Наречие

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Цель: обобщить и систематизировать знания о наречии как о части речи.

Задачи:

  1. Образовательная: определять наречие в тексте, пользуясь комплексом грамматических признаков: вопрос, значение, особенности изменения.
  2. Развивающая: развивать навыки грамотного письма, умение аргументировать свой ответ.
  3. Воспитывающая: воспитывать любовь к языку, культуру устной и письменной речи.

Оборудование: мультимедийная система, презентация к уроку, раздаточный материал, песня «Крылатые качели» (ст. Ю. Энтина, муз. В.Шаинского) для проведения зрительной гимнастики.

Примечание: в презентации работают гиперссылки – на 3 слайде их роль выполняют все картинки, для возврата на этот слайд гиперссылками работают картинки «наречие», а в физминутке само слово. Но если придерживаться плана урока, можно не обращать внимания на гиперссылки.

Ход урока

1. Организационный момент (Слайд 1)

2. Тема урока (Слайд 2)

Жило-было в стране Частей Речи Наречие. Узнало оно, что в городе Мурманске в гимназии № 4 ученики 4 Б класса стали изучать тему «Наречие». Решило оно заглянуть к нам. И предложило поиграть в свои любимые игры. (Слайд 3)

Больше всего любит Наречие игру «Прятки». Само прячется да до того ловко, что не всегда найдешь в тексте или перепутаешь его с другими частями речи. Сыграем в предложенную игру? (Слайд 4)

- Тогда вспомним, что такое наречие. Дополните правило.

Ответы учащихся. (Слайд 4)

- Каким членом предложения будет являться наречие?

- Найдите и подчеркните в тексте наречия. Помните, что оно хорошо прячется!

(Работа с карточками.)

Карточка.

Осенью в лесу земля покрыта разноцветными листьями. Утром там на лужайке весело резвились листопаднички. Очень интересную игру они придумали – прятки в листве. Вдруг сзади среди кустов показался чей-то серый хвост! Страшно! Быстро прыгнули зайчата вперёд и побежали домой.

Проверка: по предложению. (Слайд 5).

Если не будет ошибок, вопрос-ловушка:

- Подчеркнем «в лесу», «среди»?

- Молодцы! Вы хорошие игроки!

- А на какие группы по значению делятся наречия?

- Подпишите сверху над наречиями их значение.

Работа с карточками. Проверка. (Слайд 5)

- Приведите свои примеры на каждое значение.

(Работа в тетради)

3. Физминутка для глаз. (Слайд 6)

4. Работа над понятиями «форма слова» и «однокоренные слова»

Нас ждет следующая игра «Лепка» (Слайд 7)

- «Слепите» из наречия другую форму. (Невозможно, т.к. это неизменяемая часть речи.)

- Тогда образуйте из этих слов однокоренные наречия и запишите в тетрадь эти пары.

Проверка. (Слайд 8).

- Какие части слова помогли образовать наречие?

- Какие словообразовательные суффиксы вы знаете?

- Запишите свои примеры наречий с этими суффиксами.

5. Орфографическая работа и работа по развитию речи

- «Пазлы» любите складывать? (Слайд 9)

- Надо подобрать для наречий вторую половинку - синонимы.

- Но сначала запишите слова правильно.

Проверка (Слайд 9) с комментированием.

- Допишите синонимы.

- Теперь подберем антонимы.

- Сначала запишите слова правильно.

Проверка (Слайд 9) с комментированием.

- Допишите антонимы.

- Я проверю, когда соберу тетради.

6. Динамическая пауза.

7. Работа со словосочетаниями

- Пазлы сложили. Замечательно поиграли. А кто догадается, что за игра «Командир»? (Слайд 10) Составление словосочетаний.

- Как называется такой вид связи?

- Какие части речи могут быть главными словами в словосочетании с наречиями? Выберите из предложенного списка. (Слайд 10)

- Выпишите из текста по одному словосочетанию для каждого случая, обозначьте главное и зависимое слово, подпишите вопрос.

8. Работа над лексическим значением

- Мы играли в игры наречия, а теперь давайте и мы доставим ему радость - сделаем подарок. Напишите ответы, используя наречия на -о. (Слайд 11)

- Составьте предложение с одним из этих наречий.

9. Домашнее задание

- Придумайте свои игры с наречием.

10. Рефлексия

- Нарисуйте ваше настроение. (Слайд 12)

11. Итог урока. (Слайд 13)