Новая экономическая политика

Разделы: История и обществознание


Цели и задачи урока:

Образовательные задачи:

  • Показать проявления кризиса политики военного коммунизма;
  • Раскрыть причины перехода к Новой экономической политике;
  • Рассмотреть основные события Кронштадтского восстания и решения Х съезда партии;
  • Познакомить учащихся с основными мероприятиями НЭП, определить значение НЭП для дальнейшего развития страны;
  • Установить причины свертывания НЭП.
  • Сравнить НЭП и современную экономику России.

Развивающие задачи:

  • развитие логического мышления, навыков сравнения и самостоятельной работы, умения добывать необходимую информацию и предъявлять результаты своей деятельности.
  • развитие умения выделять главное и устанавливать причинно-следственные связи;
  • формирование навыков работы с текстом , документами;
  • развитие навыков грамотной устной речи;
  • развитие навыков групповой работы.

Воспитательные задачи:

  • привить интерес к истории, уважение к труду и самостоятельности, уважение к правам человека.
  • формирование умения формулировать и отстаивать свою точку зрения по любому вопросу.
  • воспитание чувства гуманизма, уважения, толерантности, гражданской ответственности.

Тип урока: изучение нового материала с элементами лабораторной работы.

Методы обучения: репродуктивные (вступительные слова учителя), частично-поисковые (самостоятельная работа в группах с познавательными материалами и документами).

Формы работы: вступительное слово учителя, беседа, групповая работа по решению познавательных заданий, работа с текстами документов и материалов, выступления представителей групп с результатами своей познавательной деятельности, заполнение опорного конспекта, общее обсуждение проблемных заданий,

Средства обучения: карточки-задания с познавательными материалами и заданиями.

ПЛАН УРОКА:

  1. Причины и необходимость перехода к НЭП.
  2. Кронштадтское восстание, его значение и итоги.
  3. Х съезд партии, его решения.
  4. Основные мероприятия НЭП.
  5. Итоги НЭП.
  6. Проблемы НЭП, причины свертывания НЭП.
  7. НЭП и современная экономическая политика России.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний:

  1. Когда и чем закончилась гражданская война?
  2. Почему в гражданской войне победу одержали большевики?
  3. Какую политику проводили большевики в годы гражданской войны, в чем ее смысл? Была ли она оправдана условиями войны?

III. Изучение нового материала.

Вступительное слово учителя.

Итоги Гражданской войны

  • население сократилось на 11 млн. человек
  • сократились посевные площади
  • понизились урожаи
  • нарушены связи между городом и деревней
  • объем промышленного производства – 12% от довоенного уровня
  • производительность труда упала на 80 %
  • топливный и энергетический кризис
  • 80% поступлений в казну шло за счет продразверстки, план которой выполнять было все сложнее.

Недовольство населения экономической политикой большевиков породило крестьянские волнения, малую гражданскую войну и восстание в Кронштадте, все это вынудило большевиков отказаться от политики военного коммунизма.

Изучение нового материала происходит в форме групповой работы. Класс разбивается на 8 групп, каждая получает карточку-задание. Задание каждой группе: выполнив задания, указанные в карточке, рассказать о своих выводах классу. Время на работу с карточкой – 10-12 минут. Затем выступления представителей групп. (Материалы карточек-заданий см. в Приложении).

Во время выступления представителей групп остальные ребята делают пометки, записывают основные моменты в опорный конспект.

Вариант заполнения опорного конспекта:

Запись после выступления 1 и 2 группы:

В начале 20х гг. – в России был очевиден экономический и политический кризис.

Причины перехода к НЭП.

  1. Последствия Гражданской войны.
  2. Выпуск бумажных денег и расстройство финансов.
  3. Необходимость восстановления разрушенного.
  4. Массовые восстания крестьян, рабочих и армии.
  5. Крушение экономической системы военного коммунизма.
  6. Спад революционного движения на Западе.

ВЫСТУПЛЕНИЯ против политики большевиков:

  • Крестьяне: отряды Антонова, Махно – “Малая Гражданская война”. Лозунги – “Долой продразверстку” “Даешь свободу торговли”, “Советы без коммунистов”
  • “Крестьянская контрреволюция” – опаснее чем Деникин и Колчак вместе взятые”. В.И. Ленин.
  • Рабочие: 1920-1921 г. – массовые выступления, митинги и забастовки рабочих в Москве и Петербурге. Требовали отмены спецпайков, выступали против политики большевиков.
  • Кронштадтское выступление матросов – последняя капля в недовольстве большевиками.

