Повышение эффективности учебной деятельности учащихся на уроках истории при помощи технологических карт

Разделы: История и обществознание, Общепедагогические технологии


Школа, как важнейший социальный институт, отражает состояние и тенденции развития общества и влияет на него. Современная образовательная практика характеризуется значительной вариативностью как способов организации учебной деятельности учащихся, так и реализуемых в ходе обучения целей. Проанализировав цели и задачи современного образования, я поняла, что передо мной, как учителем, стоят следующие задачи:

Успешное освоение учащимися образовательных стандартов и обеспечение высокого качества образования;

Сохранение здоровья учащихся посредством использования здоровьесберегающих технологий;

Использование современных приемов обучения, обеспечивающих переход от традиционных репродуктивных к личностно-ориентированным подходам в обучении.

Исходя из этого, в своей профессиональной деятельности значительное внимание я уделяю использованию технологических карт как способу повышения эффективности учебной деятельности учащихся на уроках истории, что особенно актуально в условиях подготовки к ЕГЭ. Технологическая карта позволяет учащимся не получать знания как готовый продукт для пассивного восприятия и репродуктивного воспроизведения, а вырабатывает потребность в непрерывном образовании и саморазвитии, подготавливает к ситуации постоянных изменений, создает условия для мотивации самостоятельной деятельности учащихся.

Технологическая карта позволяет дифференцированно развивать индивидуальные способности ученика, а ученик сам вправе развивать себя с помощью документа - технологической карты. Учитель, используя методические рекомендации авторов учебников, сам может "настроиться" на контингент обучаемых, их индивидуальные психические и физиологические особенности и спроектировать самостоятельно элементы учебно-воспитательного процесса, основываясь на Государственном образовательном стандарте.

Сущностной характеристикой технологической карты является представление образовательного процесса на уровне технологии - на уровне проектирования и конструирования, включая описание действий преподавателя и учащихся (действий целеполагания, организации, контроля и регулирования). В ней предусматриваются планирование целей развития учащихся и усвоение учащимися знаний, формирования и развития специальных умений. Для учащихся технологическая карта является своеобразным стимулом самообразования, так как позволяет видеть изучаемую тему целостно в собственных действиях и самостоятельно организовывать учебно-познавательную деятельность в соответствии со своими возможностями.

Определение преподавателем целей каждого занятия по технологической карте позволяет каждому школьнику оценивать уровень сформированности своих знаний и умений, принимать решения о необходимых действиях по коррекции своего процесса усвоения.

Управление учебным процессом обеспечивается тем, что задания в технологических картах идут в последовательности, в которой ученику предстоит их решать, они пронумерованы. Учащимся сообщается ориентировочный срок работы, обозначенный с учетом уровня сложности материала.

В каждом задании четко сообщается, в какой форме нужно его выполнить (письменно, устно, в виде плана, схемы, таблицы, графика и т.д.).

Изучаемый материал должен быть представлен зримо, наглядно, в виде схемы, таблицы, кластера.

Можно выделить типы заданий, используемых в технологических картах:

  • задания с наличием образца выполнения;
  • задания со вспомогательными вопросами (их цель - помочь актуализировать знания, умения и навыки, необходимые для выполнения задания);
  • задания с сопутствующими указаниями, инструкциями;
  • задания с алгоритмическими предписаниями.
  • Активизации учебной деятельности школьников способствуют и следующие приемы, используемые в технологических картах:
  • ответы на вопросы параграфа (вопросы даются перед чтением материала);
  • составление таблицы по теоретическому материалу;
  • составление схем различного вида.

В условиях самостоятельной работы ученик может заниматься в индивидуальном режиме. Такая работа активизирует учащихся в том смысле, что все ученики, даже пассивные и ленивые, должны выполнять задания сами, не дожидаясь, пока кто-то другой их выполнит, как это нередко бывает при фронтальной работе.

Преподаватель, в зависимости от того, как учащиеся продвигаются по пути познания учебного материала (об этом свидетельствуют результаты выполнения учащимися заданий для самоконтроля), может осуществлять индивидуализацию обучения. В данном случае ее следует рассматривать как такую стадию обучения, которая позволила бы каждому ученику на субъективно сложившемся уровне полноценно усваивать учебный материал.

Сочетание самоконтроля и самооценки ученика с контролем преподавателя способствует объективному выявлению причин затруднений школьника и ликвидации имеющихся у него пробелов в усвоении знаний. Этап контроля включает индивидуальное собеседование с учителем (в течение урока, или на дополнительном занятии), тестирование.

Продуктивность данной формы работы в том, что учащиеся овладевают системой знаний, практическими умениями, предусмотренными программой по истории, повышается мотивация учения. При этом важно отметить, что от учителя требуется большая дополнительная подготовительная работа. Пример технологической карты смотри в приложении.

