Урок литературного чтения по теме "М.Лермонтов "На севере диком…" Ранран. Хокку"

Разделы: Начальная школа


Цель: формирование представления о многообразии приемов, с помощью которых поэты передают свои чувства, ощущения.

Задачи:

  • Показать, как в разных поэтических образах раскрывается такое чувство как одиночество.
  • Выявить, какими средствами передают поэты это сложное, многогранное, разнообразное чувство, которое может быть проникнуто грустью, связано с ожиданием, с мечтами.
  • Воспитывать бережное отношение к людям.

Оборудование: портрет М.Ю. Лермонтова, мелодия дождя, рисунки с изображением сосны, пальмы, хризантемы, пиона, сакуры, клена.

Ход урока

1. Введение в тему

– Как вы думаете, что объединяет эти понятия?

Хризантема, пион, сакура, клен – символы Японии.

– Сегодня я предлагаю вам познакомиться  с новым произведением.

(Читаю наизусть хокку о дожде (Ранран)).

– Что это за произведение? (Хокку)

– Какую картину представили?

Ассоциации: осенний – увядание природы, грусть, дождь осенний – тоскливое настроение, во мгле да дождь – тягостное, тревожное настроение.

Самостоятельное чтение.

– Как понимаете?

Каждое слово в первой строке подчеркивает печальное, безрадостное настроение героя.

Во 2-3 строках – лирический герой явно напряженно всматривается в окно: он находится в состоянии ожидания, а вдруг кто-нибудь придет, мечты о визите друга. Ему хочется пообщаться, разделить свое одиночество и тоску. Восклицание «Осенний дождь во мгле!» - это словно крик отчаяния.

– Какое чувство осталось после прочитанного?

2. Работа по теме урока

(Читаю наизусть стихотворение М.Ю. Лермонтова «На севере диком…»).

– Какие мысли появились?

3. Словарная работа

Риза – облачение, одежда священника, просторная и широкая.

4. Работа по теме урока

Самостоятельное чтение стихотворения с.135.

– От имени кого ведется повествование?

– Каким вы себе представили лирического героя? Какие чувства он испытывает?

– Посмотрите на портрет М. Лермонтова. Что можете сказать?

Рассказ об авторе.

– М.Ю. Лермонтов – грустный поэт. А знаете ли вы, почему грустил поэт?

(Читает ученик наизусть).

Вот что Лермонтов писал о себе:

Он не имел ни брата, ни сестры.
И тайных мук его никто не ведал.
До времени отвыкнув от игры,
Он жадному сомненью сердце предал.
И, презрев детства милые дары,
Он начал думать, строить мир воздушный
И в нем терялся мыслию послушной.

– Вот так Лермонтов и начал писать о своей грусти, одиночестве и печали.

– Прочитаем первую строфу.

– Какие слова подбирает поэт, чтобы подчеркнуть обособленность и сосны?

Чувство одиночества. На севере диком (там, где холодно безлюдно). Подберем синонимы: безлюдный, пустой, холодный, жестокий. (Слова записаны на доске).

На голой вершине (на вершине, на которой нет признаков жизни). Подберем синонимы: пустой, скользкой, гладкой.

Стоит одиноко (в пустом неуютном, обдуваемом со всех сторон ветрами, незащищенном месте).

– Какой смысл вкладывает поэт в эти слова?

– Прочитаем вторую строфу.

– Какие слова использует автор, чтобы показать одиночество пальмы?

В пустыне (малообитаемом пустынном месте) далекой (подчеркивает).

Одна и грустна на утесе горючем (в месте, где горестно, грустно, печально).

– Слышали ли вы такое выражение «горючие слезы»?

Ученик объясняет.

Горючие слезы – это горькие слезы. Родственные слова – пригорюниться, горюниться (от слова горе) – горевать, печалиться. Отсюда, видимо, «на утесе горючем» – это «на утесе печальном».

– Какое впечатление оставляют картины природы?

На доске слова – безлюдности, заброшенности, сказочности, красоты, величия.

Созданные поэтом пейзажные картины, «героями» которых являются сосна и пальма, – не только величественны, но и прекрасны.

Картины природы, созданные поэтом, оставляют – наряду с впечатлением безлюдности и заброшенности – ощущение сказочности, величия и красоты; сосна гордои величественно стоит на вершине, она одета снегом, как ризой, т.е выглядит нарядно и торжественно.

Пальма растет в краю, где восходит солнце, что само по себе зрелище величественное и красивое, и саму пальму называет прекрасной.

5. Словесное рисование.

Работа в группах.

– А как вы представили себе картину, описанную поэтом? Попробуйте нарисовать словами.

– Какой прием лежит в основе созданных поэтом образов?

– Важно ли для смысла стихотворения то, что поэт одухотворяет и сосну, и пальму?

Для того, чтобы острее и ярче передать в стихотворении чувства одиночества, поэт наделяет сосну и пальму способностью чувствовать, переживать, мечтать.

– Это стихотворение о природе?

Речь идет о тоске сильного, красивого, мощного, но очень одинокого создания по общению с таким же красивым, достойным и таким же одиноким созданием. Проблема в том, что если такое создание и существует, но только на краю земли – мечта несбыточна.

– Так о чем же это стихотворение?

– Какое настроение несет в себе стихотворение? (Это сложное настроение, в котором есть и печаль, и торжественность, и мечтательность, и безысходность)

6. Итог

– Чувство одиночества – сложное чувство? Это риторический вопрос.

– Кому адресовано стихотворение? (Природе, человеку, мысли вслух.) Обоснуйте.

7. Д/З

С.135 – наизусть.