Логопедическое занятие "Происшествие в осеннем лесу"

Разделы: Логопедия


Цели:

  •  Коррекционные - образовательные:
  1. Закреплять умение выделять ударный гласный;
  2. Учить образовывать притяжательные прилагательные;
  3. Обогащать эмоционально-оценочною лексику детей: упражнять в подборе слов-оценок,  синонимов к заданному слову;
  4. Закреплять умение отвечать на вопросы полными ответами (предложениями);
  5. Закреплять знания о жизнедеятельности диких животных.
  • Коррекционно- развивающие:
  1. Совершенствовать фонематический слух;
  2. Учить внятно и отчётливо произносить слова и словосочетания с естественной интонацией;
  3. Развитие диафрагменного дыхания;
  4. Развитие мелкой моторики.
  • Воспитательные:
  1. Воспитывать бережное отношение к диким животным, чувство доброты;
  2. Приучать заботиться о тех, кто слабее или попал в беду;
  3. Воспитывать эмпатию (сочувствие, желание прийти на помощь);
  4. Создать эмоциональный настрой, мотивацию для активной деятельности детей;
  5. Воспитывать культуру речевого общения.

Оборудование: Красивая коробка в виде книги, листочки с заданиями,  карточки с заколдованными животными, меловой рисунок, карточки с мамами и детёнышами диких животных, корзина с пирогами, открытки с сердечками.

Ход занятия.

Организационный момент.

Проходите, проходите,
Очень рада видеть вас.
Интересное занятие
Ожидает нас сейчас.
Все поближе подойдите,
Свои глазки покажите.

Логопед:

- Здравствуйте, ребята! Начинается новый день и мы вновь с вами вместе. Давайте, посмотрим, какая погода нас сегодня порадует.
Ответы детей (солнечная, тихая, тёплая).
Логопед:
-  А какое у тебя, Миша, сегодня настроение? А у тебя, Кирилл?
Ответы детей (доброе, весёлое, радостное)
Логопед:
- Как можно ещё назвать радостного человека?
Ответы детей (Счастливый, ликующий, торжествующий, сияющий, просветлённый).
Логопед:
- Хотите ли вы поделиться  своим настроением друг с другом? Соединим наши ладони, пожелаем доброго утра и назовём друг друга ласковым именем.

I. Происшествие в осеннем лесу.
Вбегает Буратино.
-Здравствуйте, ребята, я так спешил к вам на занятие. Но мне сообщили страшную новость: Карабас – Барабас мешает диким животным готовиться к зиме. Надо им помочь. Я побегу их спасать (убегает, роняет листочки).
Логопед:
- Какой же Буратино невнимательный, ничего нам не объяснил. Что случилось в лесу? Как же он один справится с Карабасом – Барабасом? И листочки растерял. Что мы можем сказать про Буратино, какой он?
Ответы детей (торопливый, неловкий).
Логопед:
- Как вы думаете, почему он так себя вёл?
- Я тоже так думаю, что он расстроенный. Как ещё можно назвать его состояние?
Ответы детей (встревоженный, озабоченный, нервный).
Подбирают листочки.
Логопед:
- Посмотрите, дети, на листочках стоят цифры. Может нам разложить их по порядку?
Раскладывают листья, называют: первый листок от дуба, он – дубовый, второй листик от берёзы, он – берёзовый и т.д.)
Логопед:
- Вы заметили, ребята, что с на листочках что-то написано? Здесь написано какие злодеяния натворил Карабас – Барабас в зимнем лису:

  • Заколдовал их названия;
  • Превратил животных в диковинных зверей;
  • Расселил животных по чужим домам;
  • Разлучил взрослых животных с их детёнышами.

