Фронтальные логопедические занятия в средней группе "Растительный мир весной" и "Насекомые"

Разделы: Логопедия


Предложенные конспекты фронтальных логопедических занятий рассчитаны на детей со вторым уровнем речевого развития при общем недоразвитии речи. Развитие речевых функций и активной позиции ребёнка учитываются при организации учебного процесса. При создании комплексов логопедических занятий учитывается онтогенетический принцип, принцип системности, комплексности, развития, взаимосвязи нарушения речи с другими сторонами психического развития ребенка.

Занятия содержат этапы: игры, задания, упражнения для развития общих речевых навыков, слухового и зрительного внимания, формирование и совершенствование грамматического строя речи, фонематических представлений, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движением.

"Растительный мир весной"

Цели:

  • Коррекционно-образовательные. Уточнить и расширить словарь по теме " Растительный мир весной". Закреплять умение детей повторять за взрослым рассказ. Формировать обобщающее понятие первоцветы. Совершенствовать грамматический строй речи (образование слова с помощью уменьш. ласк. суффиксов, учить отвечать на вопросы распространенным предложением, учить правильно употреблять наречия: скоро, снова, весело.).
  • Коррекционно-развивающие. Развитие связной речи, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движением.
  • Коррекционно-воспитательные. Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, самостоятельности. Воспитание любви к природе.

Оборудование: Предметные картинки по теме, панно "Дерево". Картина "Весна".

Ход занятия

Орг. Момент (сообщение темы, уточнение и расширение словаря).

Л. встречает детей в дверях кабинета с контейнером в руках. Дети выбирают по одной предметной картинке из контейнера и проходят за стол.

1-й Реб. У меня дуб.

2-й Реб. У меня береза.

3-й Реб. У меня рябина.

4-й Реб. А у меня ель.

Л. А что это, назовите, одним словом.

Д. Это деревья.

Л. Что происходит с деревьями весной.

Реб. Природа просыпается, на деревьях набухают почки.

Л. Молодцы. Вы правильно ответили.

2. Игра "Собери дерево". (Учить называть части растений, формирование навыков сотрудничества.) Логопед приглашает детей к весящему на стене панно)

Л. Помогите мне собрать дерево. Возьмите эти части и назовите их.

1-й ребенок. У меня корни.

2-й реб. У меня ствол.

3-й реб. У меня ветки. Л. Это крона деревьев.

4-й реб. А у меня маленькие зеленые листочки.

Л. Весной, когда распускаются почки, появляются маленькие зеленые листочки. Давайте соберем дерево и полюбуемся, какое оно красивое. Молодцы!

Вы собрали дерево.

3. Рассматривание картины " Весна". (Закреплять умение детей повторять за взрослым рассказ).

Л. Посмотрите внимательно на картину. Что вы видите?

Д.Наступила весна.

Л. Что происходит с природой?

Д. Появились первые весенние цветы- первоцветы.

Д. Набухли почки на деревьях.

Л. Кого видите на картине?

Д. Дети пришли в лес на прогулку.

Мальчик в синей куртке увидел ежа.

Л. Кого еще видите на картине? Девочки наблюдают за белкой.

Л. Вы очень хорошо рассказали о детях. Давайте попробуем повторить все, что мы рассказали о весеннем лесе и о детях, чтобы получился красивый рассказ. Сначала нужно рассказать о том, куда пришли дети. Потом стоит рассказать о растениях и животных.

Логопед организует паузу для подготовки детей к рассказыванию.

Если есть необходимость, логопед еще раз напоминает детям план рассказа, а вовремя рассказывания показывает указкой, о чем следует рассказывать.

1-й реб. Наступила весна. Появились первые весенние цветы. Набухли почки на деревьях.

2-й реб. Дети пришли в лес.

3-й реб. Мальчик в синей куртке увидел ежа.

4-й реб. А девочки наблюдают за белкой.

Л. Дети не обижают никого в лесу, не ломают ветки. Они берегут природу. Вот какой хороший рассказ получился. Кто сможет повторить весь рассказ целиком.

 4. Подвижная игра "На лужайке" (Развитие общей моторики, координация речи с движением)

Логопед приглашает детей на ковер
Л.давайте сделаем упражнение "На лужайке".
На лужайке поутру мы затеяли игру Встают в круг, берутся за руки
Я - подснежник, ты -вьюнок. Становитесь в наш венок.
Раз, два, три, четыре, раздвигайте круг пошире. Делают 4 шага назад, расширяя круг.
А теперь мы ручейки, побежим вперегонки. Бегут по кругу, взявшись за руки.
Прямо к озеру спешим, станет озеро большим.
Становитесь в круг опять. Смыкают круг.
Будем в солнышко играть. Бегут по кругу.
Мы- веселые лучи, Останавливаются, тянутся на носочках.
Мы резвы и горячи. Прыгают на носочках, руки на поясе.

