа.

Болотный газ был известен ещё раньше.

Однако, после того, как Кавендиш в 1766 году описал водород (“горючий воздух”), некоторое время все горючие газы отождествляли с водородом.

Бертолле в 1785 году исследовал болотный газ и установил, что при его горении выделяется углекислота.

  • Что представляют собой газ, выделяющийся из трещин, рудничный газ, болотный газ?
  • Откуда произошли эти названия?
  • Дайте объяснение открытию Бертолле.

Задача “Маслородный газ”.

В 1680 году Беккер упоминает о получении “горючего воздуха” из купоросного масла и винного спирта. Однако, полученный газ, как и все горючие газы, в то время отждествляли с водородом. Лишь в 1795 году голландские химики ( Дейман и соавторы) исследовали этот газ и нашли, что он состоит только из углерода и водорода, а при смешении с хлором этот газ образует маслянистую жидкость . Из-за последнего обстоятельства газ был назван “маслородным газом”.

При реакции с хлороводородом этот газ образует жидкость, которая используется как наружное местноанестезирующее средство при проведении несложных операций (оно как бы “замораживает кожу”).

  • О каком газе идёт речь?
  • Какие жидкости образуются при реакциях с хлором и с хлороводородом?
  • Как Беккер получил этот газ?

Задача “Греческий огонь”

Подлинным открытием древности было изобретение “греческого огня”. Учёными до сих пор не установлено, кому принадлежит приоритет в изобретении напалма древности. Одни считают, что это было сделано византийскими алхимиками, другие доказывают, что секрет его приготовления был известен уже в древней Греции. Особенно большую услугу оказал античный напалм Византии в VII веке при нападении арабов на Константинополь. Арабский флот осадил столицу Византии. Приближалась трагическая развязка. Осаждённые уже совсем потеряли надежду на спасение, когда им на ум пришла счастливая мысль. В одной из атак, подпустив поближе арабский флот, защитники Константинополя неожиданно вылили в море огромное количество зажигательной смеси и подожгли её. Пламя охватило арабские корабли, клубы чёрного дыма застлали небо. Казалось, горело само море. Более суток длился этот пожар, в результате которого сгорел почти весь арабский флот. Состав “греческого огня” хранился в тайне. Разгадать её удалось арабским алхимикам почти через 400 лет после катастрофы. Известно, что в смесь были добавлены сера и селитра.

  • Что составляло основу “греческого огня”?
  • С чем связана длительность описанного пожара?

Задача “Сильнейшее наркотическое средство”.

Это вещество было получено Либихом в 1831 году.

Оно используется уже 150 лет. Ещё в1847 году его впервые испытал на больных английский врач Джеймс Симпсон. Позже он применил его, чтобы облегчить королеве Виктории рождение ребёнка. Ему было не так легко добиться согласия на это: многие считали, что способность испытывать боль дана человеку богом и что вмешиваться в его замыслы – ко-щунство. Однако д-р Симпсон возражал, что, согласно Библии, бог, создавая Еву из ребра Адама, сам не обошёлся без анестезии: “И навёл Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из рёбр его, и закрыл то место плотию”. Этот довод решил спор, а тот факт, что наркозом воспользовалась королева Виктория, сильно способствовал его распространению…

Это вещество является галогенопроизводным метана; его преимущество перед другими анестезирующими средствами – негорючесть, а его недостаток – сильная токсичность.

    • О каком веществе идёт речь?
    • Как его можно получить из метана?
    • С чем связана его негорючесть?

Затем каждая группа зачитывает свою задачу и рассказывает о ее решении.

7. Рефлексия групповой работы (слайд № 24) – 7 мин.

  • Возьмите конверт, напишите на нем свое имя, вложите в него чистый лист бумаги и передайте конверт соседу справа.
  • Достаньте бумагу из конверта, который Вам передали, и напишите что-нибудь положительное, что Вы заметили во время совместной работы в группе о человеке, имя которого указано на конверте. Сложите бумагу и положите обратно в конверт.
  • Передайте конверт соседу справа, получите следующий конверт от соседа слева и повторите все сначала.
  • Когда Ваш конверт вернется к Вам, прочитайте комментарии. Если у Вас появилось желание поделиться этими комментариями с членами команды, Вы можете это сделать.
  • Обдумайте комментарии, чтобы использовать их для групповой работы в будущем.
    • Внимание! Приемлемо: “у тебя всегда есть в запасе хорошие идеи”, “ты всегда излагаешь свои идеи в приятной манере”, “ты всегда следишь за тем, чтобы у каждого члена команды была возможность высказаться”
    • Неприемлемо: “ты много шумишь и этим раздражаешь всю команду”, “у тебя красивая блузка”

8. Тестирование (проверка прочности усвоения знаний) – слайд № 25.

Работа учащихся – индивидуальная. Время выполнения – 10 мин.

Учащимся предлагается тест (3 варианта). Тест по теме Многообразие углеводородов” приводится в приложении № 8. Ответы на тест приводятся в приложении № 7.

9. Домашнее задание:

Задача 1. Массовая доля углерода составляет 85,71%. Относительная плотность паров некоторого углеводорода по воздуху равна 1,931. Массовая доля углерода составляет 85,71%. Найдите его молекулярную формулу, укажите класс(ы) углеводородов, к которым он может относиться. Приведите структурные формулы 3-х изомеров.

Задача 2. 10,5г алкена присоединяют 5,6 л. бромоводорода (н.у.). Определите молекулярную формулу алкена, приведите структурные формулы 2-х гомологов.

Задача 3. Природный газ одного из месторождений содержит 85% метана, 6% этана, 3% оксида углерода (II),4,5% оксида углерода(IV), 1,5% азота (по объёму).Какой объём воздуха потребуется для сжигания 10л этого газа?