Открытый урок по литературному чтению. М.Ю. Лермонтов. "Осень". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели урока.

  1. Познакомить с новым произведением М.Ю. Лермонтова.
  2. Учить детей видеть скрытый, переносный смысл стихотворений.
  3. Продолжить формирование навыка выразительного чтения и умение интонацией передавать настроение.
  4. Расширять лексический запас учеников, используя в речи синонимы.
  5. Воспитывать любовь к родине, к природе.

Оборудование.

  1. Портрет М.Ю. Лермонтова.
  2. Картины русских художников: В. Грабарь, “Красный дубок”, И. Остроухов. “Золотая осень” Б. Щербаков. “Лермонтово-Тарханы”. Приложение.
  3. ИКТ.

Ход урока

1. Оргмомент. Проверка готовности к уроку.

2. Мы с вами продолжаем знакомство с произведениями М.Ю. Лермонтова. Но прежде всего хочу предложить вам прочитать наизусть наиболее понравившееся стихотворение из тех, которые мы изучали на предыдущих уроках.

Прослушивание 5-6 учеников “Горные вершины…”, “Утес”, “На севере диком…”.

3. Нельзя говорить о произведениях поэта в отрыве от его биографии. И сегодня давайте вспомним, каким было его детство? Кто больше всего уделял внимания маленькому Мишелю и почему? Какую профессию хотел иметь Лермонтов? А почему не мог осуществить свою мечту?

4. В своих воспоминаниях Михаил Юрьевич писал: “В 6 лет я уже заглядывал на закат, усеянный крупными звездами…”. Прочитайте произведение “Осень” и подумайте, в каком возрасте написал его поэт? Чтение “про себя”.

Физминутка. Прикрыв глаза, представить себе прогулку в осеннем лесу.

Звучит произведение П.И. Чайковского “Осень”.

5. Просмотр картин на тему осени и выбор подходящей иллюстрации к произведению.

Презентация.

6. Перечитаем стихотворение вместе (чтение вслух). Переходим к более подробному исследованию произведения “Осень”.

Лексика

Бор, пахарь, полуденные труды, нависшая скала.

Подбор синонимов к словам: тускл месяц, поневоле, нависшая скала, в бору.

7. Работа над выразительным чтением.

Чтение “цепочкой”.

Выделение голосом основных слов.

Паузы при чтении.

8. Выразительное чтение “Осень”.

9. Заканчивая в 3 классе знакомство с произведениями М.Ю. Лермонтова, хочется верить, что в следующих классах вы вспомните наш урок и те произведения, с которыми познакомились. Многие произведения этого замечательного поэта композиторы положили на музыку. По прозаическим произведениям Лермонтова поставлены фильмы. Сегодня, заканчивая урок, хочу предложить вашему вниманию романс “Белеет парус одинокий”, так как в нем передается вся страстность поэта, его жажда жить. “Так жизнь скучна, когда боренья нет… мне нужно действовать” сказал еще в юношеском возрасте М.Ю. Лермонтов. И так он прожил свою короткую, но яркую жизнь.

10. Романс Варламова “Белеет парус одинокий”.

11. Домашнее задание.Выучить наизусть произведение М.Ю. Лермонтова “Осень”.