Урок русского языка по теме "Синтаксис. Основные единицы синтаксиса"

Разделы: Русский язык


Несколько лет назад у нас в школе состоялся семинар по теме “Современные педагогические технологии”. Каждый учитель должен был изучить к семинару материал о какой-либо технологии и рассказать о ней коллегам. Меня заинтересовала технология развития критического мышления. И вот уже на протяжении трех лет я пытаюсь освоить в своей работе элементы этой технологии.

КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ – это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией.

КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ – это разумный, взвешенный подход к принятию сложных решений, как следует поступать и во что верить.

КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ – это особый вид деятельности позволяющий ученику вынести здравое суждение о предложенной ему точке зрения или модели поведения.

КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ – это разумный, взвешенный подход к принятию сложных решений, как следует поступать и во что верить.

КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ – это особый вид деятельности позволяющий ученику вынести здравое суждение о предложенной ему точке зрения или модели поведения.

КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ – отправная точка для развития творческого мышления.

Необходимо умение не только овладеть информацией, но и критически ее оценить, осмыслить, применить.

Критическое мышление имеет 5 характеристик. (Д. Клустер)

  • Во-первых – это мышление самостоятельное.
  • Во-вторых – это мышление обобщенное.
  • В-третьих – это мышление проблемное и оценочное.
  • В четвертых – это мышление аргументированное.
  • В пятых – критическое мышление есть мышление социальное.

В программе РКМЧП определение критического мышления состоит из 6 компонентов.

Критический мыслитель:

  • Формирует собственное мнение.
  • Совершает обдуманный выбор между различными мнениями.
  • Решает проблемы.
  • Аргументировано спорит.
  • Ценит совместную работу, в которой возникает общее решение.
  • Умеет ценить чужую точку зрения и сознает, что восприятие человека и его отношение к любому вопросу формируется под влиянием многих факторов.

Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.).

Основа ТРКМ – трехфазная структура урока:

  • вызов;
  • осмысление;
  • рефлексия.

Задачи фазы вызова (пробуждение интереса к предмету):

  • актуализировать имеющиеся у учащихся знания и смыслы в связи с изучаемым материалом;
  • пробудить познавательный интерес к изучаемому материалу;
  • помочь учащимся самим определить направление в изучении темы.

Задачи фазы реализации смысла (осмысление материала во времени работы над ним):

  • помочь активно воспринимать изучаемый материал;
  • помочь соотнести старые знания с новыми.

Задачи фазы рефлексии (обобщение материала, подведение итогов):

  • помочь учащимся самостоятельно обобщить изучаемый материал;
  • помочь самостоятельно определить направления в дальнейшем изучении материала.

Формы и средства развития КМ:

  • сбор данных;
  • анализ текстов;
  • сопоставление альтернативных точек зрения;
  • коллективное обсуждение;
  • разные виды парной и групповой работы;
  • дебаты;
  • дискуссии;
  • публикации письменных работ учащихся.

КМ – письменная работа.

Кластеры (гроздья)

“ДЕРЕВО ПРЕДСКАЗАНИЙ”

Сама ТЕМА - это “ствол дерева”

“Листочки” - это ПРОГНОЗ

“Веточки” - это АРГУМЕНТЫ, обоснования

Перепутанные логические цепочки.

  • Учитель предлагает учащимся ряд утверждений, среди которых есть верные, а есть и неверные.
  • Учащиеся работают индивидуально, читают текст, отмечают перепутанные цепочки.
  • Обсуждают свои результаты в группе, уточняют, исправляют.

Приемы по развитию навыков прогнозирования.

  • Верные и неверные утверждения.
  • В начале урока даются утверждения по новой теме, которые нужно оценить как верные или неверные и обосновать свои решения.
  • На стадии рефлексии можно предложить ребятам составить самим утверждения и обменятся ими для оценки их правильности.

СИНКВЕЙН

  • В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).
  • Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).
  • Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами.
  • Четвертая строчка – это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.
  • Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

В данной модели представлен урок русского языка, проведенный в 8-м классе традиционной системы обучения, построенный с элементами технологии развития критического мышления. Обучение ведется по учебнику Л.А. Тростенцовой, Т.А. Ладыженской, А.Д. Дейкиной, О.М. Александровой “Русский язык. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений ” Москва “Просвещение” 2010.

Тема: “Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.
Основные единицы синтаксиса”

Тип урока: комбинированный.

