Личностно ориентированный подход к учащимся при обучении математики

Разделы: Математика


Рассмотрим такую ситуацию: два ученика вызваны к доске решать задачи. Проходит минута, две минуты: ни один, ни другой ничего не пишут, на доске нет решения задач. Казалось бы, оба ученика не справились с задачами. Но один из них, действительно, не выучил урок и не смог решить задачу, а другой знает несколько решений и не может выбрать лучшее, чтобы его записать на доске. Учитель авторитарного склада, вероятно, не разобравшись, поставит обоим неудовлетворительные отметки и будет, безусловно, неправ. Нельзя успешно проводить процесс обучения, воспитания и развития ребенка, не ставя во главу угла особенность и неповторимость его индивидуальности, его личности. В Евангелии сказано: "Расти должны все цветы". У каждого ребенка свои таланты, интересы и желания, свой жизненный опыт, поэтому важно умение учителя обучать и воспитывать детей в соответствии с их интересами и особенностями.

Личностно ориентированные технологии обучения, воспитания и развития ученика противопоставляют бездушному подходу к ребенку атмосферу любви, заботы, сотрудничества, создают условия для творчества и самоактуализации личности. Мы полагаем, что стиль отношений учителя и учеников должен быть такой: не запрещать, а направлять, не управлять, а соуправлять, не принуждать, а убеждать, не командовать, а организовывать, не ограничивать, а предоставлять свободу выбора. Мы считаем, что суть личностного индивидуального подхода в том, чтобы идти в системе образования не от учебного предмета к ребенку, а от ребенка к учебному предмету, идти от тех возможностей, которыми располагает ребенок, которые необходимо развивать, совершенствовать, обогащать.

Личностно ориентированный подход к ученикам, включает:

  • отказ от ориентировки на среднего ученика;
  • поиск лучших качеств личности, умение видеть в каждом ученике уникальную личность, уважать ее, понимать, принимать, верить в нее ("Все дети талантливы" - таково должно быть убеждение учителя);
  • применение психолого-педагогической диагностики личности (интересы, способности, направленность, качества характера, особенности мыслительных процессов);
  • создание для ребенка ситуации успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности, чтобы школьная жизнедеятельность, учеба приносили ребенку радость);
  • исключение прямого принуждения, учитель не должен ставить акценты на отставание и на другие недостатки ребенка, необходимо понять причины детского незнания и неправильного поведения и устранять их, не унижая ребенка, не нанося ущерба его достоинству ("Ребенок хорош, плох его поступок");
  • предоставление возможности и помощи детям в реализации себя в положительной деятельности ("В каждом ребенке - чудо, помоги ему проявиться").

Но как на практике осуществить индивидуальный личностный подход к каждому ребенку? В классе 20-25, а то и 30 учеников, и каждый - это свой суверенный мир, у каждого свои особенности, способности, интересы. Как, обучая детей в одном классе, всех вместе, учитывать интересы каждого? Как изловчиться развивать личность каждого ребенка в соответствии с его природными способностями?

Простого однозначного ответа на эти вопросы нет и быть не может. Все зависит от личности учителя, ученика, от среды, в которой проходит обучение.

Не уроках математики мы стараемся пробудить у детей интерес к этой науке и его поддерживать. Для этого, во-первых, необходимо тщательно продумывать, как доступно, понятно объяснять детям новый материал, как заинтересовать их, как сделать так, чтобы они не просто слушали объяснение - лекцию, а стали соучастниками открытия, доказательства, важного вывода, чтобы уже во время объяснения новой темы ученики почувствовали себя творцами. "Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить" - эти слова немецкого педагога и математика 19 века Адольфа Дистервега надо не забывать, когда готовимся к урокам. При рассмотрении новой темы, очень важно никого не обойти вниманием, опираясь на более подготовленных к логическим рассуждениям сильных учеников, не забывать о слабых, задавать им вопросы, подталкивать к верным выводам. Если ученик соучаствовал в рассмотрении новой темы, он будет по другому, по-доброму к ней относиться. Давайте не забывать слова Александра Ивановича Герцена: "Трудных наук нет, есть только трудные изложения".

Чтобы доказать ученикам их интеллектуальную состоятельность и повысить самооценку, мы советуем учителям использовать тесты на усвоение нового материала (лучше проводить такое тестирование в конце урока). Как показывает опыт, большинство ребят, у которых нет проблем с вниманием, успешно справляются с ним. В результате такой работы заметно повышается успеваемость и растет качество знаний (пример такого теста помещен в приложении №1).

