"Слово о полку Игореве" в искусстве

Разделы: Литература, Внеклассная работа


Цель урока:

  1. Раскрыть живую связь “Слова” с литературой XIX-XX веков и другими видами искусства, интегрируя материалы истории, литературы, изобразительного искусства, музыки.
  2. Формировать умения ориентироваться в разных источниках, давать монологические ответы, наблюдать по содержанию текста, сравнивать, оценивать, делать выводы, обобщать, соединять словесные и зрительные образы.
  3. Воспитывать патриотизм, приобщать к произведениям искусства.

Ход урока

I. Слово учителя.

1) Выразительное чтение учителем наизусть на древнерусском языке начала “Слова о полку Игореве”

2) Вновь и вновь услышанные строки “Слова” всегда рождают в человеке глубокие мысли, сильные переживания, будят душу и воображение. И это понятно. “Слово” – юность русской литературы, юность мечтаний, благородных порывов, страстного стремления помочь отчизне, стремления к героическим поступкам. Вот почему оно необыкновенно свежее, как дикий полевой цветок. Диким полевым цветком, “благоухающим, свежим, ярким”, называл “Слово” В.Г. Белинский. И таковым оно остается до сих пор. И поэтому неудивительно, что уже более двух веков “Слово” находится в поле зрения переводчиков, поэтов, художников, композиторов, исследователей и просто читателей.

II. “Слово” в искусстве… работа в группах. Класс делится на три группы, каждая из которых работает над одной из тем:

1-я группа. “Слово…” и живопись;
2-я группа. “Слово…” и музыка;
3-я группа. “Слово…” и литература;

1-я группа. “Слово…” в живописи.

1.1. Сообщение учащегося об авторе ксилографии и его гравюрах.

Владимир Андреевич Фаворский – российский художник-график, монументалист, театральный художник, теоретик искусства, иллюстратор, создатель школы отечественной ксилографии, то есть гравюры на дереве. Он стал виртуозом в этой технике, нарезал более 500 больших гравюр.

Богатый арсенал приёмов, которым владел мастер, способствовал содержательной простоте, ясности, лиризму его произведений. В. Фаворский четырежды иллюстрировал “Слово о полку Игореве”.

Впервые он делает гравюры к этому произведению в 1937 году, продолжил работу после войны, когда “Слово…” зазвучало с новой силой как поэтическое свидетельство славы русского народа. За эти иллюстрации в 1962 году ему была присуждена Ленинская премия.

“Главное достоинство гравюр Фаворского в том, что они органично слиты с книгой, с текстом. Точность и глубина мысли – вот первейшее качество книжной гравюры. Когда человек берёт в руки книгу, он приуготовлен к активной работе мысли. Гравюры Фаворского к “Слову” не отвлекают, а помогают читать.

Люди, живущие на гравюрах, полны человеческих страстей и в лучшем смысле психологичны.

Герои поэмы живут, действуют среди природы, их жизнь находит отклик и в ней.

Как чудесно выражены близость человека к природе, поклонение её силам в сцене “ Природа в иллюстрациях Фаворского небезучастна к судьбе русских людей!

Светлая песнь радости звучит в лугах, полях и лесах родной земли, по которым спешит из плена Игорь.

О гравюрах В.А.Фаворского хочется сказать словами Пушкина: “Какая глубина! Какая смелость и какая стройность.

Сегодня мы можем увидеть несколько из этих гравюр. И сцена за сценой, образ за образом, эпизод за эпизодом представляются перед нами. То это образ Бояна, представленный даже на двух гравюрах, то образ русских воинов и князя Игоря, то образ широкой русской земли, и даже гравюра, на которой изображено затмение солнца и конечно же образ Ярославны.

1.2. Работа с гравюрами Фаворского. Задание: подобрать названия к гравюрам, используя строки из “Слова”.

А) О Баян, о вещий песнотворец,
Соловей времен давно минувших!
Песнь слагал, он, бывало, вещий,
Быстрой векшей по лесу носился,
Серым волком в чистом поле рыскал!
Что орел ширял над облаками!”
Б) Ярославнин слышен голос.
Как безвестная кукушка,
Кличет рано:
“Полечу, мол я кукушкою по Дунаю,
Омочу рукав бобровый я в реке Каяле
быстрой.
Раны я утру на князе, кровь утру на теле
сильном”

1.2. “Слово” в живописи:

Известны иллюстрации к “Слову”, выполненные палехским художником Голиковым.

Палехская миниатюра – народный промысел, развившийся в поселке Палех Ивановской области.

Лаковая миниатюра исполняется темперой на папье-маше. Обычно расписываются шкатулки, ларцы, кубышки, брошки, панно, пепельницы, заколки для галстука, игольницы и т. д.

