Обучение с увлечением. Приемы мотивации учащихся на уроке

Разделы: Информатика


Обучение с увлечением. Приемы мотивации учащихся на уроке.
Очевидно, что прочность усвоения знаний напрямую зависит от заинтересованности учащихся в получении этих знаний. И если на уроке не удалось включить учащегося в активную, интересную, значимую лично для него деятельность, то знания, чаще всего,  либо «ложатся мертвым грузом где-то в уголке памяти», либо «не ложатся» вовсе. Только как ее создать – эту пресловутую мотивацию?
Я использую в работе три вида (условно) мотивации. Они редко меня подводят и, возможно, пригодятся в работе не только мне.

Мотивация 1. Создание ситуации «увлечения». Когда в урок вносится элемент некоторой загадочности, игры. Например:
Изучается тема «Системы счисления». По программе положено (и в ЕГЭ встречается) обучить учащихся алгоритмам перевода чисел из одной системы счисления в другую. Просто так переводить числа довольно скучно, учащиеся быстро теряют интерес, а для выработки прочного навыка необходимо большое число переводов.  Можно перевести большое количество чисел как бы «играючи», если учащимся предложить такое задание:

Отметьте и последовательно соедините в координатной плоскости точки, координаты которых даны в двоичной системе счисления:
1(101, 101); 2(1000,1000); 3(1001,1000); 4(1011,110);
5(1100,110); 6(1100,111); 7(1011,111); 8(1011,10);
9(1001,10); 10(1001,11); 11(1010,11); 12(1010,100);
13(111,100); 14(111,10); 15(101,10); 16(10,11); 17(110,11);
18(110,1001); 19(111,1001);20(111,1000); 21(10,1000); 22(10,1001);
 23(11,1001); 24(11,110); 25(100,101).

Ребятам становится очень интересно, что же получится в координатной плоскости, какой рисунок, и они увлеченно работают: переводят координаты в десятичные числа, строят график. Можно строить не графики на бумаге, а точечные диаграммы в электронных таблицах Excel <рисунок 1><приложение 1>:
Еще один пример подобного задания (сам рисунок был предложен  в газете «Математика» в рамках изучения координатной плоскости):

1. Отметьте и соедините в координатной плоскости точки, предварительно переведя их координаты из двоичной системы в десятичную:
1(-10012; 1002), 2(-1012; 1002), 3(-112; 1012), 4(-1112; 1112), 5(-10002; 1112), 6(-10102; 10002),
7(-10012; 10002), 8(-10102; 10102), 9(-10002; 10012), 10(-10102; 10112), 11(-10002; 10102),
12(-10012; 11002), 13(-1112; 10102), 14(-1012; 10012), 15(-102; 10002), 16(-12; 1012),
17(02; 1012), 18(-12; 1112), 19(-12; 10002), 20(12; 10102), 21(102; 10102), 22(102; 1001,12),
23(112; 10012), 24(12; 10012), 25(02; 10002), 26(02; 1112), 27(12; 1002), 28(-12; 112),
29(-112; 102), 30(-1102; 102), 31(-1102; 112), 32(-10012; 1002); глаз(1,12;1001,1 2).

Какие информационные процессы были задействованы вами в этом задании?

2. Постройте в координатной плоскости чертеж  какого-либо предмета, закодируйте графическую информацию с помощью двоичной системы счисления и предложите товарищу осуществить перекодировку.

Вы удовлетворены результатом? <рисунок 2><приложение 1>

Вообще, задания на кодировку очень нравятся учащимся. В одном из классов удалось не только заинтересовать учащихся переводом чисел, но и решить проблему учителя химии (учащиеся никак не хотели учить молекулярные массы). Детям были предложены такие задания:

1. Какие формулы могли бы иметь молекулы химических веществ, обладающие следующими молекулярными массами (числа даны в двоичной системе счисления):

    • 100102;
    • 1011002;

2. Закодируйте в двоичной системе счисления молекулярные массы следующих химических веществ:
FeO, Fe2O3, H2SO4, NaCl, Ca(OH)2, K2SO4, CuO, CuSO4.

3. Закодируйте в двоичной системе счисления молекулярные массы двух любых оксидов, кислот, оснований, солей. Попросите товарища осуществить декодировку. Удалось?

