Маяковский – автор нового словаря

Разделы: Русский язык, Литература


Тема урока: Маяковский – автор нового словаря. (На материале лингвистического анализа стихотворения «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»)

Тип урока: урок-проект

Цели урока:

  • Обучающая: работать над формированием у обучающихся исследовательских умений и навыков, закрепить и углубить знания учащихся о неологизмах как средстве художественной выразительности, определить роль авторских неологизмов в тексте стихотворения Маяковского, отработать навыки лингвистического анализа художественного текста, подготовить учащихся к публичным выступлениям.
  • Развивающая: развивать творческие и коммуникативные способности учащихся, содействовать развитию личности ученика.
  • Воспитывающая: воспитывать интерес к слову, внимательное отношение к своей речи, умение ценить красивую и правильную речь, воспитывать толерантность, умение работать в группе.

Структура урока:

  1. Организационный момент. Акцентирование внимания на предстоящем исследовании.
  2. Актуализация опорных знаний. Обсуждение вопроса с целью перехода к использованию проектно-исследовательского метода.
  3. Актуализация предстоящего исследования. Формулирование с помощью педагога учебной цели исследования.
  4. Формулирование проблемы. Определение недостаточных знаний для решения задачи.
  5. Выдвижение гипотез, предположений. Групповая проблемная работа по обсуждению проблемы, поиск способов решения учебной исследовательской задачи. Обсуждение способов действий.
  6. Проверка гипотез. Предъявление результатов групповой проблемной работы. Обсуждение результатов групповой проблемной работы.
  7. Формулирование выводов. Обобщение на основе выслушанных гипотез.
  8. Закрепление. Применение нового знания.
  9. Подведение итогов урока. Самооценка и взаимооценка достигнутых результатов, способов их получения и эффективности взаимодействия с одноклассниками.
  10. Определение содержания домашней работы. Домашнее задание как продолжение работы над учебным исследовательским проектом.

Методы и приёмы: презентация информационно-исследовательского проекта, работа с текстом, осуществление исследовательского и творческого мини-проектов.

Оборудование урока: презентация учителя, выдержки из статьи В.Маяковского «Как делать стихи», раздаточный материал с заданиями для работы в группах, лист оценивания работы проектной группы, справочный материал «Функции авторских неологизмов в художественном тексте», учебник с текстом стихотворения, магнитная доска, на которой будут фиксироваться результаты исследования.

Ход урока

1. Организационный момент. Акцентирование внимания на предстоящем исследовании.

– Сегодня мы с вами продолжаем изучение и анализ стихотворения В.Маяковского «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», в финале которого поэт утверждает мысль о высоком назначении поэта и поэзии. Предыдущий урок был посвящен анализу содержания стихотворения. Этот урок мы с вами посвятим особенностям языка этого произведения.

– Мы сегодня с вами разбились на группы, и вы, конечно, догадались, что сегодня у нас урок-проект, и  мы будем выполнять задания исследовательского характера.

– Тема урока: В.Маяковский – автор нового словаря.

2. Актуализация опорных знаний. Обсуждение вопроса с целью перехода к использованию проектно-исследовательского метода.

– В начале урока я предлагаю вам еще раз прослушать это стихотворение, название которого начинается со слова «необычайное», и ответить на вопрос, в чем его необычность.

(Выразительное чтение стихотворения по ролям.)

После прочтения стихотворения учащиеся замечают, необычно и содержание, и язык стихотворения.

– В чем необычность стихотворения с точки зрения языка?

3. Актуализация предстоящего исследования. Формулирование с помощью педагога учебной цели исследования.

– Чем необычен язык стихотворения? (Одна из особенностей языка – использование авторских неологизмов)

В статье «Как делать стихи» В.Маяковский писал, что поэту необходимо «постоянное пополнение хранилищ, сараев черепа, нужными, выразительными, редкими, изобретенными, обновленными, произведенными и всякими другими словами»

Он утверждал: «Новизна в поэтическом произведении обязательна. Материал слов, словесных сочетаний, попадающих поэту, должен быть переработан. Если для делания стиха пошел старый словесный лом, он должен быть в строгом соответствии с количеством нового материала. От количества и качества этого нового будет зависеть – годен ли будет такой сплав в употребление.

Новизна, новизна материала и приема обязательна для каждого поэтического произведения».

– Как вы понимаете эти слова поэта?

– Зачем Маяковскому понадобилось создавать новые слова? (Определение цели исследования)

– Авторские неологизмы могут выполнять в художественном произведении разные функции. (Роль неологизмов в художественном тексте)

  • передает  ироническое отношение автора как к предмету, явлению, обозначаемому по-новому, так и к самому языку;
  • автор использует неологизм, когда традиционные средства оказываются либо недостаточно точными, либо недостаточно лаконичными для передачи оттенков смысла, чувств автора;
  •   образование неологизма становится у писателя почти самоцелью, своеобразной словесной игрой, в процессе которой обнаруживается заинтересованное, восхищенное отношение к слову, как к таковому, возможность отстраниться, посмотреть на слово иным взглядом и обнаружить в нем нечто неожиданное, новое, как бы "вытянуть" из слова то, что есть в нем нераскрытого;
  • дает образную характеристику предметам, которые уже имеют названия;
  • дает образное описание предмета;
  • придает сатирическую окраску художественному тексту;
  • помогает точно выразить мысль;
  • помогает автору подчеркнуть свое отношение к предмету речи, дать ему свою характеристику, оценку;
  • употребление неологизма вызвано необходимостью сохранить ритм стиха, обеспечить рифму.

