Связь имен прилагательных с именами существительными. 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цель: Дать знание о взаимосвязи имен прилагательных с именами существительными.

Задачи:

Образовательные:

  • актуализировать знания учащихся по теме “Имя существительное”, “Имя прилагательное”;
  • дать знание о взаимосвязи имени существительного и зависимого от него имени прилагательного;
  • отрабатывать полученные знания по образцу и в изменённой ситуации;
  • научиться ставить вопрос от имени существительного к зависимому от него имени прилагательного.

Развивающие:

  • развивать познавательный интерес,
  • развивать аналитико-синтетические способности.

Воспитательные:

  • в целях решения задач нравственного воспитания добиваться достижения конечного результата, воспитывать трудолюбие, аккуратность;
  • в целях решения задач эстетического воспитания дать знания о старинной русской игрушке, прививать любовь к декоративно- прикладному творчеству.

Оборудование

  • таблицы;
  • карточки для индивидуальной работы;
  • наглядность по теме словарно- орфографическая работа.

Литература: С.И. Ожегов “Толковый словарь”.

Тип занятий: урок изучения нового материала.

Структура урока русского языка

  1. Организационный момент.
  2. Словарно-орфографическая работа.
  3. Актуализация знаний.
  4. .Мотивация учебной деятельности. Формулирование темы и цели урока.
  5. Изучение нового материала.
  6. Первичное закрепление.
  7. Физкультминутка.
  8. Закрепление изученного.
  9. Подведение итогов. Рефлексия.

Ход урока

Таблица 1

Этапы урока Деятельность
учителя учащихся
1 Организационный момент Приветствие учащихся, создание доброжелательной атмосферы в классе, проверка готовности учащихся к уроку Приветствие учителя, проверка готовности к уроку
2 Словарно- орфографическая работа Введение нового слова в активный словарь детей Знакомство с новым словом, определение лексического значения слова
3 Актуализация знаний Актуализация знаний Применение ранее изученных знаний
4 Целепологание, мотивация. Подбор учебного материала Формулирование предназначенной для изучения темы и цели урока
5 Изучение нового материала Организационная и контрольно - корректирующая функция Формулирование алгоритма действия и вывода
6 Первичное закрепление Объяснение Практическая деятельность
7 Физкультминутка Дидактическое задание по теме урока Выполнение физической нагрузки. Не отвлекаясь от темы урока
8 Закрепление изученного Использование частично- поискового метода Выполнение лексико- орфографических упражнений конструктивного характера
9 Подведение итогов урока. Рефлексия Анализ работы учащихся Оценка собственной деятельности. Рефлексия собственных достижений

Таблица 2

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учеников
1 Организационный момент Приветствие учащихся, создание доброжелательной атмосферы в классе, проверка готовности учащихся к уроку Приветствие учителя, проверка готовности к уроку
2 Словарно-орфографическая работа – Определите словарное слово, с которым мы сегодня познакомимся, и назовите его. – Это слово матрёшка.
– Объясните лексическое значение этого слова:

Что такое матрёшка?

– Какая это игрушка?

Это игрушка. Она деревянная, красивая, состоит из нескольких маленьких кукол.
– Обобщите всё сказанное. – Матрёшка – это деревянная игрушка, состоит из нескольких кукол.
– Сергей Иванович Ожегов в толковом словаре даёт следующее определение:

Матрёшка пустая внутри, деревянная, ярко разрисованная кукла в виде полуовальной фигуры, в которую вставляются другие такие же куклы меньшего размера.

 
– Что можно отметить в написании слова? -Безударная гласная а, парная согласная в корне слова ш.
– Запишите слово с комментированием. – Слово матрёшка: три слога, ударение падает на второй слог, первая гласная а – безударная, непроверяемая, парная согласная ш, проверочное слово - матрёшечка.
3 Актуализация знаний – Определите, какой частью речи является словарное слово. – Имя существительное.
– Что такое имя существительное? – Имя существительное-это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет, отвечает на вопросы кто? что?
– Назовите грамматические признаки имени существительного. – Имена существительные могут быть одушевлённые и неодушевлённые, бывают мужского, женского или среднего рода .Например:…
– Как определить род имени существительного – К именам существительным м.р. можно подставить слова–- он, мой.

Например,…

Ж. р. - она, моя. Например,

С.р. - оно, моё. Например,…

– У каких существительных мы не можем определить род? – У существительных множественного числа.
– О какой части речи говорится в этом стихотворении:

Определяю я предметы.

Они со мной весьма приметны.

Я украшаю вашу речь,

Меня вам надо знать, беречь.