Мотивация 2. Создание ситуации «глубокой задумчивости». Когда на уроке используются тексты, как бы «задевающие учащихся за живое». Например:
Изучается тема «Текстовый процессор MS Word». Отрабатывать умения форматирования текста, в принципе, можно на любом материале. Но, если содержание текста личностно значимо, рутинная работа сопровождается интересной дискуссией, и урок приобретает сильную эмоциональную окрашенность, воспитательную направленность.
Учащимся для набора и форматирования был предложен отрывок из книги  А. Марининой:
«– … то есть у тебя есть выбор: или сделать то, что устраивает твоих родителей, при этом лишить себя чего-то, какого-то удовольствия, или сделать то, что их не устраивает, тем самым сознательно обрекая себя на какие-то неприятные последствия. Ты видишь? Выбор есть. И ты можешь его сделать. А ты говоришь – конец. Какой же это конец, когда есть выбор? Конец, это когда выбора нет.
– Какой же это выбор, если что так, что эдак,  у меня получаются одни неприятности?
– Это верно. Но в одном случае твои родители довольны, а в другом – нет.
Человек может сколько угодно думать, что он – сам по себе и никого не касается, что он делает или думает, но на самом деле это не так. Каждый наш поступок, каждое наше слово отзываются на окружающих, это как круги по воде, понимаешь? И когда мы принимаем решение, как нам поступить, мы всегда должны исходить из того, что кому-то это может не понравиться, кому-то это помешает, кому-то наш поступок будет как кость в горле. Это неизбежно, потому что всегда есть конфликт интересов. Даже когда ты покупаешь хлеб в булочной, ты создаешь конфликт, потому что через час или через два в эту булочную придет человек, а хлеба уже не будет. Кончится. Если бы ты не купила свою буханку, ему бы хватило. А так – не хватило. Конфликт есть всегда. Даже сам факт твоего существования – это уже конфликт.»

Запомнился текст, запомнился урок, запомнилась и вся техническая сторона, отрабатываемая на уроке.
А когда создавали Web-страницу (в рамках соответствующей темы) на основе стихотворения Наталии Поляковой, тэги были выучены быстро, да и ребята, казалось, немного повзрослели прямо на уроке:
Задание № 1:
1. Создайте на Рабочем столе документ Раздумье.doc.
2. Откройте документ и наберите текст:
Наши души расчерчены клетками:
Долгота,
широта,
высота…
И помечены горькими метками:
Темнота…,
пустота…,
духота…
Что осветит глубины сознания?
Чистота?
Красота?
Доброта?
Но над ними – величия мания,
А еще – глухота, слепота…
И когда вновь пробьются сквозь шепоты
Простота, прямота, правота?
А пока только темные ропоты,
А пока немота, хрипота…
3. Ограничьте страницу рамкой.
4. С помощью выравнивания абзацев (или линейки) придайте тексту следующий вид:
Наши души расчерчены клетками:
Долгота,
широта,
высота…
И помечены горькими метками:
Темнота…,
пустота…,
духота…
Что осветит глубины сознания?
Чистота?
Красота?
Доброта?
Но над ними – величия мания,
А еще – глухота, слепота…

И когда вновь пробьются сквозь шепоты
Простота, прямота, правота?
А пока только темные ропоты,
А пока немота, хрипота…
5. Отформатируйте шрифт: начертание –  ComicSansMS, кегль – 18 пт, полужирный курсив синего цвета.
6. Озаглавьте текст и оформите заголовок объектом WordArt.
7. Вставьте подходящее по смыслу графическое изображение и сохраните все внесенные в документ изменения.

Задание № 2: <рисунок 3>

  • 1. Скопируйте текст из задания № 2 в Блокнот, и создайте на его основе Web-страницу, вставив в текст необходимые тэги HTML так, чтобы:
    • в имени страницы читалось «???»;
    • в тело страницы был помещен весь исходный текст;
    • заголовок текста был оформлен самым крупным шрифтом красного цвета и отделен горизонтальной чертой;
    • форматирование абзацев и шрифтов было сохранено, и текст имел синий цвет и тот же вид, что и в Word. включая графику.

    2. Сохраните Web-страницу под именем 1 в формате HTM на Рабочем столе.
    3. Создайте на Рабочем столе Web-страницу под именем 2, содержащую в имени «???», а в теле – «Осмысли!».
    4. Создайте на Рабочем столе папку Зачет и переместите в нее все созданные сегодня файлы.
    5. Откройте в Блокноте файл 1.htm и добавьте в тело Web-страницы гиперссылку на Web-страницу 2.htm, использовав в качестве указателя ссылки слово «Прочитал – …».
    6. Сохраните внесенные в Web-страницу изменения.

    Мотивация 3. Создание ситуации «ощущения общественной значимости». Когда результатом  урока становится конкретный «информационный продукт», очень нужный кому-либо: знакомому младшекласснику, учителю, самому себе. В Word набираем и оформляем реферат по другому предмету (помогаем себе самому); в Excel создаем с помощью формул и функций тренажеры устного счета (отнесем первоклашкам – пусть тренируются). На одном из уроках объектно-ориентированного программирования создаем пособия, например,  по биологии, которые в дальнейшем активно используются на уроках.
    Например, учащимся предлагается  такое задание:
    Создайте проект из четырех форм.

    Форма 1: <рисунок 4>><приложение 2>:

    Форма 2: <рисунок 5>

    Форма 3: <рисунок 6>

    Форма 4: <рисунок 7>
    Реализуя подобные проекты, учащиеся подспудно сами прочно усваивают знания других дисциплин, а польза учителю и другим учащимся, которые будут работать с готовыми пособиями, очевидна.