Урок по курсу "Окружающий мир" "Эти забавные животные". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цель урока: закрепить полученные знания о животном мире.

Задачи урока:

  • Образовательные:
    • обобщить и систематизировать имеющиеся знания о многообразии животного мира.
  • Воспитательные:
    • воспитать тактичность и дружелюбие, сплоченность в командах и доброжелательное отношение к соперникам.
  • Развивающие:
    • развить умение размышлять;
    • сформировать навыки бережного, созидательного отношения к природе.

Основной метод обучения:дидактическая игра-соревнование.

Дополнительные структурные элементы: постановка игровой задачи; оценка результатов игры.

Оборудование:

  • карточки с загадками;
  • три комплекта карточек с номерами 1, 2, 3, 4;
  • карточки с ответами для конкурса «Эти забавные животные»;
  • три карточки для конкурса «Фразеологизмы»;
  • три карточки для конкурса «Кто что ест»;
  • карточки для конкурса «Охраняй!».

ХОД УРОКА

1. Оргмомент. Сообщение темы и цели игры

– Добрый день, дорогие друзья! Сегодня у нас с вами проходит интеллектуально-развлекательная игра по теме «Эти забавные животные». На протяжении многих столетий человек наблюдает за животными, пытается разгадать их секреты и тайны, хочет лучше узнать их образ жизни и никогда не устает им удивляться. Ведь они такие интересные, эти забавные животные. Животные нас кормят и одевают, помогают преодолевать расстояния. И, в конце концов, просто живут рядом с нами и радуют своим присутствием.
– Сегодня мы проведем игру, чтобы вы закрепили, полученные знания о животных, а может быть, вы узнаете еще что-то новое об этих удивительных живых существах.
– Итак, начнем.

2. Проведение игры

Первый  конкурс «Угадай-ка»

– Ребята, у нас три команды. Сейчас из каждой команды выходит по игроку. Игрок выбирает загадку, читает вслух и дает ответ. Но он должен назвать не только отгадку, но и назвать группу животных, к которым относится отгаданное животное.

– Если игрок справляется, то команда получает 2 балла. Если отвечающий не справляется, он может попросить помощь у команды, но тогда количество баллов, полученное командой, уменьшается. За  загадки, написанные красными чернилами, количество баллов удваивается.

– Давайте с вами вспомним группы животных. (Звери, птицы, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся – это группы позвоночных животных. Насекомые, ракообразные, паукообразные, моллюски, иглокожие, черви – это беспозвоночные животные.)

– А теперь слушаем загадки

Вьется верёвка,
На конце – головка.                                                             Змея. Пресмыкающиеся.

У кого глаза на рогах,                                                          Улитка. Моллюски
А дом на спине?

Ползёт наоборот,
Задом наперёд,
Всё под водой
Хватает клешнёй.                                                                Рак. Ракообразные.

Он сети, как рыбак, готовит,
А рыбы никогда не ловит.                                                 Паук. Паукообразные.

Скачет завирушка,
Не рот, а ловушка.
Попадут в ловушку
И комар, и мушка.                                                                Лягушка. Земноводные.

Хвостом виляет,
Зубаста, а не лает.                                                               Щука. Рыбы.

Угадайте, что за шапка:
Меха целая охапка.
Шапка бегает в бору,
У стволов грызёт кору.                                                       Заяц. Млекопитающие или Звери.

Летит, пищит,
Ножки длинные тащит,
Случай не упустит:
Сядет и укусит.                                                                    Комар. Насекомые.

Не ездок, а со шпорами,
Не будильник, а всех будит.                                               Петух. Птицы.

Подведение итогов конкурса.

– А теперь переходим ко второму конкурсу.

 Второй конкурс “Сказочный”

– Сейчас мы проверим ваши знания по предмету литература. Вопросы связаны с животными. Отвечайте на вопросы по очереди. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

  1. В кого превратился Гадкий Утёнок? (В лебедя)
  2. Как звали медведя – друга Маугли? (Балу)
  3. Кого спас дедушка Мазай? (Зайцев)
  4. Кто из обитателей болота стал женой Ивана-царевича? (Лягушка)
  5. Какие звери вытягивали репку? (Собака, кошка и мышка)
  6. В кого превратился Иванушка, испив водицу из копытца? (В козленочка)
  7. Как звали собаку девочки Мальвины? (Артемон)
  8. На какой птице летала Дюймовочка? (Ласточка)
  9. Какими животными торговал Дуремар из сказки «золотой ключик»? (Пиявками)
  10. Какого героя сказки Р.Киплинга звали Рикки-Тики-тави? (Мангуста)
  11. Кто одолел Тараканище? (Воробей)
  12. Кто победил злодея Паука из сказки «Муха Цокотуха»? (Комар)?

Подведение итогов конкурса.

Третий конкурс «Эти забавные животные»

– На каждый вопрос дается 4 варианта ответа. Отвечают все команды, одновременно показывая  карточку с номером ответа. Если команда ответила правильно, то получает 1 очко, если нет – 0 очков.  Варианты ответов вывешиваются на доску (Приложение 1).