Конструирование образовательного процесса в форме технологической карты.

Технологическую карту можно определить как форму конструирования самостоятельного образовательного процесса учащихся. Ее сущностной характеристикой является представление образовательного процесса на уровне проектирования и конструирования, включая описание действий учителя и учащихся (действий целеполагания, организации, контроля и регулирования). Я придерживалась следующей логики конструирования технологических карт:

  • I этап - целевой;
  • II этап - содержательный;
  • III этап - деятельностный;
  • IV этап - контрольно-регулировочный.

Технологическая карта как форма планирования позволяет представить образовательный процесс в виде целостной системы учебных занятий, взаимосвязанных по этапам процесса образования: целевому, содержательному, деятельностному, контрольно-регулировочному. В ней предусматриваются планирование целей развития учащихся и планирование усвоения учащимися знаний, формирование и развитие умений.

Планирование конечных результатов усвоения учебного материала школьниками осуществляется посредством определения целей учебной темы и отбора исторических фактов, исторических дат, событий и понятий, составляющих основу практической подготовки учащихся. Отбор содержания материала каждого раздела и затем разбиение его по темам я осуществляю на основе работы с учебными программами и стандартами образования.

Далее в соответствии с целью каждого учебного занятия определяю методы обучения, формы организации учебно-познавательной деятельности учащихся, вид контроля и т.д. При этом также учитывается и характер деятельности учащихся на учебном занятии: репродуктивный (воспроизводящий), конструктивный, продуктивный (усложненный). При таком подходе в основу учета работы учащихся положена оценка усвоения логического блока в виде "знает (умеет) на воспроизводящем уровне", "знает (умеет) на конструктивном уровне" или "знает (умеет) на продуктивном (усложненном) уровне".

Технологические карты как основа управления учителем учебной деятельностью учащихся

Концепция модернизации российского образования предполагает переход школьного образования от формально-знаниевой к личностно-деятельностной парадигме. Она определяет и новое качество обучения: формирование практических навыков получения, анализа информации; способность к самообучению; самостоятельную работу и возможность самоорганизации учащихся. В таком подходе важную роль приобретает проблема управления качеством образования, решение которой позволило бы оптимизировать процесс обучения, выявить педагогические упущения, найти более эффективные способы сотрудничества ученика и учителя.

Сочетание самоконтроля и самооценки ученика с контролем учителя способствует объективному выявлению причин затруднений школьника и ликвидации имеющихся у него пробелов в усвоении знаний.

Трудоемкость опыта заключается в вовлечении всех учащихся в самостоятельную работу, изменении характера взаимодействия "учитель - ученик", основываясь на психолого-педагогических характеристиках учащихся данного возраста.

Технологические карты - основа управления школьником своей учебно-познавательной деятельности

Для учащихся технологическая карта является своеобразным стимулом самообразования, т.к. позволяет им видеть изучаемую тему целостно в собственных целевых действиях и самостоятельно организовывать учебно-познавательную деятельность в соответствии со своими возможностями.

В условиях перестройки интеллектуальной среды, низкого развития монологической речи и относительно высокой способности к работе по технологическим картам помогает определять индивидуальный смысл изучения истории, ставить собственные цели в изучении темы или раздела, выбирать оптимальные формы и темпы обучения, рефлексивно осознавать полученные результаты, осуществлять оценку и корректировку своей деятельности.

В условиях самостоятельной работы ученик может заниматься в индивидуальном стиле. Такая работа активизирует учащихся в том смысле, что все ученики, даже пассивные и ленивые должны выполнять задания сами, не дожидаясь, пока кто-то другой их выполнит, как это нередко бывает при фронтальной работе.

Поэтому работа с технологическими картами дает положительный результат, т.к. учащийся занимается в индивидуальном режиме, подходящем именно для него. Продуктивность данного опыта заключается в том, что обучаемые овладевают системой знаний, практическими умениями, предусмотренными программой, повышается мотивация учения.

Таким образом, технологическая карта обеспечивает условия учащемуся для планирования, организации своей учебной деятельности, контроля хода ее выполнения, анализа, оценки полученных результатов, коррекции выявленных пробелов в знаниях.

Учитель, в зависимости от того, как учащиеся продвигаются по пути познания учебного материала, может осуществлять индивидуализацию обучения. В данном случае ее следует рассматривать не как простое приспособление к наличию уровня знаний, умений, психического развития ученика, а как такую адаптацию обучения, которая позволила бы каждому школьнику на субъективно сложившемся уровне полноценно усваивать материал и оценивать свои возможности.

Работа с технологическими картами позволяет повысить мотивацию к изучению истории, развить познавательный интерес, по иному вести занятия, управлять учебным процессом, отработать умения и навыки, необходимые для успешного выполнения заданий ЕГЭ.

Приложение.