– Об имени прилагательном.
– Что такое имя прилагательное? – Имя прилагательное - самостоятельная часть речи, обозначает признак предмета и отвечает на вопрос какой? какая? какое? какие? Например, …
– Назовите грамматические признаки имён прилагательных. – Изменяются по родам, числам.
– Какую роль играют имена прилагательные в речи? Ответы детей.
4 Целеполагание и мотивация – Я рассказала об истории русской матрёшки иностранному гостю, и после моей беседы он составил такие словосочетания

матрёшка деревянное

мастер знаменитая

дело золотой

(определите часть речи)

1-й столбик - имена существительные, 2-й столбик - имена прилагательные.
– Прочитайте слова парами. Что вы заметили? – Они не связаны.
– Что не хватает именам существительному и прилагательному? – Связи между именем существительным и именем прилагательным.
Запись на доске:

Имя существительное
Имя прилагательное

 
– Сформулируйте тему урока. “Связь имени существительного с именем прилагательным”.
– Сформулируйте цель урока. 1) узнать, как связаны между собой имя существительное и имя прилагательное;

2) научиться устанавливать взаимосвязь;

3) закрепить полученные знания на практике.

5 Изучение нового материала – Приступаем реализации 1-ой задачи:

узнать, как связано имя прилагательное с именем существительным, и составить алгоритм своих действий, по которому нужно работать

 
– Какое слово главное в словосочетании? – Имя существительное.
– Что мы определим у имени существительного? – Определяем род и число.
Алгоритм действий:

1. Определить род и число имени существительного

матрёшка

– Имя существительное, женский род, единственное число.
– Следующий шаг? – Задать вопрос от имени существительного к имени прилагательному.
2. Задать вопрос от имени существительного к имени прилагательному.

Матрёшка -ж .р. ед.ч.(какая?)

 
– Что нужно сделать в соответствии с вопросом?

3. Имя прилагательное должно стоять в том же роде, числе и падеже, что и имя существительное.

Матрёшка –ж .р. ед.ч.(какая?) деревянная (ж.р. ед.ч.)

– Изменить имя прилагательное. Поставить его в том же роде, числе, что и существительное.
– Алгоритм действий составлен. Измените остальные словосочетания соответственно этому алгоритму.

Мастер – м.р. ед.ч. (какой?) знаменитый м.р. ед.ч.

Дело – ср.р. ед.ч. (какое?) интересное ср.р. ед.ч.

Руки мн.ч. (какие?) золотые мн.ч.

Дети объясняют. Учитель записывает на доске, дети в тетради.
-Какая существует связь между именем существительным и именем прилагательным?

– От какого слова зависит род и число имени прилагательного?

– Приведите примеры.

– Дополните пословицу

………руки не знают скуки.

– Имена прилагательные стоят в том же роде и числе, что и имена существительные.
– Подберите имя прилагательное по составленному алгоритму. – Руки – сущ. мн.ч. (какие?) умелые, умные.
6 Физкультминутка – Я сейчас буду называть словосочетания. Если имя прилагательное не согласовано с именем существительным в роде и числе – приседаете, если согласовано – делаете 2 хлопка. Декоративное искусство
мягкий кисть
картинная галерея
быстрые набросок
острый карандаш
акварельное краски
сказочный сюжет
растительный узор
7 Закрепление – От какого слова зависит род и число имени прилагательного? – От имени существительного, с которым оно связано?
– Проверим свой вывод.

Откройте учебник (работа с учебником по теме).

– Подберите имена прилагательные.

Дети читают существительное, ставят вопрос и подбирают имя прилагательное.
– Прочитайте упражнение.

– Чем отличается задание от предыдущего?

– Нужно к именам прилагательным подобрать имена существительные.
– Можно ли ставить вопрос к имени существительному? – Нельзя.
– А как мы должны подобрать имя существительное? – По смыслу. Оно должно иметь тот же род и число, что и имя прилагательное.
…(какой?) – чудесный м.р. ед.ч.
…(какое?) – праздничное ср.р. ед.ч.
…(какая?) – известная ж.р . ед.ч.
…(какие?) – окрестные мн.ч.
 
– Что общего у имён прилагательных?

Работа на карточке.

[Приложение 1]

– Прочитайте предложения, рассмотрите таблицу. (Учитель читает вслух)

– Имена прилагательные с одинаковой орфограммой.
– Какое нужно дать задание в соответствии с темой урока?

(задание для слабых учеников – записать три предложения)

(проверка после выполнения работы)

– Записать предложения по порядку, опираясь на шифр.

– Вставить пропущенные буквы.

– Выделить орфограммы и окончания.

– Определить род и число имени прилагательного.

– Прочитайте полученный текст.

– Назовите орфограммы на согласную букву.

– Кто верно выполнил задание?

 
8 Итог – О чём мы говорили сегодня на уроке? – О связи имени прилагательного с именем существительным.
– В чём выражается связь прилагательного с существительным? – Имя прилагательное стоит в том же роде и числа, что и существительное, от которого оно зависит.
– Кто понял тему урока?

– Как вы оцениваете свою работу на уроке?

Дети поднимают карточки.
9 Домашнее задание – Подобрать к карточкам

1 вариант – имена прилагательные (3–4)

2 вариант – имена существительные(3–4)