Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Человек и природа. В.П. Астафьев "Царь-рыба". 11-й класс

Разделы: Преподавание литературы


Цель урока: ознакомление с автором, Человеком и Гражданином и его произведением “Царь – рыба” .

Задача урока:

  • Приобщить учащихся к творческому миру самобытного писателя.
  • Совершенствовать умение анализировать ключевые сцены.
  • Понять позицию автора в произведении.
  • Обратиться к важнейшим нравственным проблемам, от решения которых зависит формирование человека и гражданина.

На доске: Виктор Петрович Астафьев (1924–2001). Писатель. Личность. Человек. Гражданин. Проживший жизнь с веком наравне.

Высказывания – эпиграфы, подобранные учащимися к произведению (задание дано заранее)

“...Любовь к родной природе – один из важнейших признаков любви к своей стране...”
К.Г.Паустовский

“Природа для меня огонь, вода, ветер, камни, растения, животные – все это части разбитого единого существа. А человек и природа – это разум великого существа, накопляющий силу, чтобы собрать всю природу в единство”.
М.Пришвин

“...Воспитай в себе жалость к сломанному дереву, к утке, замерзающей в полынье городского водоема. А когда станешь строителем, геологом... умей думать не только о ведомстве науки и техники, но и о “кладовой солнца”, в которой все подчинено извечному природному закону. Уважай его. Тогда и он тебя уважит!”
М.Пришвин

Не то, что мните вы, природа, Не слепок, не бездушный лик – В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык.
Ф.И.Тютчев

Ход урока

I. Краткие сведения о творческом пути В.Астафьева (сообщение учащегося).

II. Вступительное слово учителя.

Писатель и время. Эти два понятия тесно переплетены. Писатель только тогда писатель, когда умеет выразить свое время, когда у него отзывчивое сердце, когда он тревожит читателя и заставляет его думать о мире и о себе.

Сегодня мы будем вести разговор о произведении Виктора Петровича Астафьева “Царь – рыба”, за которое он был удостоен Государственной премии СССР за 1978 год.

В центре повествования в рассказах “Царь – рыба” (жанр произведения) показаны взаимоотношения человека с природой. Отношение к природе у писателя – показатель духовности.

В.П.Астафьев как никто другой понимал, что природа не безгранична, что в отношениях с ней человек переступил нравственный рубеж. Именно в этом боль писателя в книге “Царь – рыба”. Людей, варварски истребляющих природу, проявляющих в этом истреблении, в корысти свое духовное сиротство, Астафьев называет браконьерами.

К уроку учащимся заранее были даны вопросы и задания.

  • В каких произведениях показаны взаимоотношения человека и природы?
  • Природа – храм или мастерская?
  • Подумайте над главной мыслью произведения
  • Кто из героев произведения носит клички? Охарактеризуйте их.
  • Найти примеры из газет и журналов об экологических бедствиях.

III. Аналитическая беседа по повествованию в рассказах.

– В каких произведениях показаны взаимоотношения человека и природы?

(И.С.Тургенев “Отцы и дети”, В.Распутин “Прощание с Матерой”, Ч.Айтматов “И дольше века длится день”, “Плаха”, Б.Васильев “Не стреляйте в белых лебедей”, А.Ким “Отец – лес”, В.Белов “Привычное дело”, “Бобришный угор”, поэзия Н.Рубцова и другие.)

– Как все – таки обстоит дело: природа – храм или мастерская? Обратимся к фактам нашей действительности, доказывающим, как мы далеко ушли по дороге от храма к мастерской, (индивидуальные задания: учащиеся приводят примеры из газет и журналов об экологических бедствиях, можно использовать и местный материал.)

Комментарий учителя.

Человек вмешивается в природный цикл, меняет рельеф местности, создает искусственные моря. Природа все больше и больше превращается в мастерскую, уничтожается с такой быстротой что мы говорим об экологической катастрофе, грозящей всему человечеству.

Путь окончательного и бесповоротного подчинения природы воле и разуму человека – это путь потерь не только природных богатств.

Теряется человеческое в человеке – вот главная мысль, которая проходит красной нитью через произведение В.Астафьева “Царь – рыба”.

IV. Анализ отдельных глав с опорой на текст.

(Здесь и далее цитаты по книге В.Астафьева Повести. [Текст]; М.: Художественная литература, 1984г.)

1. Работа с текстом главы “Поминки” [Текст, стр. 525].

– Сравните, как показан человек и как природа в ситуации прямого столкновения.

(Медведь смотрит на Акима, и человек видит “глубоко скрытый, но сосредоточенный отсвет звериного ума”. “У медведя и лапы точь-в-точь человечьи, только у передней