Уровень А. Что такое синтаксис? В чем связь между синтаксисом и пунктуацией? Какая связь называется сочинительной, а какая – подчинительной? Синтаксические средства связи слов. Дать определение. Отличать сочинительную связь от подчинительной. Выделять синтаксические средства связи слов. Уметь связывать слова с помощью разных видов связи.

Уровень В, С. Какая связь между морфологией и синтаксисом? Определять синтаксические значения и средства выражения этого значения. Понимать и объяснять, что значит “Синтаксические средства – знаки. Знаки в языке”.

Цели:

Познавательные:

1) выяснить, что такое синтаксис и какова его функция;

2) единицы синтаксиса;

3) средства связи единиц синтаксиса.

Воспитательные:

1) поддерживать дух толерантности, принимая другие точки зрения;

2) воспитывать умение внимательно слушать и слышать, уважать другое мнение, поддерживать других и быть к ним доброжелательными.

Развивающие:

1) развивать критическое мышление через чтение информационного текста;

2) развивать логическое мышление;

3) развивать языковое чутье, чувствовать красоту языка;

4) развивать умение работать в команде.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент. Проверка готовности к уроку. Мотивация учащихся. Эмоциональный настрой на работу.

2. Стадия вызова

Вспомните: по каким ступенькам языкознания (или лингвистики) мы уже с вами прошли в этом учебном году? Начните с самой первой (фонетика, морфемика и словообразование, лексикология и фразеология). Обратимся к тексту на стр. 21 учебника:

Синий май. Заревая теплынь. Не прозвякнет кольцо у калитки. Липким запахом веет полынь. Спит черёмуха в белой накидке. (С.Есенин) (Слайд №1)

В чем нам помогает фонетика? Морфемика и словообразование? Лексикология и фразеология? А теперь представьте себе, что в этом отрывке пропали все знаки препинания, а слова стояли бы в своей начальной форме и писались бы с маленькой буквы. Преобразуйте текст. Что получилось?

Синий май заревой теплынь не прозвякнуть кольцо у калитка липкий запах веять полынь спать черемуха белый накидка (слайд №2).

Что пропало, исчезло?

(Законы сочетания грамматических форм в связное высказывание, цель высказывания.) Какие же разделы науки о языке позволяют восстановить текст?

(Морфология – наука о формах слов и синтаксис – наука о сочетании слов в словосочетания и предложения.)

Итак, определим тему урока: “Синтаксис”. Запишем тему урока в тетрадь. Какое же название имеют следующие ступеньки?

(Морфология и синтаксис.)

А теперь определим цели нашего урока.

(Учитель вместе с учащимися формулирует цели урока.)

Вспомните все, что вы уже знаете на тему “Синтаксис”. Для этого “соберите” предложение, которое “рассыпалось” на следующие словоформы:

Заходящего, от лучей, сосен, казались, солнца, стволы, золотыми.

Структурируйте сведения, оформив их кластером.

Какие трудности встретились вам при выполнении задания? Слайд № 3

3. Стадия осмысления

Задание 2. Прочитайте текст , который лежит перед вами на парте, используя известный вам прием маркировки. После прочтения заполните таблицу с соответствующими маркировке графами (можно делать пометки карандашом в тексте).

Алгоритм действий учеников: читая текст, учащиеся делают пометки карандашом и заполняют таблицу с графами:

Таблица (слайд № 4)

V – знаю

“+” – новое

“–” – вызывает сомнения

     

Синтаксис (греч. syntaxis – строй, построение, сцепление, соединение) – это раздел грамматики, изучающий законы соединения слов в более крупные единицы – словосочетания и предложения.

Морфология и синтаксис – два раздела грамматики, два этажа в здании грамматики. “Морфология – это грамматика слова; синтаксис – грамматика словосочетания и предложения”, – узнали вы в 5-м классе. Теперь об этом подробнее.

Морфология изучает строение слова и формы изменения слов. Она отвечает на вопрос: как изменяются слова, в какие грамматические классы (части речи) объединяются слова по формам изменения.

Синтаксис изучает строение словосочетаний и предложений. В синтаксисе находим ответ на вопрос, зачем слова изменяются: чтобы они могли войти в общение друг с другом.

Можно сказать и так: морфология предлагает синтаксису средства связи — возможность словам соединиться. Синтаксис использует предлагаемые морфологией средства связи и дает законы сочетания слов.

