Одушевленные и неодушевленные имена существительные. 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цели урока:

  • совершенствовать умение различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные, определять их род, число;
  • развивать орфографическую зоркость, память, мышление;
  • воспитывать учебную активность и интерес к предмету.

Оборудование: карточки со словарными словами, карточки для проведения игры «Поединок знатоков», карточки и бланки тестирования, словарь русского языка С.И.Ожегова, учебник «Русский язык 4 класс» первая часть Л.М.Зелениной, Т.Е.Хохловой, рабочая тетрадь, тетрадь по чистописанию.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент. Целевая установка

Дети:

Каждый день, всегда, везде:
На занятиях, в игре
Смело, чётко говорим
И тихонечко сидим!

Учитель: Сегодня на уроке мы продолжим исследования по теме «Имена существительные». 12 октября 1492 года Христофор Колумб открыл Америку. Я желаю вам сделать свои открытия на уроке в области «Одушевлённые и неодушевлённые имёна существительные» (открывается тема урока на доске).

2. Минутка чистописания в тетради по чистописанию стр.16.

– Охарактеризуйте букву. (З)
– Обратите внимание на соединения с буквой З. (Зи ,Зд, За, Зе)
Запишите букву и соединения с ней.
– Прочитайте пословицу. Как вы её понимаете? (Золото добывают из земли, а знания получают из книги)
– Разберите это предложение по составу.  (Сложное, с союзом; первое предложение – простое, распространённое, второе предложение – простое, распространённое).

3. Актуализация знаний обучающихся по теме «Число имён существительных».

Игра «Поединок знатоков»

Вызываются два ученика. Один получает карточку с существительными в форме единственного числа, другой – с существительными в форме множественного числа.
Первый ученик читает существительные в единственном числе, а второй изменяет число и называет это же существительное во множественном числе.
Затем второй ученик читает существительные во множественном числе, а первый называет форму единственного числа. Остальные ученики оценивают работу знатоков.

Карточка 1. Крыло, звено, клин, утёнок, мышонок, перо, лист, друг, колос, щенок.

Карточка 2. Стулья, жеребята, братья, дни, сыновья, цыплята, крылья, соседи, листья, животные.

– Всегда ли имена существительные изменяются по числам?
– Приведите примеры имён существительных, которые употребляются только в форме единственного числа.
– Какие вы знаете имена существительные, которые употребляются только во множественном числе?

4. Введение в тему. Словарная работа

Прочитайте слова на доске:

Багаж, гроза, председатель, белизна, ходьба, дуб, растение, экскурсия, горизонт, пассажир, космонавт.

– На какие две группы можно разделить эти слова? (Одушевлённые и неодушевлённые)
– Когда говорят, что имя существительное – одушевлённое?
– А когда: имя существительное – неодушевлённое?
– Запишите слова в два столбика.

– Первое слово в этом задании – это словарное слово. Поставьте ударение, отметьте безударную гласную.  (Здесь и далее выставляются карточки со словарными словами)
Здесь есть ещё слова из словаря, написание которых нужно запомнить. Узнайте их.

А. Коллективная поездка куда-либо, коллективное посещение музея, выставки, какого-либо достопримечательного места с целью ознакомления с чем-либо, изучения чего-либо. (Экскурсия)
– Отметьте орфограмму.
– Подберите однокоренные слова: экскурсант (запишем в нужный столбик), экскурсантка. Экскурсантский, экскурсионный.

Б. Человек, который совершает поездку на пароходе, поезде или ином виде транспорта. (Пассажир)
Находим слово, отмечаем орфограммы, подбираем однокоренные слова: пассажирка (запишем в нужный столбик), пассажирский.

