Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Урок по теме "Многообразие углеводородов". 10-й класс

Разделы: Преподавание химии, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1,64 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Развитие российской системы образования в настоящее время ориентируется на формирование у учащегося таких социальных качеств как компетенция, самостоятельность, независимость, способность к саморегуляции, рефлексии, коммуникации и др., выступающих в качестве системообразующего начала профессиональной компетентности специалиста.

Освоение навыков групповой работы требуется не только для повышения эффективности занятий в классе. Владение учащимися коммуникативными компетенциями, умение работать в коллективе, в команде становится одним из главных требований к современному выпускнику, и, следовательно, школа получает социальный заказ на изменение содержания обучения по разным направлениям, в том числе, включение навыков групповой работы в состав обязательных результатов общего образования.

Групповая работа может оказаться неудачной, несмотря на то, что все участники группы готовы работать вместе. Искреннего желания недостаточно, если отсутствуют умения совместной работы. Если “сильный” ученик из самых лучших побуждений начинает указывать остальным членам группы, что им надлежит делать, в группе мгновенно возникают обида и негодование, а желание работать вместе исчезает. Ученики редко умеют выслушивать друг друга, принимать и обсуждать чужие идеи. Они не знают, как поступать с “трудными” партнерами, которые пытаются доминировать в группе, слишком застенчивы или несговорчивы. По мере того, как учащиеся приобретают опыт работы в различных по составу группах, соответствующие умения становятся более подвижными, легче переносятся в необычные условия

В предлагаемой разработке значительная роль отводится формированию у учащихся умений работать в группе.

Тип урока:

Урок повторения, обобщения и систематизации знаний.

Методы:

  1. Словесный.
  2. Наглядный.
  3. Репродуктивный.
  4. Исследовательский.

Методические приёмы:

  • беседа;
  • моделирование (составление обобщающей таблицы);
  • анализ таблицы, упражнений по теме;
  • решение задач и упражнений
  • тестирование.

Формы работы:

– парная;
– групповая;
– индивидуальная.

Цели урока:

Образовательные:

  • повторение знаний о важнейших классах углеводородов;
  • закрепление понятий о гомологических рядах углеводородов;
  • сравнение строения, явления изомерии, физических и химических свойств в различных гомологических рядах;
  • анализ генетической связи между различными гомологическими рядами.
  • доказательства положений теории строения органических соединений А.М. Бутлерова

Развивающие:

  • формирование общеучебных умений и навыков: сравнения; анализа и синтеза; умения применять теоретические знания на практике

Воспитательные:

  • формирование навыка учебного труда, умений работать в группе.

Оборудование и материалы:

Презентация, наборы карточек № 1, 2, конверты

Приложения к уроку:

  1. Таблица для заполнения “Сравнительная характеристика углеводородов”.
  2. Таблица заполненная “Сравнительная характеристика углеводородов”.
  3. Набор карточек № 1.
  4. Набор карточек № 2.
  5. Решение цепочек превращений
  6. Доказательство теории органических соединений А.М. Бутлерова
  7. Ответы на тест и ответы на рассказы-задачи
  8. Тест по теме “Многообразие углеводородов” (3 варианта)

Ход урока

1. Организационный момент (слайд № 2) – 1 мин.

Мобилизующее начало (приветствие, проверка готовности к уроку, организация внимания учащихся), информация о цели и ходе урока, мотивация.

Давайте вспомним, что мы знаем о важнейших классах углеводородов, сравним их строение, физические и химические свойства.

Возможно нам удастся:

  • увидеть закономерности,
  • проследить взаимосвязи,
  • доказать положения теории А.М. Бутлерова.

Мы будем работать по одному, в парах и группах.

Мы будем доказывать свою точку зрения.

Но мы не будем забывать, что могут быть и другие точки зрения.

Мы будем помнить, что “терпение – это ключ, открывающий все двери”.

2. Заполнение обобщающей таблицы (воспроизведение и коррекция опорных знаний) – 15 мин.

Учащимся предлагается заполнить сравнительную таблицу (приложение 1), на экране – слайд № 3 презентации. Учащиеся работают в парах.

Таблица заполняется в ходе беседы, направленной на воспроизведение и коррекцию знаний и обеспечивающей обратную связь. При заполнении таблицы рассматриваются вопросы, связанные со строением, изомерией, физическими свойствами, химическими свойствами, получением и применением углеводородов.

После заполнения таблицы – она проверяется – на экране слайды № 4 – 6, заполненная таблица приводится в приложении 2. Учащиеся проверяют составленную ими таблицу и при необходимости дополняют и корректируют ее в своих тетрадях.

3. Составление рассказа о классах углеводородов (слайд № 7)

Учащиеся делятся на группы (5 групп) – 1 мин.

Представитель от каждой группы должен подойти к центральному столу взять конверт с набором карточек (приложение № 3) и принести его в свою группу. Конвертов с набором карточек – 6 шт. на 5 групп (для того, чтобы у всех групп был выбор). В группе, сложив карточки в определенной последовательности, учащиеся получают название класса углеводородов, который они должны описать (1 мин).

