Благоприятный морально-психологический климат в коллективе – основа эффективного взаимодействия участников образовательного процесса

Разделы: Администрирование школы, Школьная психологическая служба


Цель: организация взаимодействия педагогического коллектива по формированию благоприятного морально-психологического климата в школе, развитие эмпатии педагога, культуры человеческого общения.

Задачи:

  • Изучение морально-психологического климата в коллективе школы.
  • Изучение методов и приемов по гармонизации взаимоотношений в коллективе.

Участники: учителя

Время проведения: 1 час

Оборудование:

  • Компьютерная презентация (слайды)
  • “Столики” в видеосалоне:

1. Выставка новинок художественной литературы;
2. “Книжки-малышки” “Секреты нашего здоровья”;
3. Выставка “Мир наших увлечений”;
4. Памятки “Простые истины хорошего урока”: “12 “нельзя” учителя”; караоке (песня “Мы выбираем, нас выбирают…”); скрипка.

Звучит стихотворение (на фоне мелодии).

Эпиграф (на доске)

Как христиане, мы должны всю жизнь придерживаться поста, который я бы обозначил так: не есть ближнего своего.
А кто у нас не ест ближнего своего?
Между тем спокойствие души как раз в этом “вегетарианстве”: тогда ведь и ближний, если он не до конца испорчен, не будет есть меня.
Юрий Арбатов, писатель, драматург

Ход мероприятия

Вступление

1. Ознакомление педагогического коллектива с планом проведения семинара, его целью и задачами.
2. Ознакомление педагогического коллектива с понятием “морально-психологический климат”.

– Что какое морально-психологический климат?

Морально-психологический климат – наиболее целостная психологическая характеристика группы, которая связана с особенностями отражения группой отдельных объектов (явлений, процессов), имеющих непосредственное отношение к совместной групповой деятельности.

Основными факторами формирования морально-психологического климата являются следующие:

  • характер производственных отношений того общества, составной частью которого является коллектив;
  • содержание, организация и условия трудовой деятельности;
  • особенности работы органов управления и самоуправления;
  • характер руководства;
  • степень совпадения официальной и неофициальной структуры группы;
  • социально-демографические, психологические, половозрастные особенности группы и т.д.

От состояния морально-психологического климата зависит эффективность групповой деятельности.

Морально-психологический климат в коллективе

Важнейшие признаки благоприятного морально-психологического климата:

  • доверие и высокая требовательность членов группы друг к другу;
    доброжелательная и деловая критика;
  • свободное выражение собственного мнения при обсуждении вопросов, касающихся всего коллектива;
  • отсутствие давления руководителей на подчиненных и признание за ними права принимать значимые для группы решения;
  • достаточная информированность членов коллектива о его задачах и состоянии дел при их выполнении;
  • удовлетворенность принадлежностью к коллективу;
    высокая степень эмоциональной включенности и взаимопомощи в ситуациях, вызывающих состояние фрустрации (обмана, расстройства, разрушения планов) у кого-либо из членов коллектива;
  • принятие на себя ответственности за состояние дел в группе каждым из ее членов и пр.

На сегодняшней встрече мы попытаемся выяснить, каков уровень морально-психологического климата в нашем коллективе, что мы можем сделать для его улучшения.

1. Тест

Посмотрите на экран. Прислушайтесь к себе и выберите тот цвет, который ассоциируется у вас с нашей школой в данный момент.(Демонстрируется плакат с набором цветов: красный, синий, зелёный, чёрный, серый, жёлтый, фиолетовый, коричневый).

Запишите название цвета на листочке. Листочки собираются и обрабатываются психологом.

2. Упражнение “Пингвины”

Цель: развитие умения слушать и слышать другого человека, сопереживать, сочувствовать ему, видеть своих коллег как партнёров и соратников по общему делу.

Содержание:

  1. руки прижаты к телу, ладони отведены в стороны.
  2. Пингвины живут на острове.
  3. Там холодно.
  4. Пингвины хотят согреться.
  5. Все ищут тёплое место.
  6. Найдите тёплое место в лице человека, которого вы сами себе определите.

Объясните свой выбор.

3. Упражнение “Глаза в глаза”

Цель: развитие коммуникативной культуры педагога, эмпатии, умения сопереживать своему коллеге.

Содержание:

  1. По кругу передать добрый взгляд друг другу, мысленно желая добра.
  2. Сидящему рядом человеку высказать добрые слова и пожелания.
  • Что было делать труднее – смотреть на человека или общаться с ним словесно?
  • Можете ли вы представить какого – либо ученика на месте своего коллеги?

4. Изучение методов и приемов по гармонизации взаимоотношений в коллективе

1. Что можно сделать для создания благоприятного морально-психологического климата в коллективе?

Учитесь планировать. Наличие большого количества планов одновременно часто приводит к путанице, забывчивости и чувству, что незаконченные проекты висят над головой. Уделите планам некоторое время, когда это будет возможно, и поработайте над ними до тех пор, когда это будет возможно, и поработайте над ними до тех пор, пока не закончите.

Признавайте и принимайте ограничения. Многие из нас ставят себе совершеннейшие и недостижимые цели. Но человек не может быть совершенным, поэтому часто возникает чувство несостоятельности или несоответствия вне зависимости от того, насколько хорошо мы выполнили что-либо. Ставьте достижимые цели.

Развивайтесь. Иногда необходимо убежать от жизненных проблем и развлечься. Найдите занятие, которое было бы увлекательным и приятным для вас.

Будьте положительной личностью. Избегайте критиковать других. Учитесь хвалить других за те вещи, которые вам в них нравятся. Сосредоточьтесь на положительных качествах окружающих.

