Урок по программе УМК "Школа–2100". Суффикс и его роль в слове. 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели:

  • определить роль суффикса в слове;
  • закрепить изученные части слова;
  • развивать орфографическую зоркость, речь, мышление, воображение;
  • воспитывать интерес к предмету.

Оборудование:

  • учебник Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина “Русский язык”, 3 класс;
  • иллюстрация кормушки;
  • иллюстрация птиц: ворона, сорока, воробей, снегирь, синица, дятел;
  • карточки с буквами: С, У, ФФ, И, К, С;
  • музыка для физминутки.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Чистописание.

- Ребята, работа на уроке предстоит серьёзная, поэтому настроим себя на урок и подготовим руку к письму. (Взять карандаш и покатать в руках!)

- Откройте тетрадь и правильно положите её на парте. Запишите число, классная работа.

- Посмотрите на доску:

лЛл МмМ ЛЛлл мМмМ

- Зимний декабрьский ветер надул в нашем городе большие сугробы и, чтобы двигаться вперёд, мы должны эти сугробы преодолеть.

Напишите эти буквы, напоминающие зимний узор.

III. Словарная работа.

- Отгадайте загадку:

Что за ствол среди берёз
Под открытым небом?
Угощает он в мороз
Птиц зерном и хлебом? (Кормушка)

- Зачем нужны кормушки?

- Что страшнее для птиц зимой: голод или холод? (Голод)

- Посмотрите на кормушку (изображение кормушки на доске).

Назовите птиц, сидящих на ней? (Ворона, сорока, воробей, снегирь, синица, дятел. В клювах они держат буквы: С, У, ФФ, И, К, С).

- Какие птицы здесь собрались? (Зимующие и птицы, которых мы можем видеть в любое время года).

- Какая птица лишняя, почему? (Снегирь, потому что его можно увидеть только зимой).

- Какая из птиц не живёт на Камчатке? (Синица)

Доска закрывается.

- Запишите названия птиц, которые вы запомнили, обозначьте орфограмму.

(В это время с доски убирается одна птичка, доска открывается)

- Что изменилось?

- Какую букву держала птичка в клюве?

- Составьте и запишите предложение с одним из этих слов. (Ворона сидела и каркала.)

- А сейчас из букв, находящихся в клювах птиц, соберите слово, которое и будет являться темой нашего урока. (суффикс)

- Определите тему и цель урока. (Вспомним, что такое суффикс и определим его роль в слове, так же будем развивать нашу речь, внимание, память, мышление.)

IV. Работа над темой урока.

- Для того, чтобы начать работу над темой урока, давайте вспомним части слова, которые изучили на предыдущих уроках.

1. Графический диктант (на полях).

- Отвечая на мои вопросы, вы рисуете в тетради соответствующие значки.

(Один ученик за доской)

  • Изменяемая часть слова – это…
  • Неизменяемая часть слова – это…
  • Разделительный Ъ знак пишется после…
  • В слове переходы – ход – является…, а ы – это…

Проверка с доской:

V. Физминутка (под музыку).

2. Повторение изученного.

1) Упр.193, с.131.

- Прочитайте задание про себя.

- Прочитайте слова, что у них общего? (Одинаковый корень)

- А чем они отличаются? (Разные основы, поэтому слова с разным значением)

- Спишите. Выделите корень, окончание, основу.

- Какую часть слова осталось обозначить? (Суффикс)

- Для чего она служит? (Для образования новых слов)

река

речушка

реченька

речная (рыба)

2) Упр.194, с. 131-132.

- Прочитайте текс. Обратите внимание на выделенные слова.

К какому жанру относится это произведение? (Стихотворение)

- Найдите слова, с помощью которых автор выразил отношение мальчика к щенку? (Пёсик, лапка, носик)

- Какие чувства передают эти слова? (Доброту, любовь, сочувствие)

- Какие суффиксы помогли передать отношение мальчика к щенку? (-Ик, -ек, -к)

- Какое значение придают эти суффиксы словам? (Уменьшительно-ласкательное)

- Какие ещё суффиксы играют такую же роль? (-Ечк, -очк, -еньк)

(Олечка, ёлочка, маленький)

Орфографическое задание:

  • Найти слова с орфограммой – безударная гласная в корне (в словах первых 8 строчек).
  • Найти слова с орфограммой – безударная гласная в приставке.

- Какое слово вы выписали 2 раза? (Появился)

VI. Физминутка для глаз.

Лексическая работа.

- Прочитайте слова в рамке.

- Что можете о них сказать? Что это за слова? (Синонимы)

- Какие слова называются синонимами? (Синонимы – слова, близкие по значению, но отличающиеся друг от друга по смыслу)

- С одним словом устно составьте предложение. (Мы с тобой друзья на всю жизнь)

- Разберите слова по составу: ЛАПА, ЛАПКА.

3. “У кого есть суффикс”.

- На доске записаны слова. Назовите только слова с суффиксами. Докажите, что это суффикс, а не часть корня.

ГОРОДОК РЕЗИНА

ГОРШОК ШТАНИНА

- Запишите слова. Разберите их по составу.

VII. Итог урока.

- Что такое суффикс? (Суффикс – часть слова, которая находится после корня)

- Для чего он служит? (Суффикс служит для образования новых слов)

VIII. Домашнее задание.

с.140, упр.7.

Комментирование оценок за урок.