Создание преемственных связей в системе непрерывного образования

Разделы: Администрирование школы


В связи с модернизацией образования, когда детский сад стал дошкольным образовательным учреждением, проблема преемственности между дошкольным и начальным звеньями стала одной из важных. При переходе ребёнка из дошкольной группы в школу меняются условия его жизни, формы и виды деятельности, окружающая его среда, в которой он чувствовал себя максимально комфортно. Именно в этом возрасте психика ребёнка очень неустойчива, ранима и нуждается в бережном отношении к ней взрослых.

Так как требования общества к качеству воспитания и обучения в целом, и дошкольников и младших школьников в частности, изменились, стало понятно, что нарушилась преемственность в целях, содержании, методах обучения и воспитания, преемственность учебных программ, учебников, появилось много программ развивающим нетрадиционным авторским курсам. Поэтому очень важно решение вопроса о методической преемственности, преемственности развивающей среды, стиля взаимодействия детей и взрослых.

Сейчас в первый класс принимаются дети 6,5–8 лет, но необходимо учитывать не столько биологический возраст ребёнка, сколько уровень его психологического развития. Дошкольник становится школьником тогда, когда имеет соответствующую внутреннюю позицию и не боится вступить в школьную жизнь. Зачастую дошкольная подготовка детей сводиться к обучению счёту, чтению, письму. Но опыт учителей показывает, что наибольшие трудности в начальной школе испытывают не те дети, которые обладают недостаточным объёмом знаний, умений и навыков, а те, кто не готов к новой социальной роли – ученика. Для первоклассника важно умение слушать и слышать, работать в коллективе и самостоятельно, желание и привычка думать, стремление узнавать что-то новое. Поэтому основное внимание в ДОУ надо уделять развитию у ребёнка качеств, необходимых для осуществления новой учебной деятельности.

В 2007 году на базе МОУ Караяшниковская СОШ была открыта дошкольная группа, т.е. мы можем говорить о комплексе “детский сад-школа”.

Переходный период от дошкольного к школьному детству считается наиболее сложным. И существуют проблемы, с которыми мы столкнулись при обеспечении преемственности детского сада и школы.

  1. Проблема взаимодействия педагогического, родительского и воспитательского коллектива в системе работы комплекса “детский сад-школа”. Термин “преемственность” по-разному понимается педагогами школы и воспитателями д/г. Для учителей преемственность – это наличие у ребенка перед поступлением в школу определенных знаний, умений и навыков (в том числе норм школьного поведения). Воспитатели считают, что они дают каждому ребенку определённый багаж знаний, а в школе развитие некоторых способностей ребенка обрывается.
  2. Проблема завышенных требований родителей к уровню готовности ребёнка к школе. Родители считают, что надо как можно раньше обучить ребенка всему, что, на их взгляд, пригодится для дальнейшего успешного обучения в школе.
  3. Проблема принятия школьной культуры дошкольниками, которые приходят в 1 класс.
  4. Проблема адаптации первоклассников к условиям школьной жизни.

Каким же образом коллектив МОУ Караяшниковская СОШ старается решить проблемы преемственных связей между дошкольным и последующими ступенями обучения ребёнка?

1. Выработан единый взгляд на термин “преемственность”, который на дошкольном этапе развития означает общую готовность ребенка к школе без негативных последствий для психики. Общая готовность ребёнка, в свою очередь, состоит из

  • физической готовности (физиологическая, деятельностная и умственная);
  • психологической готовности (личностная, интеллектуально-познавательная, эмоционально-волевая, мотивационная, социальная).

Достичь позитивных результатов можно только при условии тесного сотрудничества, взаимопонимания и взаимодействия по основным компонентам образовательной системы: цели, содержанию, формам, методам и приемам обучения и воспитания. Поэтому в начале учебного года в школе проводится педсовет, на котором согласовываются компоненты методической системы работы в школе. В начале года вырабатывается алгоритм взаимодействия дошкольной группы и начального звена школы, намечается план мероприятий по обеспечению преемственности. В течение года учителя начальных классов являются частыми гостями дошкольной группы, обсуждая на совместных методических объединениях вопросы воспитания и развития детей, пути реализации принципа преемственности. Поэтому педагоги задолго до 1 сентября имеют представление о детях, которые приходят в 1 класс, об уровне их готовности к школе. Методическая работа осуществляется через проведение, семинаров, бесед, методических объединений для педагогов школы и детского сада по темам:

  • Готовность ребёнка к школе.
  • Адаптация первоклассника к обучению в школе.
  • Игровые технологии в обучении и воспитании.
  • Задачи детского сада и семьи в подготовке ребёнка к школе.

Семинары включают в себя взаимопосещениие уроков в первом классе и открытых мероприятий в дошкольной группе. На занятиях в детском саду

присутствуют учителя начальных классов, администрация школы. После занятий педагоги совместно обсуждают проблемы и выявляют пути их преодоления.