Учитесь терпеть и прощать. Нетерпимость к другим приводит к расстройствам и гневу. Попытайтесь действительно понять, что чувствуют другие люди, это поможет вам принять их.

Избегайте ненужной конкуренции. В жизни много очень ситуаций, когда мы не можем избежать конкуренции. Но слишком большое стремление к выигрыванию в слишком многих областях жизни создает напряжение и тревогу, делает человека излишне агрессивным.

Регулярно делайте физические упражнения. Лучше следовать той программе, которая доставляет вам удовольствие.

Учитесь методам расслабления. Желательно под наблюдением специалистов.

Рассказывайте о своих неприятностях. Найдите друга, консультанта, психотерапевта, психолога, с которым вы можете быть откровенны. Это снимет ваше напряжение.

2. Как снять эмоциональное или физическое напряжение у ребенка и взрослого.

Упражнение “ Вверх по радуге”.

Цель: развитие умения релаксировать, снятие тревожных ощущений.

Содержание: участникам предлагается закрыть глаза, сделать глубокий вдох и представить, что вместе с воздухом они взбираются вверх по радуге, а, выдыхая, – съезжают с неё (3 раза). Затем повторяют всё с открытыми глазами (3 раза). Что вы при этом испытывали?

(Просмотр видеокадров о летнем отдыхе из личных архивов учителей)
( Песня “Мы выбираем, нас выбирают…” )

3. Как располагать к себе людей

ОБ УМЕНИИ РАСПОЛАГАТЬ К СЕБЕ ЛЮДЕЙ

  1. Американский психолог, Дейл Карнеги, предлагает несколько советов об умении располагать к себе людей:
  2. Проявляйте искренний интерес и внимание к другим людям. Вникайте во все.
  3. Будьте приветливы, доброжелательны, создавайте благоприятную атмосферу.
  4. Запоминайте имя человека и все, что можно о нем знать (его семейное положение, слабости, хобби и т.д.).
  5. Умейте терпеливо слушать других. Проявляйте внимание и сочувствие при слушании.
  6. Никогда не унижайте человека, даже если он не прав и оказался побежденным в споре.
  7. Дайте человеку почувствовать его значимость, подчеркните его компетентность, поощряйте, применяйте похвалу.
  8. Начинайте с искреннего признания достоинства человека.
  9. Обращая внимание людей на их ошибки, делайте это в косвенной форме.
  10. Прежде чем критиковать другого, скажите о своих собственных ошибках.
  11. Задавайте вопросы вместо того, чтобы отдавать приказания.
  12. Дайте возможность человеку спасти свое лицо.
  13. Хвалите человека за каждый, даже скромный, успех и будьте при этом искренни.
  14. Пользуйтесь поощрением. Сделайте так, чтобы недостатки, которые вы хотите в человеке исправить, выглядели легко исправимыми, а дело, которым вы хотите его увлечь, легко выполнимым.
  15. Делайте так, чтобы людям было приятно исполнять то, что вы хотите.

4. Как по-философски относиться к жизни

13 фраз о жизни: Габриель Гарсиа Маркес

  1. Я люблю тебя не за то, кто ты, а за то, кто я, когда я с тобой.
  2. Ни один человек не заслуживает твоих слез, а те, кто заслуживают, не заставят тебя плакать.
  3. Только потому, что кто-то не любит тебя так, как тебе хочется, не значит, что он не любит тебя всей душой.
  4. Настоящий друг – это тот, кто будет держать тебя за руку и чувствовать твое сердце.
  5. Худший способ скучать по человеку – это быть с ним и понимать, что он никогда не будет твоим.
  6. Никогда не переставай улыбаться, даже когда тебе грустно, кто-то может влюбиться в твою улыбку.
  7. Возможно, в этом мире ты всего лишь человек, но для кого-то ты – весь мир.
  8. Не трать время на человека, который не стремиться провести его с тобой.
  9. Возможно, Бог хочет, чтобы мы встречали не тех людей до того, как встретили того единственного человека. Чтобы, когда это случится, мы были благодарны.
  10. Не плачь, потому что это закончилось. Улыбнись, потому что это было.
  11. Всегда найдутся люди, которые причинят боль. Нужно продолжать верить людям, просто быть чуть осторожнее.
  12. Стань лучше и сам пойми, кто ты, прежде чем встретишь нового человека и будешь надеяться, что он тебя поймет.
  13. Не прилагай столько усилий, все самое лучшее случается неожиданно.

(Исполнение мелодии на скрипке.)

5. Игра “Автомобиль”

Инструкция. Представить наше образовательное учреждение в виде автомобиля. Записать варианты на доске. Совместно выбрать один из вариантов. Предложить каждому представить себя частью автомобиля. Записать предложения на доске. Обсудить варианты. Сделать вывод: “Каждому в нашем коллективе есть достойное место”.

6. Подведение итогов занятия

Рефлексия: оцените занятие двумя словами, но начинающимися на одну и ту же букву.

7. Заключение

Мы попытались на сегодняшней встрече не только изучить морально-психологический климат нашего коллектива, предложить рекомендации по его улучшению, но и создать позитивный настрой для успешного завершения этого учебного года.

Список литературы

  1. Практическая психология для преподавателей. – М.: Информационно-издательский дом “Филинъ”, 1997.
  2. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. – М.: ВЛАДОС, 1995. С. 319-321.
  3. Литвак М.Е. Если хочешь быть счастливым. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000.
  4. Могила О.И. Благоприятный морально-психологический климат в коллективе — основа эффективного взаимодействия участников образовательного процесса.

Приложение 1