1. «Предсказатели погоды»

Перед бурей или дождем некоторые звери демонстрируют «метеорологическое «поведение: коровы поднимают голову вверх и с жадностью втягивают воздух, их надои молока снижаются; собаки свертываются клубком; кошки пьют больше обычного, тюлени прячутся за скалами и ведут себя неспокойно. А как перед непогодой ведут себя воробьи?

  1. громко чирикают;
  2. низко летают над землей;
  3. чистятся и купаются в пыли
  4. прячутся.

– Слушаем правильный ответ. Перед непогодой куры и воробьи чистятся и купаются в пыли. А вот певчие птицы перестают петь. Чайки, утки, вороны, галки, наоборот, истошно кричат.

2. «Притворяшки»

– Многие из вас знают, что есть животные, которые в минуту опасности могут поменять цвет и сделаться незаметными. А вот маленький хитрый зверек поссум(вроде енота), как только встретится с противником сильнее себя, сразу притворяется умирающим. И не он один такой в живом мире. Внимание, вопрос: кто из данных животных притворяется в минуту опасности умирающим?

  1. заяц;
  2. волк;
  3. жук;
  4. тигр.

– Слушаем правильный ответ. Да, каждый спасается, как может. Зайцу помогают быстрые ноги, тигры и волки не только не станут притворяться, но и вступят в борьбу. А вот жук сразу упадет на спинку, сложит лапки и не будет шевелиться. Вот такой он притворяшка.

3. «Попробуй, тронь»

– Помните стихотворение Бориса Заходера?

– Что ж ты, еж, такой колючий?
– Это я на всякий случай!
Знаешь, кто мои соседи?
Волки, лисы и медведи.

– И, правда, если бы не колючая одежка, не миновать неповоротливому ежу волчьих или лисьих зубов. А с иголками, а их у взрослого ежа почти 16 тысяч, попробуй, тронь. А если нет иголок, то, как защищаться? Внимание, вопрос: Как защищает себя медуза?

  1. жалит;
  2. ударяет щупальцами;
  3. кусает;
  4. бьет хвостом.

Правильный ответ. Чем красивее медуза, тем она сильнее жалит, сильнее самого опасного паука и даже скорпиона.

Подведение итогов.

Четвертый конкурс «Фразеологизмы»

– В разговорной речи мы можем слышать такие выражения, как, например, «на кривой козе не объедешь», «уперся как бык», «без кола и двора», «под горячую руку» и другие. Это фразеологизмы – устойчивые словосочетания.

– Сейчас каждая команда получает карточку со словосочетаниями. В каждое словосочетание нужно вставить по смыслу слова (названия животных), чтобы получились известные фразеологизмы

  1. Делить шкуру неубитого … (Медведя)
  2. Купить … в мешке. (Кота)
  3. Пустить … в огород. (Козла)
  4. Уставился как … на крупу. (Мышь)
  5. Смотреть как … на новые ворота. (Баран)

– Теперь давайте попытаемся объяснить эти выражения.

1. Распоряжаться тем, что еще предстоит только получить.
2. Купить неизвестно что, сколько и какого качества.
3. Позволять кому-либо находиться в таком месте, где он может быть вреден, опасен или где он может удовлетворить свои дурные наклонности.
4. Пристально и долго или недовольно и озадаченно смотреть (рассматривать).
5. Смотреть тупо, непонимающе. Баран глупее домашних животных и, в отличие от них, плохо помнит свой дом, поэтому, если хозяин меняет ворота, баран не узнаёт дом.
Подведение итогов.

Пятый конкурс «Кто  что ест»

Определи, чем питаются изображённые (Приложение 2) животные. Рядом с хищником поставь букву «Х», с растительноядным – «Р», насекомоядным – «Н», всеядным – «В».

Подведение итогов.

Шестой  конкурс «Охраняй!». Конкурс капитанов

– Ребята, прежде чем мы проведем заключительный конкурс, я хотела бы вам прочитать отрывок из стихотворения «Красная книга». Послушайте призыв к разуму и совести каждого живущего на планете.

Охраняются «Красной книгой»
Много редких животных и птиц,
Чтобы выжил простор многоликий
Ради света грядущих зарниц.
Чтоб пустыни нагрянуть не смели,
Чтобы души не стали пусты,
Охраняются звери, охраняются змеи,
Охраняются даже цветы.

– Давайте вспомним некоторых животных, занесенных в Красную книгу.

На столе лежат фотографии тех животных, которые занесены в Красную книгу (Приложение 3). Выходят капитаны, берут по две фотографии и называют охраняемых  животных.

3. Подведение итогов

– Вот и закончилась наша игра. Мы сегодня с вами вспомнили и узнали много нового об этих удивительных животных.  Давайте подведём итоги нашей игры.

Называется команда победителей. Выставляются оценки.