Механическое движение. 7-й класс

Разделы: Физика

Класс: 7


Цель: сформировать понятие механического движения.

Задачи:

  • Сформировать у учащихся представление об относительности движения и покоя.
  • Ввести новые понятия: тело отсчета, траектория, пройденный путь, скалярная величина.
  • Развить мыслительную деятельность учащихся посредством постановки проблемных вопросов.

Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Объяснение нового материала

Объяснение нового материала проводится в результате эвристической беседы с учащимися.

Учитель. Мы с вами изучили основные положения о строении вещества. Вспомним, что все вещества состоят из…?

Учащиеся. Молекул.

Учитель. Каково поведение молекул в веществе?

Учащиеся. Молекулы в веществе двигаются непрерывно, беспорядочно, хаотично.

Учитель. Но движутся не только молекулы. Движутся люди, животные, небесные тела, словом всё то, что существует во Вселенной независимо от нашего сознания, т. е. материя.

Основное свойство материи – движение. Движение – есть жизнь. Сегодня наша с вами цель понять, что же такое механическое движение.

Слайд 1. Учащиеся записывают в тетрадях тему урока “Механическое движение”. См. Приложение 1

Слайд 4

Учитель. Как мы определяем, движется тело или находится в покое?

Слайд 5

Учитель. Как вы думаете, движутся люди или покоятся?

Учащиеся, как правило, дают и тот, и другой ответ.

Учитель. Кто же из вас прав?

В результате дискуссии по этому вопросу необходимо подвести учащихся к выводу о том, что чтобы определить движется тело или находится в покое необходимо выбрать тело, относительно которого происходит или нет изменение положения тела, т.е. тело отсчета.

Учитель. Сделаем вывод.

Слайд 6. (Он открывается по схеме вопрос-ответ).

Учитель. Чтобы понять движется тело или покоится, надо выбрать…

Учащиеся. ...тело отсчета

Учитель. ...и посмотреть...

Учащиеся. …меняет тело своё местонахождение относительно него или нет.

Слайд 7. (Он открывается по схеме вопрос- ответ).

Учитель. Значит движение и покой это понятие, какое (одним словом)…

Учащиеся. …относительное.

Учитель. Почему?

Учащиеся. Тело может находиться в состоянии покоя относительно одного тела и одновременно в состоянии движения относительно другого тела.

Учитель. Приведите примеры.

Учащиеся приводят примеры. Объясняют, почему тело движется или находится в покое.

Учитель. Вот мы и подошли к определению механического движения. Постарайтесь дать определение.

(Учащиеся формулируют определение, учитель при надобности направляет в “нужное русло”.)

Слайд 8. Учащиеся записывают определение в тетрадях.

Учитель. Любое тело, перемещаясь в пространстве, оставляет видимые и невидимые следы.

Слайд 9. Учитель демонстрирует, комментирует. Переходит к следующему слайду.

Слайд 10.

Учитель. Линия, по которой движется тело, называется траекторией.

Учащиеся записывают определение в тетрадях.

Учитель. Траектория – тоже понятие относительное.

Слайд 11.

Учитель. По какой траектории движется человек, стоящий на плоту, относительно девушки на берегу?

Учащиеся. По прямой.

Учитель. По какой траектории движется человек, идущий по плоту, относительно девушки на берегу?

Учащиеся. По диагонали.

Учитель демонстрирует движение колеса по демонстрационному столу (краской одного цвета помечена точка на ободе колеса, другого на оси).

Учитель. Все ли точки колеса описывают одинаковую траекторию относительно стола?

Учащиеся. Нет. Точка на ободе колеса описывает кривую.

Учитель. Она называется циклоида. (Слайд 12) Какова траектория точки на оси колеса относительно стола?

Учащиеся. Прямая.

Демонстрация слайда. Продолжение слайда 12.

Учитель. Как вы думаете, если мы измерим длину траектории, что мы определим?

Учащиеся. Пройденный путь.

Учитель. Совершенно верно.

Слайд 13. Учащиеся делают записи в тетрадях.

Учащиеся. Пройденный путь – это длина траектории. Обозначение S.

Учитель. В математике и в физике существуют понятия векторной и скалярной величины. Что же это за величины? Скалярная величина имеет численное значение, но не имеет направление. Векторная же величина имеет и численное значение и направление.

Продолжение слайда 13. (Учащиеся делают записи в тетрадях).

– Пройденный путь – скалярная величина. Скалярная величина имеет численное значение, но не имеет направление. Какие вы знаете единицы измерения пройденного пути?

Учащиеся (перечисляют). Километры, метры, мили и т.д.

Учитель. В международной системе единиц СИ за эталон пройденного пути выбран 1 метр.

Слайд 14 (Учащиеся делают записи в тетрадях).

В СИ S (м)

1 мм = 0,001 м,
1 см = 0,01м.,
1 дм = 0,1 м.,
1 км = 1000 м.

3. Закрепление

Слайд 15. ПОДУМАЙ.

20 мм =
35 см =
60 дм =
0,3 км =

Слайд 16. ПРОВЕРЬ!

20 мм = 0,02 м
35 см = 0,35 м.
60 дм = 6 м
0,3 км = 300 м.

Слайд 17

Учитель. “Грузовик по полю мчится”. Относительно, каких тел движется грузовик? Какие тела покоятся, почему? Относительно чего движутся коровы, дома?

Слайд 18

Учитель. Самолет летит над облаками. Может быть, вы сами наблюдали, что, глядя в иллюминатор, кажется, что самолет неподвижен. Почему?

Учащиеся. Нет ориентира, т.е. тела отсчета, относительно которого можно это определить.

Слайд 19

Учитель. Может ли быть арбуз “бомбой”?

Учащиеся. Может. Скорость движения арбуза относительно авто увеличивается. Она складывается из скорости арбуза плюс скорость авто.

Слайд 20

Учитель. Может ли рыбак в полном тумане быть уверенным в том, что движется лодка или нет? Почему?

Учащиеся. Нет. Нет ориентира, т.е. тела отсчета, относительно которого можно это определить.

4. Домашнее задание и комментарии к нему

Слайд 21
§13 Упр 3, Задание 4.

Учитель. Измерьте длину своего шага. Посчитайте количество шагов от дома до школы. Определите пройденный путь. Ответ дайте в метрах.

5. Итог урока

Учитель оценивает работу учеников.

Используемая литература:

  1. Учебник. Физика 7 класс. А.В.Перышкин. – М.: изд-во “Дрофа”, 2001.
  2. Картинки заимствованы из Интернет-ресурсов.