5. Рассматривание первоцветов. (Развитие связной речи. Учить отвечать на вопросы распространенным предложением).

Логопед приглашает детей к столу, на котором стоит букетик с подснежниками.

Л. Что это за цветы?

Дети. Это подснежники.

Л. Верно. Это настоящие подснежники. Их вырастили в саду, а не собирали в лесу. Собирать эти редкие цветы в лесу нельзя. Рассмотрите цветки, бутоны, стебли, листья. Что вы можете сказать о них?

Д. Цветки и бутоны, красивые, белые. Стебли тонкие, а листочки длинные.

Л. Это очень нежные цветы. А кто-нибудь знает стихотворение о подснежнике?

1-й ребенок. Самый первый, самый тонкий есть цветок с названьем нежным.

Как привет капели звонкой, называется подснежник.

Л. (Выставляет на доске картинки с изображением первоцветов). Назовите, какие цветы вы видите.

1-й реб. Это ветреница.

2-й реб. Это мать-и мачеха.

3-й реб. А это крокус .А кто хочет рассказать стихотворение о первоцветах?

2-й ребенок. Золотые лепестки, хрупкий стебелек, Распустился у реки солнечный цветок. Только тучка набежала, сжались лепесточки. На зеленых стебельках - круглые комочки. Это мать-и-мачеха.

3-й реб. Посмотрите! Что за фокус? Из-под снега вылез крокус.

На ветру озяб слегка, но прекрасней нет цветка.

Л. Что вы можете сказать о крокусе? Какой он? Какие у него листики?

Д. Он красивый, нежный. У него длинные листики.

Л. А вот это ветреница. Скоро она появится в парках и лесах. Послушайте стихотворение о ветренице.

4-й реб. На снежинки похожи цветки, как снежинки, белы и легки,

Как снежинки изящны, прекрасны, ветерка дуновенью подвластны.

Л. Расскажите об этом растении. Какие у него цветочки? На что они похожи? Какие листики?

Д. У него цветочки. Они похожи на снежинки. У него очень красивые листики.

Л. И подснежник и ветреница - нежные цветы. А еще они занесены в Красную книгу. Лучше не рвать их, а любоваться им, иначе скоро мы сможем увидеть их только на картинках и фотографиях, потому что они исчезнут.

6. "Ответь правильно" (Учить правильно, употреблять в речи наречия: скоро, снова, весело).

Л. Я буду задавать вопросы, а вы должны на них ответить, используя слова: скоро, снова, весело.

Л. Как журчит ручей? Реб. Весело.

Л. Когда наступит лето? Реб. Скоро.

Л. Придумайте предложение, чтобы оно начиналось со слова снова.

Реб. Снова расцвели цветы. Снова наступила весна.

7. Игра " Назови ласково". (Закреплять умение образовывать уменьшительно-ласкательных суффиксов)

Л.Я буду говорить слова, и бросать мяч, а вы называйте их ласково.

Л. Цеток. Реб. Цветочек.

Л. Корень. Реб. Корешок.

Л. Стебель. Р еб. Стебелек.

Л. Бутон. Р. Бутончик. Л. Молодцы!

8. Итог (оценка работы детей).

Л. О чем мы с вами говорили на занятии?

Реб. О деревьях и цветах- первоцветах.

Л. Еще мы говорили о том, что происходит с ними весной.

Тема: "Насекомые"

Цели:

  • Коррекционно-образовательные. Формирование представлений о внешнем виде и образе жизни насекомых. Уточнение и расширение словаря по теме. Совершенствования грамматического строя речи (согласование существительных с прилагательными в роде и числе, учить договаривать слова с соответствующими окончаниями во фразах), учить находить предложения - небылицы. Учить отвечать на вопросы по содержанию произведения.
  • Коррекционно-развивающие. Развитие связной речи, слухового внимания, тонкой и общей моторики, воспитание правильной воздушной струи.
  • Коррекционно-воспитательные. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание бережного отношения к природе.

Оборудование: модуль с бабочками, предметные картинки по теме.

Ход занятия

1. Организационный момент. (Создание эмоционально положительного фона. Воспитание направленной воздушной струи)

Логопед приглашает детей в кабинет, организует приветствие, предлагает встать в круг вокруг вращающегося модуля, на котором закреплены бумажные бабочки.

Л. Весна в разгаре. Цветет черемуха. Проснулись насекомые. Сегодня мы с вами будем говорить о насекомых, выясним, что вам известно об их внешнем виде и образе жизни. Посмотрите, какие красивые бабочки прилетели к нам на занятие. Подуйте на них, чтобы они закружились в воздухе. Как вы будете дуть?

Дети. Нужно набрать воздуха через нос и подуть на бабочку, не надувая щек, вытянув губы трубочкой.

Л. Правильно. Выполняйте упражнение. (Дети по очереди выполняют упражнение по 4-5 раз по команде логопеда).

