Пособие для заботливых родителей "Необычное использование обычных предметов"

Разделы: Работа с дошкольниками, Работа с родителями


Пособие составлено для родителей, которые играют со своими детьми, заинтересованы в их развитии и обучении. Пособие содержит игры и упражнения, подобранные педагогами МДОУ “Детский сад №126” г. Краснодара из опыта работы с детьми раннего возраста (1,5 – 3 года). Данный возраст является сензитивным для развития мелкой моторики, а творческая деятельность позволяет сделать развитие и обучение интересным и результативным – это явилось главным фактором в выборе содержания пособия.

Игры-упражнения для детей раннего возраста на развитие мелкой моторики,   творческой деятельности.

Цель игр и упражнений:

  • развитие мелкой моторики, как фактора стимулирующего развитие речи, мышления, памяти, восприятия, внимания;
  • формирование у детей чувства уверенности в себе и своих силах;
  • развитие межполушарного взаимодействия (кинезиологические упражнения);
  • развитие точности, координации движений;
  • обогащение сенсорного опыта, знакомство с сенсорными эталонами;
  • развитие общей осведомленности;
  • развитие координации зрительного и двигательного анализаторов.
  • развивать творческие способности;
  • развивать аккуратность, дисциплинированность, навыки сотрудничества;
  • развитие психических процессов (речи, мышления, внимания, восприятия, памяти, ощущения);
  • развитие познавательных способностей;

Виды игр и упражнений

Название упражнения

Оборудование

Ход упражнения (Х), и примечания (П).

1 Пальчиковый театр Куклы для пальчикового театра или украшенные перчатки, или напальчники, или персонажи прикрепленные к колечкам…) Х: игра 1 – “Здравствуйте” (с одной игрушкой на каждой руке). Игра 2-“Зарядка” (по 2 игрушки) – наклоны, повороты – синхронное движение пальцев рук. Игра 3. “Танцы” (по несколько игрушек) – разноименные движения пальцев.

П: поэтапное выполнение, с учетом сложности координации движений.

2 Рыбалка Катушки (или палочки), длинные нитки, игрушки-рыбки (морские обитатели). Х: “Возьми маленькую желтую рыбку…” – дети получают игровые пособия – катушки (или палочки), на которые наматываются нитки с привязанной на конце рыбкой. Ребенку необходимо самому размотать и смотать нитку.

П: называются названия рыб, размер, цвет (или спрашиваются у ребенка)

3 Волчок Плоские небольшие крышки, твердые плоские круглые предметы или игрушка волчок Х: “Возьмите игрушку большим и указательным пальцем, сделайте вращательное движение”

П: можно ограничить пространство кольцом для запуска волчка.

4 Копилка Копилки, монеты, зерна фасоли, орехи “Фундук”, емкости с монетами, зернами фасоли, орехами (перемешан-ными в одной емкости для каждого ребенка). Х: дети экспериментальным путем устанавливают предметы, которые помещаются в прорезь копилки.

П: определить на вес: тяжелая или легкая копилка, сравнить с другой, сделать вывод о содержимом копилки– полная и ли пустая, пошуметь ею.

5 Бусы (разновидность игры “шнуров-ка”) пуговицы, деревянные иголки (или проклеенный кончик шнурка), шнурки разного цвета и длины. Х: подражание действию пришивания пуговицы.

П: обратить внимание на величину пуговиц. Цвет шнурка, его длину, количество дырок в пуговице (для первого знакомства брать пуговицы с меньшим количеством дырок).

6 Прищепки Мисочки (по количеству цветов прищепок), веревка или скакалка, прищепки, одежда для кукол (платочки…) Х: снимаем один комплект одежды, складываем прищепки в разные мисочки, дифференцируя по цвету, затем вешаем на веревку другой комплект.

П: для расширения знаний детей можно брать прищепки дополнительных цветов, знакомятся с цветом, закрепляется понятие “Такой же, одинаковый”.

7 Аптека Пипетки, салфетки, губки для сбора воды (если прольется), упаковки из под больших таблеток, палитра с цветной водой. Х: с помощью пипеток нужно наполнить упаковки из под таблеток цветной водой.

П: закрепить понятие цвета, пустой, полный, приучать к аккуратности, использовать салфетки.

8 Художник (игры с крупами) подносы, крупы (гречиха, рис, манная крупа), мелкие игрушки. П: крупа насыпана на поднос в достаточном количестве. Ребенок рисует пальцем по показу взрослого в подносе с крупой.

Х: 1. “Давайте сделаем ровную полянку для зверей” – придавливаем, прихлопываем, разравниваем поверхность.

2. “Сделаем дорогу”-провести зверюшку.

3. “Нарисуем солнышко с глазками…”.

4. “Сделаем горку”-преодолеть горку.

Х 2: то же с другой крупой.

9 Кинезио-логические упражне-ния Пастель, бумага для рисования, цветы и рыбки из разных материалов. Х: рисование двумя руками одновременно, сводя руки вместе и разводя в стороны – “лужок” (зелеными карандашами), “море” (синими карандашами). Украсить рисунки с помощью аппликации цветами или морскими обитателями.

П: можно дорисовывать другие объекты: водоросли, камни, солнце и т.д. – двумя руками одновременно совместно со взрослым.

