Комплексное занятие с элементами театрализации для детей 7–10 лет "Давайте жить дружно"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа, Классное руководство


Цель: расширять знания о дружбе и о ее роли в жизни каждого человека; способствовать установлению доброжелательных отношений между детьми, воспитанию чувства коллективизма; способствовать воспитанию нравственных качеств, выявлению правильного и ошибочного представления о дружбе.

Задачи:

  1. Формировать в сознании детей понятие “дружба”.
  2. Помочь детям понять значение дружбы в жизни людей через разучивание песен, стихотворений, пословиц о дружбе, чтение художественных текстов.
  3. Создавать благоприятную психологическую обстановку на мероприятии, которая обеспечивает стимуляцию познавательной деятельности.

Форма проведения: комплексное занятие с элементами театрализации.

Предварительная работа:

  1. Чтение рассказов о дружбе.
  2. Разучивание пословиц, стихотворений, песен о дружбе .
  3. Подбор музыкального сопровождения.
  4. Оформление зала.
  5. Подготовить актеров для театрализации.
  6. Подбор сценических костюмов.
  7. Подготовить памятки для зрителей.

Музыкальный ряд: отрывки из музыкальных произведений: “Если добрый ты” (из м/Ф “День рождения кота Леопольда”);
исполнение песен “Есть друзья (из репертуара группы “Барбарики”), “Настоящий друг” (муз. Б. Соловьева, сл. М. Пляцковского)

Литературный ряд: Л.Толстой “Два товарища” (басня), “Отец и сыновья”; А. Барто “Друг напомнил мне вчера”; А. Артюхова “Подружки”.

Оформление: пословицы о дружбе в виде солнца; кроссворд; плакат “Советы другу”; портрет кота Леопольда; воздушные шары.

Оборудование: фортепиано, магнитофон, стол, цветные карандаши, фломастеры, бумага, памятки, карточки с пословицами, доски для рисования.

Костюмы: для кота: парик с ушами, хвост, рубашка, брюки, туфли, бант;
для мышей: маски мышей, рубашки, трико, тапочки, хвосты.

Ход занятия

(Звучит музыка. Дети входят в зал.)

Ведущий: Здравствуйте, уважаемые гости, мы рады видеть вас на нашем занятии, которое называется “Давайте жить дружно”, и говорить мы будем о друзьях и дружбе. На прошлых занятиях мы с вами много читали, разучивали стихи, песни, пословицы. Сегодня мы продолжим разговор о дружбе. А кто мне скажет, что такое дружба? (Ответы детей.)

(Ребенок читает стихотворение.)

Е. Стеквашова

“Как начну конфеты есть,
У меня друзей не счесть.
А закончились конфеты
И друзей в помине нету.
За конфету каждый друг,
Так и рвет ее из рук.
Ну зачем мне дружба эта?
Я и сам люблю конфеты.

– Ребята, бывает ли такое? Это настоящая крепкая дружба? (Нет.)
– Ребята, вспомните, кто всегда, обращаясь к детям говорил: “Давайте жить дружно”? (Кот Леопольд.)
– Сегодня на наше занятие я пригласила кота Леопольда…”Но что-то он задерживается. Сейчас мы с вами выйдем с ним на связь.

(Ведущий “набирает” номер телефона, слышны звуки набора кнопок, телефонные гудки.)

Идет телефонный разговор:

– Алло! Здравствуйте, Леопольд!
– Добрый день!
– Мы с ребятами уже собрались на занятие и ждем тебя.
– Прошу прощения за опаздание, мои мыши опять напроказничали, мне придется немного задержаться.

(Ведущий, обращаясь к детям.)

– Ну, что ж, ребята, вы все слышали. Леопольд присоединится к нам чуть позже. А мы продолжим занятие.
– Ребята, какими качествами должен обладать друг? Чтобы ответить на этот вопрос, я предлагаю вам разгадать кроссворд. Если вы правильно определите все качества друга, то узнаете ключевое слово, которое связано с темой нашего занятия. Определить качество нужно по начальным буквам каждого слова. (см. приложение 1).

(Звучит музыка. Дети работают в группах по 2–3 человека, потом озвучивают свои ответы, вписывая их в пустые клетки.)