2. С целью решения проблемы взаимодействия с родителями выработана модель этого взаимодействия.

Установлению партнерских отношений с семьей каждого воспитанника, объединению усилий для развития и воспитания детей, созданию атмосферы общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки способствовали совместные мероприятия в дошкольной группе, где наравне с детьми активными участниками были родители. Используемые в детском саду программы дошкольного образования предусматривают создание единого пространства развития ребенка в семье и детском саду. В дошкольной группе проходят родительские собрания о подготовке ребёнка в школу, о развитии познавательных и творческих способностей, о знакомстве с нормативными документами школы: Уставом, положениями, правилами для учащихся, родителей, Программой развития школы. Учителя будущих первоклассников отвечают на вопросы родителей, после собраний проводятся индивидуальные консультации.

3. Особое внимание уделяется принятию ребенком школьной культуры задолго до того, как он вступит в школьную жизнь. Поэтому в активную практику работы вошли организационные экскурсии дошкольников по школе с их последующим обсуждением. Ребята вместе с воспитателем и сопровождающим педагогом посещают школьную библиотеку, учительскую, столовую, спортивный зал, учебные кабинеты, где могут порисовать по школьной доске, посидеть за партой, посидеть за компьютером. Подобные мероприятия производят на детей неизгладимое впечатление и резко повышают школьную мотивацию. Все праздничные мероприятия в школе проводятся с участием детей из дошкольной группы: линейка 1 сентября, праздники, и тематические фестивали, предметные недели в начальной школе, выставки поделок и рисунков. Хорошей традицией стало проведение совместных концертов в школе, районном Доме культуры, Центре временного проживания граждан преклонного возраста.

4. Много внимания уделяется трудностям детей во время адаптационного периода, связанного с началом обучения в школе. С 2007 года ведётся работа по стыковке программ, по которым ведётся обучение в дошкольной группе и первом классе. Совместно с воспитателями д/г выработана система использования здоровьесберегающих технологий, которая связана с сохранением здоровья каждого ребенка, как физического, так и психологического.

Ежегодно администрацией школы проводится мониторинг состояния работы по подготовке и адаптации детей к школе: это диагностика школьной зрелости, тематическая проверка “Общая готовность детей к школе”, анкетирование среди родителей. В начале года проводится совещание при заместителе директора по УВР “Адаптация первоклассников к условиям обучения и воспитания в школе”, на котором педагогами и воспитателями д/г обсуждаются выявленные на данный момент проблемы по этой теме, выясняются причины их возникновения, решается вопрос их устранения.

Непременным условием успешного развития школы является выстраивание системы непрерывного образования.

Для успешной адаптации к незнакомым учебным предметам в течение учебного года для учащихся начальных классов помимо уроков организованы курсы “Компьютерная анимация”, где ребята постигают не только азы компьютерной грамотности, но и включаются в активный творческий процесс. А на каникулах наравне с ребятами из средних классов младшие школьники имеют возможность посещать курсы “Интел”, где становятся равноправными участниками творческих групп.

Учащимся 2-й ступени тоже предоставляются замечательные возможности проявления себя как личности: в школе созданы условия для расширения возможностей дополнительного образования. Активно работает сеть кружков самой различной направленности, учащиеся посещают курсы “Компьютерные технологии в обработке информации”, успешно функционирует программа “Одарённые дети”. Результатами такой системы работы явилось увеличение доли участников и победителей различных конкурсов, предметных олимпиад. На протяжении 5 лет школа является лидером по результатам районных предметных олимпиад.

В рамках предпрофильной подготовки девятиклассники школ нашего округа посещают элективные курсы по выбору. Программы большинства курсов разработаны самими учителями школы и утверждены на районных МО. Занятия организованы таким образом, чтобы заинтересовать ребят дальнейшим изучением предмета, попробовать проявить себя в разных сферах деятельности, дать навыки социальной адаптации. Результатами такой работы становятся различные проекты (Н-р, “Я здесь живу”, “Мой язык”, “История моей школы”, “История моего села” и др.)

С 2006 года в школе организовано профильное изучение отдельных предметов на базе 10–11 классов. Дети, посещающие классы с профильным изучением отдельных предметов, показывают стабильно хорошие результаты на экзамене в форме ЕГЭ и успешно поступают в вузы. Доля выпускников, обучающихся в вузах, в разные годы составляет от 45 до 70%. Остальные поступают в ссузы, не устроенных после окончания школы учащихся практически нет.

Непрерывное образование ребёнка, начиная с дошкольного возраста, – залог его будущей успешности в жизни, которая предъявляет сейчас к человеку высокие требования. И от того, насколько в школе мы научим ребёнка учиться постоянно, хотеть и уметь добывать самостоятельно знания, не стоять на месте в своём индивидуальном развитии, – зависит успешность этого ребёнка как личности.