10 Парало-новые губки Паралоновые губки по 2 каждому. Х: 1. “Прятки” – сжать игрушку, чтобы поместилась в кулачке, раскрыть ладонь, показать, повторить 3 раза.

2. “Щекотка” – утопить пальцы по очереди в игрушке, в другом порядке повторить.

П: определить на ощупь –мягкая, назвать предмет, цвет, форму, размер сравнить.

11 Плоскост-ные игрушки Картинки игрушек из картона или другого плотного материала. Х: кто это? –Рыбки –удерживать на ладони картинку, не роняя, поднять ладошки вверх, опустить вниз, спрятать между ладонями, сделать плавающие движения (обе ладони из стороны в сторону, вверх-вниз). “ку-ку”-раскрыть ладонь, удерживая игрушку основанием ладони, сомкнуть ладони. Тоже самое, но ладони расположены вертикально полу.

П: определить на ощупь форму, назвать предмет, цвет, размер сравнить

12 Игры в песке Емкость с песком или горохом, или фасолью, или кукурузой. Мелкие игрушки (из киндерсюрприза), в зависимости от темы, домик-коробочка, влажные салфетки Х: найдите зверей, спрятавшихся в песке, сложи их в домик-коробочку. Игра в песке, затем исключение лишнего или классификация по какому-либо признаку найденных предметов.
13 Коробочки (камни, пуговицы) Игрушка-рыбка, белка, коробочки, наполненные смесью (из 2-х наполнителей) пуговицами, морскими камнями, орехами, ракушками... П: обязательная демонстрация образца;

-разная величина, цвет, качество наполнения.

Х: рыбка просит найти маленькие овальные камушки, белку угостим большими орехами (грецкие, а не фундук)

П: меняются коробочки и игрушки.

14 Следы (работа пальчиковыми красками) Пальчиковые краски, образец-заготовка следов, влажные салфетки, бумага чистая (4 полоски шириной 3 см, 5 см). Х: прикосновение – двумя пальцами одновременно нарисовать следы зайца по дорожке к морковке.

Х: круговые движения – двумя пальцами одновременно нарисовать следы медведя (лисы) по дорожке.

П: сравнить размер следов и вид.

15 Бусы (работа с красками и пластили-ном) пальчиковые краски, заготовка рисунка, влажные салфетки, бумага чистая; пластилин (заготовка – 2 тонких колбаски), доски для лепки, цветные камушки (крупные бусины, фасоль, ракушки..), подносики для камушков. Х: 1-нарисовать бусы разного цвета с помощью пальчиковых красок на заготовке (нарисованная нитка для бус). 2-а) сравнить нитки (колбаски из пластилина) по длине, сделать из длинной колечко, б) положить на доску, украсить камушками, придавливая пальцем камушек к пластилину на досточке для лепки.

П: закреплять понятия цвета, длины.

16 Покорми зверей (работа с тестом) Игрушки: курочки, заяц, ёж; тесто обычное или для лепки, доски для лепки, влажные салфетки, стеки, тарелочки разной величины и цвета. П: тесто в виде толстых коротких колбасок.

Х 1: “Давайте угостим курочек зернышками. Мы раскатаем длинный колосок и поделим его на мелкие части” – раскатывает между ладонями образец и способом отрывания делит на маленькие части, складывая части в тарелочку.

П: большие части в большую тарелочку для зайчика или ежика.

Х 2: можно разрезать стекой на специальной доске колбаску для кошки, предварительно раскатав.

17 Перинка для мышки Полоски бумажных салфеток (по 3 см), кроватки (маленькие ёмкости), мышка, одеяла для мышек (лоскутки ткани), 4 прямоугольника для построения квадратного домика) Х: сделать перинки, способом отрывания маленьких кусочков от полоски салфетки, заполняя кусочками кроватку (ёмкость размером 5\5 см).

П: уложить мышку спать на перинку, построить домик для мышки из конструктора (квадрат по образцу взрослого).

18 Уточка (сложная апплика-ция) Крупа манная, рисовая в разных ёмкостях, клеевой карандаш, клей ПВА, силуэт уточки, лист бумаги, глаз утки, кисточка для клея, клеёнки, салфетки Х: 1-аппликация – приклеить рисунок-уточку клеевым карандашом, намазывая на клеенке. 2-намазать клеем ПВА кисточкой уточку сверху по частям. 3-посыпать лапы, клюв, крылья рисовой крупой на клей.4– посыпать уточку манной крупой. 5-приклеить глаз.
19 Рыбки (учим ребенка работать с нож-ницами) Силуэт рыбок, полоски разной цветной бумаги длиной 5-6 см, шириной 0,7 см., ножницы, клеевой карандаш, клеёнки, салфетки, подносики для кусочков цв. бумаги Х: 1 – учить детей резать полоски на маленькие части: дать ребенку правильно ножницы, помочь закладывать и продвигать полоску бумаги между лезвиями ножниц (кусочки резать на подносики).2 – намазать клеем рыбку и посыпать кусочки на рыбку. 3 – приложить крепко к рыбке салфетку (пожалеть рыбку, что бы кусочки приклеились) – рыбка с чешуёй.

П: можно украсить по 2 рыбки.