Запись после выступления 3 и 4 группы:

Февраль – март 1921 г. – Кронштадтское восстание.

Требования восставших:

  • Политические: предоставить свободу слова, печати, объединений для всех левых политических партий и объединений, освободить всех советских политических заключенных в связи с рабочими и крестьянскими выступлениями, провести перевыборы в Советы на основе многопартийности. “Советы без коммунистов”.
  • Экономические: уравнение пайков для населения, предоставить право крестьянами распоряжаться своей землей и результатами своего труда.

Восставших пытались уговорить прекратить выступление лидеры большевиков (Калинин), но не добились результата.

В ночь с 17 на 18 марта – штурм крепости. Много погибших.

РЕЗУЛЬТАТЫ:

  • Часть восставших моряков ушла в Финляндию.
  • Более 2100 человек было расстреляно.
  • 6500 человек отправлено в лагеря.
  • Все они реабилитированы в 1994 г.
  • Восстание показало необходимость перемен в политике и экономике.

Запись после выступления 5 группы:

8-16 марта 1921 г. – Х съезд ВКП (б).

Вопросы:

1) о профсоюзах.

Спор между “рабочей оппозицией” (Шляпников, Коллонтай), которые считали, что вся власть в экономике должна принадлежать профсоюзам и “платформой десяти” (Ленин, Троцкий, Зиновьев, Каменев и др.), гл идея – народным хозяйством может управлять только партия.

2) о единстве партии.

“Резолюция о единстве партии” – запрет создания фракций внутри ВКП (б). Все фракции, платформы и группы внутри партии должны были быть распущены. Нарушение этих требований влекло исключение из партии. Запрет инакомыслия и свободы мнений внутри партии.

3) о замене продразверстки продналогом.

После долгих споров продразверстка была заменена продналогом, который был почти в два раза меньше.

На Х съезде был провозглашен курс на переход от политики военного коммунизма к Новой Экономической политике.

Запись после выступления 6 группы:

Точки зрения на НЭП:

  • Ленин – сначала видел в НЭПе временную меру, но затем заявил, что НЭП – это всерьез и надолго, а коммунисты должны научиться торговать. После его смерти усилились противники НЭПа.
  • Часть рабочих и коммунистов воспринимала НЭП как отступление от завоеваний революции и стремилась к его уничтожению.
  • После смерти Ленина большинство членов партии выступало против НЭП.

Запись после выступления 7 группы:

Мероприятия НЭП:

  • замена продразверстки продналогом. Объявлялся весной и не мог быть увеличен;
  • излишки крестьяне могли продавать на рынке;
  • разрешалась посредническая торговля;
  • мелкие и средние предприятия возвращались прежним владельцам;
  • увеличена зарплата рабочим;
  • 1922 г. – денежная реформа. Вводится золотой червонец = 60 тыс. старых рублей. Червонец = 5 долларам 15 центам США и был выше английского фунта-стерлинга;
  • отмену трудовой повинности, устройство на работу через биржу труда;
  • прекращение бесплатных услуг населению;
  • перевод государственных предприятий на хозрасчет;
  • возможность аренды предприятий, помещений, земли, техники кооперативами, частными лицами;
  • возможность открыть одному владельцу кустарное или промышленное производство (до 20 наемных рабочих);
  • развитие кооперации (сельскохозяйственной, кредитной, потребительской);
  • заключение договоров с зарубежными предпринимателями и создание совместных предприятий; привлечение иностранного капитала в экономику;
  • налаживание экономического сотрудничества с капиталистическими странами.

Запись после выступления 8 группы:

ДОСТИЖЕНИЯ НЭП

  • во-первых, посевная площадь достигла довоенного уровня, в 1925 г. валовой сбор зерновых на 20% превысил среднегодовой сборе 1909-1913 гг., через год на уровень тех лет вышло животноводство;
  • во-вторых, к 1925 г. удалось достичь 75% выпуска продукции тяжелой промышленности; в 1,5 раза выросла производительность труда; начался выпуск новой техники; было построено 200 электростанций; резко поднялась мелкая и кустарная промышленность;
  • в-третьих, конвертируемый рубль получил международное признание;
  • в-четвертых, плодотворно развивалась культура.