После объяснения темы - отработка ее понимания, первичное закрепление. Здесь возможно сначала решение у доски, затем - с комментариями с места, работа в группах и т. д. Ученик должен приобрести как можно больше опыта самостоятельной работы. Но если он оставлен наедине с задачей безо всякой помощи, или если эта помощь недостаточна, - решение задачи не принесет никакой пользы. Если помощь чрезмерна - ничего не останется на долю ученика. Учитель должен помогать, но не слишком много и не слишком мало, для каждого ученика надо найти ту оптимальную дозу помощи, которая ему необходима, чтобы он решал задачу, и у него осталась, по-возможности, уверенность, что он решил ее сам. Мы совершенно согласны с мнением известного американского математика и учителя Пойа, который в книге "Как решать задачу" убеждает, что наряду с навыками логического рассуждения, надо прививать ученикам навыки эвристического мышления, учить ребят выдвигать гипотезы, строить предположения, искать смелые необычные решения.

После первичного закрепления темы - более глубокая ее проработка, осознанное применение новых знаний, решение более сложных задач. И на этом этапе стоит та же проблема: как организовать работу детей, чтобы каждый ученик сумел усвоить тему, научился решать задачи. Чтобы ему не было скучно не уроке из-за того, что он ничего не понимает и поэтому не может решать самостоятельно даже простые задания, или, наоборот, ученик понял все, у него хорошая база, и, чтобы для него урок проходил интересно, ему надо решать усложненные задачи, которые другим пока не по силам. Здесь на помощь приходят карточки с индивидуальными заданиями, которые, в идеале, должны составляться для каждого ученика с учетом его личностных особенностей. Выполнение заданий по индивидуальным карточкам способствует выработке навыка самостоятельной работы, каждый ученик работает согласно своим возможностям и способностям. Важно составить задания так, чтобы они были посильны, но не слишком просты, чтобы выполнение задания было сопряжено с преодолением трудностей. Успешное выполнение такого задания придает ученику уверенность в своих силах, воспитывает смелость и твердость характера (примеры карточек с индивидуальными заданиями приведены в приложении №2).

Важно создать ученику ситуацию успеха, чтобы он почувствовал радость победы над задачей, почувствовал уверенность в себе, в своих знаниях и захотел дальше заниматься математикой. Ведь, как правило, людям нравиться заниматься тем, что у них хорошо получается.

Безусловно, личностно ориентированный подход к ученикам требует дифференцированного отношения к каждому ребенку. Иногда при проведении уроков можно условно делить учеников на три групп: слабые, средние, сильные. Группы эти мобильные; задания выдаются или разные для разных групп, или часть заданий для всех, другая часть - для второй и третьей групп, и, наконец, самые сложные задания - для третьей группы (в приложении №3 приводится пример таких заданий).

В рамках личностно ориентированного подхода к обучению, воспитанию и развитию ребенка мы задумались о том, как организовать занятия учеников, которые по болезни долгое время не могут посещать уроки в школе, как оказать им помощь в самостоятельном изучении математики дома. Мы начали разрабатывать индивидуально-образовательные задания для таких учеников. В задании указываются, какие параграфы надо изучить и законспектировать, какие определения выучить, какие примеры тщательно разобрать. Следующий раздел задания: "Решаем вместе"(образцы решений и аналогичные задания), далее раздел "Решаем самостоятельно". В этом разделе приведены ответы к заданиям и критерии отметок. И два последних раздела: "Самостоятельная работа" и "Контрольная работа", в которых также приводятся ответы к заданиям и критерии отметок.

Президент России Дмитрий Медведев не раз подчеркивал, что именно система образования формирует личность, школа должна воспитывать детей так, "чтобы они вырастали самостоятельными, творческими уверенными в себе людьми". Эти задачи невозможно выполнить, если мы не будем искать к каждому ученику индивидуального подхода. Но чтобы воспитать личность в ученике, учитель сам должен быть личностью, личностью постоянно развивающейся и совершенствующейся.

Лев Николаевич Толстой, будучи уже известным России, решил учительствовать в созданной им яснополянской школе, а в своем дневнике написал:"Выступая на новое для меня поприще, мне становится страшно". Это Толстому-то! Хотелось бы, чтобы каждому из нас, учителей, было бы всегда по-толстовски немного страшно, чтобы мы чувствовали ту огромную ответственность, которая лежит на нас: мы воспитываем новое поколение, мы формируем нравственное будущее России.

Литература

  1. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М., Народное образование, 1998.
  2. Сериков В.В. Личностно-ориентированное образование.// Педагогика - 1994 - №5.
  3. Фирсов В.В. Дифференциация обучение на основе обязательных результатов обучения. - М., Народное образование, 1994.
  4. Кравченко Т.В. Технология уровневой дифференциации в личностно ориентированном обучении математике. //Математика в школе - 2007 - №1
  5. Малова И.Е., Руденкова Н.М. Как "увидеть" на уроке математики личностно ориентированное обучение? //Математика в школе - 2007 - №4.