2. Рассматривание предметных картинок с изображениями насекомых (составлении сравнительного рассказа-описания о насекомых. Развитие связности речи, четкости дикции, интонационной выразительности.) Логопед помещает на магнитную доску предметные картинки с изображением насекомых.

Л. Посмотрите внимательно на картинки. Это насекомые. Я буду читать стихотворение, и показывать насекомых, о которых в нем говорится. Если вы помните стихотворение, рассказывайте его вместе со мной. Старайтесь говорить четко и выразительно.

Прилетела к нам вчера полосатая пчела,
А за нею шмель-шмелек и веселый мотылек,
Два жука и стрекоза, как фонарики глаза.
Приходили муравьи и травинку принесли,
И паук на всех смотрел, сети плел и песни пел.
О каких насекомых говорится в стихотворении?

Д. О пчеле, шмеле, мотыльке, жуках, стрекозе, муравьях.

Л. Еще говорится о пауке. Но вы должны запомнить, что паук - не насекомое, хотя и похож на насекомых. Многие насекомые считаются полезными. Пчелы и шмели опыляют цветы плодовых деревьев, поэтому в наших садах бывает много яблок и груш. Муравьи уничтожают вредных насекомых. А вот большая часть бабочек приносит вред, потому что откладывают яйца, из которых выводятся гусеницы. Эти гусеницы поедают листья растений и наносят им вред. Но вы должны помнить, что уничтожать насекомых не следует. Не надо ловить бабочек и стрекоз, жуков и муравьев. Насекомые маленькие и беззащитные. (Логопед показывает изображение двух насекомых бабочки и муравья). Обратите внимание на эти две картинки. Кто здесь изображен? А что особенного вы можете заметить? Давайте попробуем составить сравнительный рассказ. Сначала вы расскажете, как называются насекомые. Сравните как они выглядят, перечислите части тела насекомого, какую пользу или вред приносят.

1-й Р. Это бабочка и муравей. Бабочка очень красивая, желтая, а муравей маленький коричневый.

2-й Р. У бабочки шесть лапок и усики у муравья тоже шесть лапок и усики.

3-й Р. Бабочка откладывает яйца, из них выводятся гусеницы, которые приносят вред растениям. А муравьи уничтожают вредных насекомых, они приносят пользу.

Л. Молодцы! Вы составили хороший рассказ и сравнили двух насекомых.

3. Подвижная игра "Мотылек" (координация речи с движением)

Л. Приглашает детей на ковер и предлагает им встать в круг.

Мотылек-ветилек, принеси нам ветерок:
Бегут по кругу, расставив руки в стороны.
От ворот-поворот гнать кораблик в ручеек.
Поворот, бегут в обратную сторону.
Вей, вей, ветерок, натяни парусок

Останавливаются, поворачиваются лицом в круг; взмахи руками, потягиваются.

Гони стружок с запада на восток.
Бегут по кругу, взявшись за руки.

4. Игра " Назови ласково". (Договаривание слова с соответствующими окончаниями во фразах, закреплять умение согласовывать существительные с прилагательными в роде и числе). Л. Я буду произносить фразы, а вы их договаривать. Только одно условие, называем насекомых ласково.

Бабочки желтень:, муравей чернень:, божья коровка краснень:, кузнечики зеленень:, жук синень:, бабочка белень... Молодцы!

5. Чтение рассказа К.Д.Ушинского "Майский жук". (Учить отвечать на вопросы по содержанию произведения.)

Л. Я вам прочитаю рассказ, а вы внимательно слушайте и потом ответите на вопросы.

К Ушинский "Майский жук".

Это маленькое насекомое хорошо знакомо каждому из нас. Майский жук безопасен для людей. Он не может кусаться, ни колоться, но сильно вредит деревьям и кустам, пожирая на них листья. Самка жука кладет яички на землю. Из яичек выползают белые червячки.Через три года на четвертый они превращаются в майских жуков.

Л. Ответьте пожалуйста на вопросы.

Л. Опасен ли майский жук для людей?

Дети. Нет.

Л. А для растений?

Дети. Для растений опасен. Он поедает листья.

Л. Как появляются на свет майские жуки?

Дети. Из яичек выползают белые червяки и потом превращаются в майских жуков.

6. Дидактическая игра "Исправь ошибку" (Развитие слухового внимания, учить находить предложения- небылицы.)

Л. Показывает картинку с насекомым.

Л. Бабушка летает около цветка?

Реб. Нет. Это бабочка

Л. Пила летит и жужжит.

Реб. Это Пчела.

Л. Лук ползет по веточке.

Реб. Это жук.

Л. Мура села на сыр.

Реб. Нет. Это муха села на сыр.

7. Итог занятия (оценка работы детей).

Л. Предлагает вспомнить о ком они говорили на занятии, какие игры и упражнения им понравились.

Л. Вы очень хорошо работали. Молодцы! Похлопайте себе.