ПРОБЛЕМЫ НЭП

  • разные темпы развития промышленности и сельского хозяйства породили “ножницы цен” между городом и деревней 3 к 1. Сложился кризис перепроизводства сельскохозяйственных товаров в условиях дефицита товаров промышленности. В результата – Кризисы НЭПа (записать схему.)
Годы Причины кризисов Сущность Последствия
1923 Политика большевиков, отдававших приоритет развитию промышленности. Неспособность промышленности обеспечить на достаточно качественном уровне потребности сельского хозяйства. “Кризис сбыта”. Появление в народном хозяйстве т.н. “ножниц цен” - высоких цен на промышленные товары и низких на сельскохозяйственные продукты. Это затрудняло товарооборот между городом и деревней. Товарный голод на промышленные изделия в деревне. Ликвидация кризиса путем сближения ценовых параметров.
1925 Отсутствие продуманной экономической политики развития НЭП. Кризис хлебозаготовок. Сохранение государственных заготовок хлеба и уменьшение его экспорта.
1927-1928 Противоречия между рыночными и административно-социалистическими началами в экономике. Кризис хлебозаготовок. Ликвидация кризиса при помощи административно-правовых мер. Свертывание НЭПа.

Завершающее слово учителя

Точки зрения на проблемы выхода из кризиса:

  • Троцкий – давление на крестьянство, увеличить налоги на частников.
  • Бухарин – за развитие НЭП. Предоставить льготы крестьянам, скупать у них продукции по более высоким ценам.
  • Сталин – предлагал совместить обе точки зрения.

В апреле 1925 г. Был взят курс на развитие НЭП – “Новый курс в НЭП”. Предполагалось развитие товарности, строительство социализма в рамках НЭПа. Но фактически новый курс был сорван после принятия на XIV съезде в 1925 г. курса на индустриализацию. 1926 г. – фактическое завершение НЭП.

Причины свертывания НЭП

  • Недовольство крестьянской бедноты и рабочих, которые, имея небольшую зарплату, выступали за твердые цены.
  • Принятие программы строительства 300 новых предприятий потребовало перекачки средств их сельского хозяйства в промышленности, что привело к давлению на крестьянство.
  • Партийное руководство и члены партии боялись угрозы реставрации капитализма.
  • Поводом для полного отказа от НЭП стал кризис хлебозаготовок 1927 – 1928 гг.

IV. Подведение итогов урока. Выставление оценок.

V. Домашнее задание.

Параграф 11 (А.Ф.Киселёв.История России XX-начала XXI веков)

Читать дополнительный материал.

Составить сравнительную таблицу

Мероприятия военного коммунизма Мероприятия НЭПа
   

Литература:

  1. Долуцкий И.И. отечественная история, ХХ век: Учебное пособие для 10 кл. Общеобразовательных учреждений. – М., 1996.
  2. Кириллов В.В., Чернова М.Н, История России 1800-2002 гг.: Поурочные методические разработки и сценарии уроков. – Ростов н/Д, 2002.
  3. Коваль Т.В. Конспекты уроков по истории России ХХ в.: 9 кл.: Методическое пособие. – М., 2001.
Вопросы «Военный коммунизм» НЭП Современная экономика
Сельское хозяйство Продразверстка, ликвидация частной собственности. Продналог, аренда земли. Право частной собственности на землю, развитие фермерского хозяйства.
Промышленность Национализация промышленности, государственные формы собственности. Аренда мелких и средних промышленных предприятий, создание концессий, государству принадлежит металлургия, станкостроение, энергетический комплекс, военные заводы. Свобода предпринимательства, конкуренция, частная хозяйственная инициатива.
Торговля Запрещение частной торговли, снабжение через Наркомпрод, бесплатные коммунальные платежи. Свобода торговли, денежная реформа Сокольникова. Свободный рынок.
Характер труда Всеобщая трудовая повинность, уравнительность, карточная система. Тарифная система оплаты, отмена карточной системы. Рынок труда на основе конкуренции, большие различия в уровнях доходов.
Тип экономики Командно-административная. Элементы рыночной экономики. Рыночная экономика.
Характер управления Строгая централизация, система ВСНХ. Использование самофинансирования, самоокупаемости, хозрасчета. Рыночное саморегулирование, государственное вмешательство.
Общество Авторитаризм, государственная монополия на СМИ, отсутствие плюрализма. Авторитаризм, государственная монополия на СМИ, отсутствие плюрализма. Демократические свободы, гражданские права, плюрализм в экономике и политике.