Учитель “У вас будет 7 минут на то, чтобы составить рассказ о своем классе углеводородов. Рассказ следует составить от имени класса углеводородов, например, “Мы, алканы…” Нужно рассказать о себе (строении), своей жизни (свойствах, применении, получении и т.п.), о том какие проблемы вас (класс углеводородов) волнуют, какие трудности вы встречаете, как вы относитесь к другим веществам, и как бы вы хотели, чтобы относились к вам.

Представить “свой” класс углеводородов (рассказать остальным) вы можете по разному – это может быть один человек из группы, несколько или вся группа.

Составляя рассказ, старайтесь придерживаться истины, но можете и немножко пофантазировать…”

Учащиеся в группах составляют рассказ. Затем представляют его по группам (слайд № 8). На представление “своего” класса углеводородов каждой группе отводится по 2 мин.

4. Составление и решение цепочек превращений (слайд № 9).

Учащиеся работают в группах. Представитель от каждой группы вновь подходит к центральному столу, берет конверт с набором карточек (конверты пронумерованы от 1 до 5) и приносит его в свою группу.

На этот раз на карточках написаны вещества (приложение 4), из которых нужно сначала составить цепочку превращений, а затем решить ее, то есть составить уравнения реакций.

На выполнение задания у группы будет 7 минут, затем группа должна будет представить свою цепочку и свое решение.

Также как и в предыдущем задании, учащиеся могут по-разному – это может быть один человек из группы, несколько или вся группа.

Затем учащимся предлагается представить свое решение (слайд № 10 на экране). Во время представления решения учащиеся других групп могут задавать вопросы, возражать и т.п. На представление решения каждой группе отводится по 2 мин.

После того, как все группы представят свое решение, учащимся предлагаются решения на слайдах № 11 – № 15 и приложение 5.

5. Доказательство теории А.М. Бутлерова (слайды 16 – 17).

Учащиеся работают в группах. Номера групп определяются по номеру предыдущего

задания – цепочки превращений. Группам 1, 2, 3, 4 предлагается попытаться доказать отдельные положения теории (см. слайд), а 5-ой группе – предлагается быть в оппозиции, задавать вопросы, приводить контраргументы.

На выполнение задания группе отводится 7 минут. Затем каждая группа предлагает свое решение. На представление решения каждой группе отводится по 1 мин. Возможные варианты решений приводятся в приложении № 6.

6. Решение рассказов-задач.

Затем учащимся по группам предлагаются рассказы-задачи. Задачи представлены на карточках и на слайдах (слайды № 18 – 23). Ответы на задачи представлены в приложении № 7.

Учащиеся в группе получают карточку с номером и условием задачи-загадки. Номер задачи совпадает с тем номером, под которым группы решали цепочки превращений и доказывали цепочки положения теории А.М. Бутлерова.

На решение задачи учащимся отводится 3 минуты, после чего каждая группа представляет свое решение.

Задача “Двойной углеводород”.

Это вещество впервые описал Глаубер, получивший его при перегонке каменноугольной смолы в 1649 году…

В 1825 году группа фабрикантов обратилась к Фарадею с просьбой выяснить причину того, что светильный газ, доставляемый потребителям в баллонах, при хранении даёт всё менее и менее светящее пламя. Фарадей нашёл, что составные части газа, горящие ярким пламенем, собираются на дне баллонов в виде прозрачной жидкости. Из этой жидкости он извлёк неизвестное вещество, установил его элементарный состав и назвал “двойным углеводородом”. Формула данного вещества была предложена Лошмидтом (1861) и Кекуле (1865).

Известно, что это вещество, формально относясь к непредельным углеводородам, способно, тем не менее к реакциям замещения.

К тому же это вещество и его гомологи повышают октановое число бензина.

  • Как называется описанное вещество?
  • Какова его структурная формула?
  • Почему, несмотря на непредельный характер, оно способно к реакциям замещения?

Задача: “Газ, используемый для освещения”.

Этот газ был получен в 1836 году Э. Дэви действием воды на одну из солей металлов. Дэви установил его состав и взрывчатые свойства. Своё современное название газ получил в 1859 году от Бертло, который “открыл”его вновь.

В прежние времена, когда в большой моде были велосипеды, а электрические фонари с батарейками ещё не получили широкого распространения, сосуды с вышеуказанной солью нередко использовали для велофонарей. В такой сосуд по каплям стекала вода, а образующийся газ поступал в горелку, освещавшую путь велосипедисту. Использовался этот газ и в фарах первых автомобилей…

Ле Шателье в 1895 году открыл, что равная смесь этого газа и кислорода даёт самое горячее пламя (ок.40000с) из всех известных тогда и, следовательно, может применяться для сварки.

  • Назовите этот газ.
  • Укажите способ его получения, описанный в рассказе.
  • С чем связано его использование “для освещения” в прежние времена?

Задача “ Газ, выделяющийся из трещин в земле”.

Ещё римляне были знакомы с горючими свойствами газов, выделяющихся из трещин в земле. Плиний наблюдал горение после землятрясений. В некоторых странах горение на месте выхода газа считалось священным огнём. Наиболее древн