Действие магнитного поля на проводник с током

Разделы: Физика


Цель урока: учащиеся должны познакомиться с силой Лоренца, усвоить особенности действия магнитного поля на движущийся заряд, научиться использовать правило «левой руки» для определения направления действия силы Лоренца в незнакомой ситуации и объяснять работу кинескопа и электрических генераторов на основе своих знаний о действии магнитного поля на движущийся заряд.

Задачи урока:

Образовательные:

  • Обосновать связь между силой тока в проводниках и силой их взаимодействия. Познакомить учащихся с экспериментальным методом исследования явлений. Продолжить работу по формированию умений работать с рисунками и заданиями учебника.
  • Проконтролировать уровень усвоения основных положений, характеризующих силу Ампера. Сформировать умения применять правило «левой руки».

Воспитательные:

  • Показать, что взаимосвязь силы Ампера и силы Лоренца является примером проявления одного из признаков метода диалектического познания явлений.

Развития мышления:

  • Познакомить с элементами приема обобщений. Проверить уровень самостоятельности мышления школьника и его способностей применять полученные знания в различных жизненных ситуациях.
  • Формировать элементы творческого поиска, умение доказывать и отстаивать свою точку зрения, давать свою оценку изучаемым явлениям.

ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА: Компьютер, мультимедийный проектор, экран, диск «Уроки физики КиМ 10 класс», диск демонстрационные опыты по теме «Магнитное поле», сборник тестов 10 класс.

Ход урока

I. Разминка.

  • Как взаимодействуют проводники с током?
  • Что произойдет, если полосовой магнит распилить пополам?
  • Если на постоянный магнит положить чистый лист бумаги и сверху посыпать железными опилками, как называются линии, созданные ими? Какие они и как направлены?
  • Что собой представляет вектор магнитной индукции?
  • Сформулируйте правило по определению направления вектора магнитной индукции.
  • Записать формулу для определения силы Ампера.
  • Сформулируйте правило «левой руки» для определения силы Ампера.
  • №6 стр. 50 тесты 10 кл.
  • На проводник с током, внесенный в магнитное поле, действует сила Ампера, направленная:

    а) вверх
    б) вниз
    в) вправо
    г) к наблюдателю
    д) от наблюдателя

(использую рисунки и демонстрации урока №27 «Магнитное поле», 10 кл., Виртуальная школа Кирилла и Мефодия)

II. Новый материал:

А) Демонстрирую 16 фрагмент из сборника демонстрационных опытов по теме «Магнитное поле» без звука и предлагаю ученикам ответить на вопросы:

Почему электролит начинает вращаться?

Что произойдет если сменить направление тока, сменить полюс магнита ?

(повторяю эксперимент, включив звук).

Какими частицами образован ток в электролите?

Делаем вывод: чтобы электролит пришел в движение, на него должна действовать сила.

Причем, эта сила должна действовать на двигающиеся частицы, несущие как положительный, так и отрицательный заряд. Эту силу называют силой Лоренца

Б) Вывожу на доске формулу для нахождения силы Лоренца.

В) Направление силы Лоренца для положительно заряженных частиц определяют с помощью правила левой руки. (Найти в учебнике это правило и применить его для определения направления силы Лоренца в случаях в опыте с электролитом.)

Вопросы: Под каким углом к скорости частицы действует сила Лоренца?

Как это направление действия влияет на траекторию движения частицы?

III. Закрепление.

Вопросы для закрепления:

  • На какие заряды способно действовать магнитное поле?
  • Какую силу называют силой Лоренца?
  • Сформулируйте правило «левой руки».
  • №7 страница 50 тесты 10 класс.

IV. Задание на дом:

п. 25 (до стр. 67); мини- проект «Применение силы Лоренца».

V. Самостоятельная работа по теме «Движение частицы в магнитном поле».

(урок №28, 10 класс, из уроков физики Кирилла и Мефодия.)

1 вариант

  • Почему работа силы Лоренца равна 0?
  • Как будет двигаться частица, влетевшая в однородное магнитное поле перпендикулярно линиям индукции с некоторой скоростью?

2 вариант

  • Какое поле называется однородным?
  • Зависит ли радиус движения частицы от отношения заряда данной частицы к ее массе?