Субъектная позиция школьника в обучении как необходимое условие формирования социальной компетентности личности

Разделы: Химия, Общепедагогические технологии


Современные сложные социально-экономические отношения предъявляют новые требования к выпускнику школы, который должен уметь адаптироваться в социальной среде, быстро входить в межличностные взаимоотношения, уметь ставить свои интересы в равное положение с интересами других, понимать ценности других лиц, позитивно взаимодействовать и сотрудничать с коллегами, легко ориентироваться в большом потоке информации и свободно генерировать идеи, обладая решительностью, самостоятельностью мышления, социальной ответственностью за результаты своего труда. Только творческая личность, способная к саморазвитию, с присущими ей вышеперечисленными качествами, способна выжить, самореализоваться и преобразовать действительность.

В личностно-ориентированном подходе в педагогике важное место среди таких понятий, как личность, индивидуальность, индивид, занимают понятия субъект и субъектность. Акцент на субъектности обусловлен не новыми теоретическими веяниями, а пониманием того, что личность – есть феномен субъектности. Это изменяет позицию учащегося с традиционной – как объекта обучения, на иную – как субъекта учения. (Субъект – это индивид или группа, обладающие осознанной и творческой активностью и свободой в познании и преобразовании себя и окружающей действительности.) Чем отличается субъект от объекта? Субъект активен, а объект деятельности – предмет приложения активности. Активность субъекта означает способность к самопроизвольным, инициативным, имеющим причину в самом себе, действиям. Если же эта способность у ученика не развита, то имеет место пассивность поведения. К каким последствиям для личности и общества она приводит – всем известно: потеря интереса к учебе, жизни, уход в наркоманию, в виртуальную компьютерную реальность и др.. В школе пассивный ученик замыкается в себе, становится изгоем, объектом насмешек, агрессии, манипуляций. Объект утрачивает свою неповторимость и приравнивается к другим объектам.

Как часто мы, учителя, сетуем на неразвитость, несамостоятельность, незрелость наших выпускников, забыв, что вся школьная жизнь была у них запрограммирована и не предусматривала инициативу, лишала субъектности, поощряла конформизм. Так откуда же взяться ответственности и самостоятельности, умению брать инициативу на себя, способности действовать в социуме с позиций другого?

На наш взгляд, главная задача учебно-воспитательного процесса в школе – это создание условий для развития и воспитания творческой, саморазвивающейся, социально компетентной личности. Учитель должен стремиться строить учебное взаимодействие на основе межсубъектных отношений с обучающимися. Он должен помогать ученикам осваивать субъектную роль и использовать свои субъектные полномочия. Учитель должен организовать процесс обучения через актуализацию и обогащение субъектного опыта учащихся. Под субъектностью ученика в обучении мы понимаем:

  • способность занимать в обучении активную позицию;
  • сформированность собственного (позитивного) отношения к учебной деятельности; выработанность индивидуального стиля ее осуществления;
  • способность мобилизовать интеллектуальные и волевые усилия для достижения учебных целей;
  • способность проектировать, планировать и прогнозировать учебную деятельность;
  • способность инициировать свою познавательную активность на основе внутренней положительной мотивации.

Образно говоря, ученик должен стать для самого себя учителем, быть одновременно и «я – учеником», и «я – учителем». Для формирования субъектной позиции ученика в обучении учебный процесс должен быть построен таким образом, чтобы ученик переходил от управления со стороны учителя учебной деятельностью к самоуправлению, от внешнего контроля к самоконтролю, от внешней оценки к самооценке. Такая логика организации обучения приводит к изменению позиции и учителя (он из урокодателя превращается в фасилитатора, помощника ученика, создающего условия и стимулирующего его личностный рост, познавательную активность и самостоятельность), и ученика (он становится активным и заинтересованным участником учебного процесса).

Для достижения поставленной цели в своей педагогической деятельности использую поисковые, творческие, проектные работы, широко применяю метод индивидуально-групповой познавательной деятельности, который позволяет не только проектировать субъектную позицию школьника в обучении, но и реализовывать новые педагогические технологии. Работа в группах помогает учащимся осваивать субъектную роль и использовать свои субъектные полномочия, создает условия для развития способности проектировать учебную деятельность, составлять программу действий на основе имеющихся целей, формировать задачи и находить адекватные средства их решения. В группах ярко проявляется чувство коллективизма, ответственности и требовательности к себе и своим товарищам, взаимопомощь и стремление не подвести других.

Анкетирование во всех классах, в которых работаю, показало, что учащимся нравится работать в группах. Они чувствуют себя комфортно и более уверенно на таких уроках. Когда учащиеся уже могут достаточно хорошо работать в группе, то с ними очень легко провести урок – семинар, практикум, конференцию, ролевую игру.

На уроках-семинарах («Классы неорганических соединений» (8 класс), «Виды химической связи» (9 класс), «Природные источники углеводородов» (10 класс), «Биологически активные соединения», «Периодическая система и периодический закон Д.И. Менделеева» (11 класс) и др..) обязательно идет свободное обсуждение-диалог, где каждый имеет право спрашивать, отвечать, иметь свое мнение и не бояться высказать, а если захочется, то изменить его. Такая форма проведения занятий поддерживает субъектную позицию ученика. Когда нет свободы, нет выбора, или когда ученик не умеет ими пользоваться – он зависит от других, им можно манипулировать, низведя с позиции субъекта на позицию объекта. Научившись сначала быть свободным в простых действиях – задать вопрос, высказать свое мнение, ученик постепенно научается свободе в более сложных делах – в определении своих целей и средств деятельности – практической, познавательной, исследовательской.

Во внеурочное время предлагаю учащимся творческие работы (рефераты, сообщения, наблюдения, исследования, опыты). В 8 классе проводится конкурс творческих работ (сказки, рисунки, кроссворды, стихи) на тему «Техника безопасности в кабинете химии», в 9 классе учащиеся сами проектируют и изготавливают приборы для измерения электропроводности веществ, в 10 классе защищают групповые проекты по теме «Высокомолекулярные соединения в жизни человека и общества». Учащиеся 11 классов разрабатывают мультимедийные презентации по изучаемым темам курса, создание которых предполагает различные виды деятельности, учит ребят навыкам взаимодействия и сотрудничества, приемам общения. Выполнение творческих работ предоставляет обучающимся возможность проявить себя, свою индивидуальность, повышает уверенность в своих силах, помогает самоутвердиться, учит анализировать ситуации, выбирать целевые и смысловые установки для своих действий, принимать решения, нести ответственность за результаты своего труда.

Таким образом, планирование субъектной позиции школьника в обучении является, на наш взгляд, необходимым условием формирования социальной компетентности личности. Способность проектировать и прогнозировать свои поступки  и поведение, самостоятельно искать новые способы решения школьных учебных задач, быть активным в принятии решений, готовность брать ответственность на себя, соблюдать баланс общих и личных интересов, сформированные в учебной деятельности и ставшие его личностной характеристикой, обучающийся переносит и при решении жизненных вопросов. И тогда наши выпускники, вступая во взрослый мир, не будут беспомощны, пассивны и инертны в решении жизненных проблем, смогут быстро включаться в социальную жизнь, осознавать себя и свое место в современном обществе.