4. Формулирование проблемы. Определение недостаточных знаний для решения задачи.

Вы сейчас выдвигали много гипотез. Для проверки этих гипотез я вам предлагаю разбиться на группы.

Каждая группа получает задание найти неологизмы в тексте (отрывке) стихотворения, определить их лексическое значение и роль в тексте. Оформить результаты исследования нам помогут операторы.

Результатом нашей совместной работы на уроке будет создание «Словаря неологизмов Маяковского»

5. Выдвижение гипотез, предположений. Групповая проблемная работа по обсуждению проблемы, поиск способов решения учебной исследовательской задачи. Обсуждение способов действий.

Задание.

– Найдите неологизмы – новые слова, созданные поэтом, и объясните их значение.

– Мог ли В.Маяковский обойтись без новых слов?

– Какую роль они играют в тексте?

(Работа в проектных группах. Подготовка к выступлению – защите творческих проектов.)

6. Проверка гипотез. Предъявление результатов групповой проблемной работы. Обсуждение результатов групповой проблемной работы.

(Выступление групп.)

Во время выступления каждой из групп результаты исследования фиксируются в виде таблицы:

Авторский неологизм

Лексическое значение

Роль неологизма в художественном тексте

Во время выступления каждой группы остальные оценивают ее работу, заполняя таблицу:

Лист оценивания работы проектной группы
(по каждому критерию проставьте баллы от 1 до5)

Группа

Охват материала

Полнота представления материала

Умение анализировать текст

Исчерпывающие ответы на вопросы

Умение сотрудничать

Общий балл

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7. Формулирование выводов. Обобщение на основе выслушанных гипотез.

Создание «Словаря неологизмов В.Маяковского»

Каждая из групп получает задание составить словарную статью о каждом из неологизмов, над которым работала, по заданию.

Задание.

– Составьте словарную статью для «Словаря неологизмов В.Маяковского» о каждом из авторских неологизмов по плану:

  1. Авторский неологизм.
  2. Его лексическое значение.
  3. Пример из текста (контекст, в котором употреблен данный неологизм).

Образец выполнения задания:

ДЕЛИТЕЛЬ. Число или величина, на которую делится делимое. Общий делитель

(Словарные статьи о каждом из авторских неологизмов  вывешиваются на магнитную доску.)

8. Закрепление. Применение нового знания.

– По моей просьбе ребята провели эксперимент, переделали концовку стихотворения.

– Понаблюдайте, что изменилось.

Проверка индивидуального домашнего задания: переделка концовки стихотворения с заменой неологизмов на общеупотребительные слова. Во время чтения учащиеся сравнивают «переделки» с оригиналом, текстом Маяковского.

Пойдем, поэт,
взорим,
вспоем
у мира в сером хламе.
Я буду солнце лить свое,
а ты – свое,
стихами".
Стена теней,
ночей тюрьма
под солнц двустволкой пала.
Стихов и света кутерьма
сияй во что попало!
Устанет то,
и хочет ночь
прилечь,
тупая сонница.
Вдруг – я
во всю светаю мочь –
и снова день трезвонится.
Светить всегда,
светить везде,
до дней последних донца,
светить –
и никаких гвоздей!
Вот лозунг мой
и солнца!

– Зачем Маяковскому понадобилось создавать новые слова – неологизмы?

– О чем говорит многообразие функций неологизмов?

9. Подведение итогов урока. Самооценка и взаимооценка достигнутых результатов, способов их получения и эффективности взаимодействия с одноклассниками.

10. Определение содержания домашней работы. Домашнее задание как продолжение работы над учебным исследовательским проектом.

Обсуждение выступлений групп. Оценка групповой работы с помощью таблицы.

Оценка работы каждого участника группы руководителем проектной группы с помощью таблицы:

Лист оценивания работы участников проектной группы.

Фамилия, имя ученика

Количество баллов

1

 

 

2

 

 

3

 

 

4

 

 

5

 

 

6

 

 

7

 

 

8

 

 

9

 

 

10

 

 

Выставление учителем оценок за урок.

Домашнее задание как продолжение работы над учебным исследовательским проектом:

  • Выразительное чтение стихотворение В.Маяковского «Хорошее отношение к лошадям».
  • Продолжить работу над составлением «Словаря неологизмов В.Маяковского», используя материалы этого стихотворения.

Индивидуальное задание: Обложка «Словаря»