- Ребята, что мы можем сказать про Карабаса-Барабаса, какой он?
Ответы детей (злой, коварный, жестокий).
- Вы хотите помочь зверям?
- Тогда нам пора отправляться на помощь. На каком же виде транспорта нам можно всем вместе добраться до леса?
Ответы детей.
- Правильно, чтобы нам приехать в лес мы сядем в автобус. Садитесь поудобней, поехали. Закройте глаза и представьте дорогу от детского сада до нашего бора. Прислушайтесь (звучит аудиозапись «Звуки природы»).  Вот мы и приехали в осенний лес. Можно подышать пихтовым ароматом. (Развитие диафрагменного дыхания)
- Дети, скажите, пожалуйста, каких животных называют дикими?
- Почему дикие животные не дружат с человеком?
- Каких животных называют хищниками? Каких травоядными?
- Почему возникла необходимость охранять их?
- Какие звери живут в нашей Сибирской тайге?
Дети называют диких животных.
Логопед:
- Карабас – Барабас сделал так, что бы звери забыли свои имена. Я сейчас буду произносить их заколдованные названия, а вы хлопните в ладоши, если услышите правильное. Пелка, гелка, белка, делка; паяц, саяц, ваяц, каяц, заяц, и т.д.
- Молодцы! Вы исправили первое злодейство Карабаса.
Логопед:
- Перед вами лежать картинки диковинных зверей. Что вы можете сказать об этих животных.
Ответы детей:
- У моего животного голова медвежья, туловище – лисье, хвост заячий, лапы – волчьи. ( 4 вида диковинных животных).
Логопед:
- Чтобы расколдовать зверей,  надо правильно назвать все части животного. У волка голова – волчья, туловище – чьё? – волчье, хвост чей? – волчий, лапы чьи? – волчьи, и т.д.
На доску выставляются картинки зверей.
Логопед:
- Но почему-то наши звери невесёлые?
Раскрывается меловой рисунок на доске. Нарисовано дерево, куст, нора, логово, берлога. На рисунке наклеены фигурки животных: белочка в волчьем логове, заяц в лисьей норе, волк на дереве, медведь спит  под кустом, лиса в берлоге.
- Карабас – Барабас поселил животных в чужие дома, не приспособленные для них. Но мы с вами находимся в волшебном лесу, поэтому можем помочь лесным жителям. Поселим каждое животное в свой дом.
Логопед:
- Прекрасно вы справились и с этим заданием! Теперь можно провести пальчиковую  гимнастику: «Есть у каждого свой дом» Нищевой.

 У лисы в лесу глухом
Есть нора – надёжный дом.           (на каждое название животного загибаем один пальчик)
Не страшны зимой метели
Белочке в дупле на ели.
Под кустами ёж колючий
Нагребает листья в кучу.
Из ветвей, корней, коры
Хатки делают бобры.
Спит в берлоге косолапый,
До весны сосёт он лапу.
Есть у каждого  свой дом                           (хлопки: ладошка – кулачок)
Всем тепло, уютно в нём.

Вбегает Буратино:
- Как хорошо, дошколята, что вы пришли на помощь! Я один не как не мог исправить колдовство злодея Карабаса.
Чтобы  дальше продолжить борьбу со злом, давайте потренируем внимание. Я буду говорить, а вы слушайте внимательно. Если я назову правильное высказывание, вы шагайте, если не правильное – приседайте.

  • К зиме заяц меняет шубу.
  • Волк зимой спит.
  • Белка заготовила припасы.
  • Медведь на дереве сидит.
  • У лисы закончились запасы грибов.
  • У зайца осенью родились зайчата.
  • Медведь зимой охотится на пчёл
  • Заяц зимой ест мясо.
  • Коза – хищник.

Логопед:
- Хорошо мы с вами потренировали внимание, а теперь проведём гимнастику для глаз: посмотрите вправо, влево, вверх, вниз, на правый верхний угол стены, на левый нижний угол.
Теперь мы хорошо натренированы и готовы дальше помогать лесным жителям.
Буратино:
- Жестокий Карабас разлучил детёнышей с мамами. (Раздаёт картинки, каждому ребёнку, с детёнышами и их мамами, они находятся в разных местах на листе, между ними несколько дорожек).
- Посмотрите, потерялись зайчонок – листопадничек и медвежонок. Карабас мешает им встретиться. Сначала мы с вами позовём малышей. Как мамы вас зовут, чтобы вы шли домой со двора. (Проводится игра «Позови с крылечка». Дети называют ударный слог: лисёнок - сё, медвежонок – жо, зайчонок – чо, бельчонок – чо)
Попробуем найти тропинки, ведущие к их мамам.
Дети находят дорожки, соединяющие детёнышей и взрослого животного, проводят по этим дорожкам линии.
- Молодцы, дети! Вот как удачно мы справились со злыми чарами Карабаса – Барабаса. Пора и домой возвращаться. Садитесь все  в наш быстрый автобус. Напоследок послушаем ещё раз звуки леса (аудиозапись).
Буратино:
- Подождите, ребята! Я чуть не забыл, лесные жители передали вам целую корзину пирогов. Угощайтесь, пожалуйста!
- Спасибо! Буратино, возвращайся вместе с нами в детский сад. До свидания, лесные жители.
Логопед:
- Наше занятие, дети, подошло к концу. Вам приятно было оказывать помощь диким животным? Какие чувства вы сейчас испытываете?
Дети:
- Мы чувствовали радость, чувство удовлетворения от того, что смогли помочь зверям, оказавшимся в беде .
Логопед:
- Мы с Буратино рады, что у вас такие добрые сердца. На память о нашем путешествии мы дарим вам открытки с сердечками. Спасибо за ваше сочувствие и желание прийти на помощь!.