Изучая морфологию, мы уже очень многое узнали о синтаксисе. Ведь мы постоянно говорили о том, для чего нужны окончания и служебные слова – они выражают отношения между словами; говорили и о той роли, которую играют разные части речи в предложении. Разграничивая предикативные и непредикативные формы глагола, мы основывали это разграничение на их роли в предложении – на том, способны ли они выступать в роли сказуемого.

Как осуществляется синтаксическая связь слов? Возьмем какое-нибудь предложение, например: Белеет парус одинокий в тумане моря голубом. (М.Лермонтов)

Вспомним, что каждое слово всегда представлено в предложении одной из своих словоформ. Предложение выбирает из парадигмы словоформ, составляющих слово, только одну словоформу, нужную, подходящую, единственную, чтобы получилось правильное сочетание слов и чтобы мы смогли правильно выразить свою мысль.

Итак, белеет парус – это, несомненно, связанные друг с другом слова – подлежащее и сказуемое. Парус какой? Одинокий. Слова парус одинокий также связаны друг с другом. Белеет где? В тумане. Белеет в тумане – еще одна пара связанных слов. В тумане чего? В тумане моря. В тумане каком? В тумане голубом.

Мы видим, что не каждая словоформа в предложении связана с каждой. Словоформы “сцеплены” попарно. Это один из главных законов синтаксиса <...>.

Беседа с классом по вопросам:

1. Что из того, что вы прочитали, вам уже было знакомо?
2. Какую новую информацию вы получили?
3. Что вызвало сомнения или с чем вы были не согласны?
4. Давайте зададим “тонкие” и “толстые” вопросы и постараемся на них ответить.

4. Стадия рефлексии

Вернемся к кластеру. Какими деталями мы можем его уточнить? (Единицы морфологии – формы слов используются синтаксисом для соединения слов в словосочетания и предложения; средства связи: вопросы, окончания и предлоги.)

Дополним кластер с учетом того нового, что мы узнали. (Слайд № 5)

Выполнение практического задания.

Задание № 1. Выполните упражнение 38 по учебнику: из данных слов составить два предложения, разбить предложения на грамматически связанные пары.

Задание № 2. Выполните упражнение 39 учебника. Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения Н.Рубцова “Ночь на Родине”. Какие мысли и чувства вызвало у вас это стихотворение? Какие языковые средства использует поэт, чтобы передать ощущение тишины и покоя? Как вы будете читать стихотворение: громко или тихо? Почему?

Приведите примеры номинативных и коммуникативных языковых единиц.

5. Заключительный этап

Итак, подведем итоги.

Мы достигли поставленных целей?

Чему научились?

6. А теперь запишем домашнее задание: подготовьте “тонкие” и “толстые” вопросы к тексту учебника на стр. 22.

План занятия

Структурные элементы Деятельность учителя Деятельность учащихся Время реализации
1 Организационный момент Проверка готовности к уроку. Мотивация учащихся. Положительный настрой на урок. 1
Стадия вызова. Вхождение в тему. Кластер. Определение  темы и   целей работы на уроке. Направлена на вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизацию их деятельности, мотивацию к дальнейшей работе.

Идет графическая систематизация материала.

На доске заполняется кластер. Ученик “вспоминает”, что ему известно по изучаемому вопросу. Самостоятельное определение уровня собственных знаний.

Систематизирует информацию до изучения нового материала.

8
3 Стадия осмысления. Работа с текстом Фиксируется недопонятая информация. Формируется вызов на получение новой информации Ученик читает текст, делает пометки на полях по мере осмысления информации. 10
4 Стадия

рефлексии

Наблюдение, помощь по просьбе учащихся. Дополним кластер с учетом того нового, что мы узнали.

Выполнение практических заданий на основе изученной информации.

19
5 Итог урока. Побуждение к дальнейшему расширению информационного поля Соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса. 3
6 Задание на дом Разъяснение задания на дом Запись в дневниках. 1

Литература

  1. Павлова А. И.   О технологии развития критического мышления учащихся на уроках русского языка/ А. И. Павлова// Русский язык в школе. -  2007. - № 8. - С. 11-15.
  2. Столбунова С.В. Технология развития критического мышления через чтение и письмо /С.В. Столбунова// Русский язык. Прил. к газете “Первое сентября”. - 2005. - № 18. - С. 5-11; № 19. - С.10-18.