В. Откройте «Словарь русского языка» С.И.Ожегова   стр.579 и познакомьтесь со значением слова председатель. (Отмечаем орфограммы)

 Г. Узнайте слово по его синонимам. На доске этого слова нет. Синонимы: странствие, странствование, турне.  (Путешествие)
– В какой столбик запишем слово? Поставьте ударение, отметьте безударные гласные.
– Подберите однокоренное слово так, чтобы мы могли записать его в другой столбик. (Путешественник)

Д. Отгадайте загадки и узнайте ещё слова:

Он и летом и зимой –
Между небом и землёй.
Хоть всю жизнь к нему иди –
Он всё будет впереди.  (Горизонт) (Отмечаем орфограммы)

Он не лётчик, не пилот,
Он ведёт не самолёт,
А огромную ракету.
Дети, кто, скажите, это?  (Космонавт) (Отмечаем орфограммы)

Чтоб тебя я повёз,
Мне не нужен овёс.
Накорми меня бензином,
На копытца дай резину,
И тогда, поднявши пыль,
Побежит …(автомобиль)  (Записываем слово, отмечаем орфограммы)

– Подведите итог. Какие бывают имена существительные?  (Одушевлённые и неодушевлённые)
– Это тема нашего урока.

5. Работа по теме урока.

Упражнение 14 стр.71.
Начерти таблицу и запиши в неё имена существительные, вставляя пропущенные буквы.

Имена существительные

м.р.

ж.р.

ср.р.

одушевлённые      
неодушевлённые      

6. Физкультминутка

Гимнастика для глаз «Рисование носом»

Посмотреть на табличку и запомнить буквы:

 О  –  Н

Затем закрыть глаза. Представить себе, что нос
стал таким длинным, что достаёт до таблички. Написать носом буквы. Открыть глаза, посмотреть на табличку.

– Что могут обозначать написанные буквы на сегодняшнем уроке? (Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные).

Упражнение для снятия общего утомления «Лягушки»

На болоте две подружки,
Две зелёные лягушки,
Утром рано просыпались, умывались,
Полотенцем растирались.
Ножками топали,
Ручками хлопали.
Вправо, влево наклонялись
И обратно возвращались.
Вот здоровья в чём секрет.
Всем друзьям физкультпривет!

7. Закрепление темы

а) Орфографическая работа. Упр.15, стр.72.
– Объясните правописание пропущенных и помещённых в скобках орфограмм.

б) Самостоятельная работа детей.

– Спишите текст. Определите род и число выделенных существительных.

(Сторож – м.р., ед.ч.,
в окошко – ср.р., ед.ч.,
к избе – ж.р., ед.ч.,
медведь – м.р., ед.ч.,
стая – ж.р., ед.ч.,
дверь – ж.р., ед.ч.)

в) Работа с пословицами упр.16, стр.72. Выполняют по вариантам.

– Составьте и запишите из каждой пары предложений сложное предложение с союзом а или без союза.

8. Подведение итогов урока

– Что называется именем существительным?
– Как изменяется имя существительное?
– Какое открытие вы сделали на уроке?

    Выполни тест: (карточка с тестом и бланк  ответов даётся каждому ученику: Приложение 1, Приложение 2)

А1. Какое имя существительное изменяется по числам?

1) санки
2) салки
3) прятки
4) считалки

А2. Найди одушевлённое имя существительное.

1) (шелест) листвы
2) (трели) соловья
3) (шум) дождя
4) (удары) волн

В1. Впиши название части речи выделенного слова.

Ведро дало течь,
и вода стала течь.

9. Домашнее задание

Напишите рассказ на тему «Зимний лес», используя одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

Литература:

1. Белицкая Н.Г., Орг А.О. Школьные олимпиады. Начальная школа. 2-4 классы.  – М.:Айрис-пресс, 2007. – 128с.
2. Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е. Русский язык 4 класс, учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях. – М.: Просвещение, 2010.
3. Кутявина С.В. Поурочные разработки по русскому языку к учебному комплекту Зелениной Л.М., Хохловой Т.Е: 4 класс. – М.: ВАКО, 2008. – 368с.
4. Литвинова Е.А., Растегаева О.Д. Сборник тестовых заданий. Русский язык 4 класс. – М.: Интеллект-Центр, 2009. – 96с.