– Как вы думаете, ребята, что нужно или не нужно делать, чтобы дети хотели с вами дружить? Не спешите отвечать, подумайте. Перед вами карточки с ответами, прочитайте их. Выберите нужные для того, чтобы можно было составить памятку для друга. (Звучит музыка. Дети выбирают ответы, объясняют свой выбор.) Ведущий подводит итог:

– Вы совершенно правы, ребята, нужно уважать друг друга, заботиться, помогать, уступать друг другу. Друзья должны быть правдивыми, справедливыми, надежными. (Приложение 2.)

(Звучит музыка. Появляются мыши.)

Мыши: Да, да, конечно, друг заботливый, надежный… Друзья хитрые, жадные, подлые!

Ведущий: Не слушаете их, ребята!

Друг должен быть заботливым, надежным и справедливым. Друг-это человек, связанный с вами взаимным доверием, преданностью, любовью, он должен защищать своего друга, заботиться о нем. Друг никогда в беде не бросит, он всегда поможет и выручит, утешит тебя, отвлечет от грустных мыслей. Если вы помогаете человеку в тот момент, когда ему плохо, то вы настоящий друг.

Давайте, ребята, споем мышам про настоящих друзей. А вы, мышата, послушайте. Сразу поймете, что были не правы.

(Дети исполняют песню “Настоящий друг”, муз. Б.Соловьева, сл. М.Пляцковского.) (Приложение 3.)

Мыши: А давайте поиграем в нашу любимую игру “Кот и мыши”

(Приложение 4.)

После игры.

Мыши: ой, ребята, какие вы веселые, ловкие, дружные. Мы даже устали.

Ведущий: Вы отдохните, пока ребята будут рассказывать про своих друзей. Я уже говорила, что мы долго готовились к занятию: ребята нарисовали портрет друга и приготовили про него рассказ.

(Дети рассказывают о своих друзьях, держа в руках рисунок.)

Мышь: (с грустью). Мне тоже так хочется, чтобы про меня рассказывали только хорошее… (обращаясь к другой мыши). Давай не будем больше пакостить, хитрить, а будем жить дружно, как учит нас кот Леопольд.

(Звучит музыка. Входит кот.)

– Здравствуйте, ребята, извините за опаздание.

(Мыши падают на колени.)

– Прости нас, Леопольдушка! Прости, а? Мы исправимся. Ребята рассказали нам, каким должен быть друг. Мы не будем больше хитрить и делать подлости. Мы будем дружить со всеми ребятами!

Леопольд: Ребята, поверим мышам? Я считаю, что нужно дать им шанс исправиться. А вот сейчас мы их и проверим. Ребята, я готовился к вашему занятию: приготовил и подарки и задание. Начнем с задания. Сейчас проверим, знаете ли вы пословицы о дружбе. Выберите из этих карточек по одной пословице и объясните ее.

(Дети выбирают пословицу, но все карточки перепутаны. Нужно найти начало и конец пословицы.)

(Приложение 5.)

(Пословицы постепенно открываются на стенде в виде солнца.)

Леопольд: Ребята, вы молодцы, справились с заданием. И вы, мышата, молодцы. А вот и подарки! (Дарит детям воздушные шары и памятки с надписью “Давайте жить дружно!)

Ведущий: А у нас тоже есть для вас подарки. (На заранее изготовленных карточках ребята написали пожелания коту и мышам.)

Мышь: (вбегает с фотоаппаратом).

Давайте сфотографируемся, это фото я буду показывать всем своим друзьям (дети фотографируются вмести с персонажами).

(Ребенок читает стихотворение.)

Не все доверить можно знакомым и родным,
Не все сказать возможно родителем своим.
Когда устанут нервы, сразит отчаянья недуг,
Придет на помощь первый твой самый верный друг.

Ведущий:

Когда мы увидимся снова? –
Никто не ответит заранее…
Сказать остается два слова,
И мы говорим (вместе) “До свидания!”

– На прощание мы дарим вам песню.

Пойте вместе с нами.

(Дети исполняют песню “Есть друзья” из репертуара группы “Барбарики”,.) (Приложение 6.)

Слова песни можно раздать зрителям.