Типичные сюжеты палехской миниатюры позаимствованы из повседневной жизни, литературных произведений

классиков, > сказок, былин и песен.

Работы обычно выполняются на черном фоне и расписываются золотом.

Отличительными чертами палехской школы являются:

  • миниатюрное (мелочное) многоклеймное письмо;
  • общий мягкий тон письма;
  • многообразие элементов композиции и их живописность;
  • узорчатость письма;
  • разнообразие радужных сияний;
  • вписание гор остроконечными лещадками;
  • деревья с натуральной листвой;
  • удлинённость фигур подобно строгановским;
  • тонкость плави голов и обнажённых частей фигур;
  • пробела́ краской, широкие и светлые, с резкой и очень тонкой белой оживкой, а иногда золотом “в полуперо”;
  • фоны разных тонов (вплоть до золотых).

Палех еще с допетровских времен славился своими иконописцами. Наибольшего расцвета палехское иконописание достигло в XVIII – начале XIX века. Местный стиль сложился под влиянием московской, новгородской, строгановской и ярославской школ. Кроме иконописи, палешане занимались монументальной живописью, участвуя в росписи и реставрации церквей и соборов, в том числе Грановитой палаты Московского Кремля, храмов Троице-Сергиевой лавры, Новодевичьего монастыря.

5 декабря  1924года семь палехских художников И. И. Голиков, И. В. Маркичев, И. М. Баканов, И. И. Зубков, А. И. Зубков, А. В. Котухин, В. В. Котухин объединились в “Артель древней живописи”. Позднее к ним присоединились художники И. П. Вакуров, Д. Н Буторин, Н. М. Зиновьев. Уже в 1925 палехские миниатюры с успехом экспонировались на Всемирной выставке в Париже, среди которых нашло свое воплощение и произведение “Слово…”

Котухин А.А. “Слово о полку Игореве”.

1.3. Благодаря талантливой музыке, её оригинальности, опера “Князь Игорь” занимает одно из первых мест в русской классической музыке. Но опера – это необыкновенный музыкальный жанр. Это жанр, в котором сочетаются театральное действо, музыка и живопись. Известный художник Н. К. Рерих одну из семи тысяч картин назвал “Поход князя Игоря”. Она как нельзя лучше передает смятение, порожденное солнечным затмением.

Н. К. Рерих

“Поход князя Игоря”

 Зловещая, переходящая в синеву желтизна неба. Темный круг с золотым ореолом – затмение. Силуэты ратников с хоругвями, в полном боевом облачении. Справа на коне князь Игорь. Смотрит он на полки, на померкнувшее Солнце, на далекую линию горизонта. Там где-то впереди – вражеские орды. Там ждут его войско грозные испытания. (Н.К.Рерих. Зажигайте сердца, с.126)

На фоне золотисто-жёлтого неба чётко выделяются темные силуэты ратников Игоря. Огненно пламенеют их плащи и щиты. Вся нижняя часть полотна занята сплошной цепью пеших и конных воинов, которые появляются из ворот крепостной стены и исчезают за горизонтом. Над ратью реют хоругви и колышутся длинные пики. Жёлтое небо столь неожиданно и смело выбрано художником для изображения солнечного затмения, переходит выше в густую синеву, на которой ярко горит золотая корона затемненного диска солнца. Чрезвычайно эмоциональный цветовой аккорд из жёлтых, тёмно-синих и красных тонов звучит торжественно, в нем и траур по предрешенным потерям, и утверждение конечной победы. (П.Беликов, В.Князева. Н.Рерих, с.242)

Первое столкновение войск Игоря было удачным. Но радость храбрых русичей преждевременна. Зловещей тучей надвигаются на Игореву дружину силы половцев.

1.4. Второе сражение оказалось кровопролитным. Стойко сражаются воины. Но под натиском многочисленного половецкого войска гибнет дружина, а князь Игорь попадает в плен к кочевникам. Обратим внимание на картину В.М. Васнецова “После битвы Игоря с половцами”.

 

В.М. Васнецов

“После битвы Игоря с половцами”

Что на ней изображено? Мы видим, как, раскинувшись в смертной истоме, рядом лежат и старый, опытный воин, и юноша, впервые изведавший “упоение в бою”. Прямо в сердце угодила ему половецкая стрела, но не успел еще сойти со щеки румянец. И.Е Репин по поводу этой картины писал В.М. Васнецову: “Для меня это [картина В.М. Васнецова] необыкновенно замечательная, новая и глубоко поэтическая вещь…”

1.5. Перед нами – князь Святослав Киевский, умудренный опытом полководец и государственный деятель.

– Как он узнал о поражении Игоря и Всеволода?
– Как он относится к случившемуся?
– “И тогда великий Святослав // Изронил свое златое слово…”. В чем суть его?

Семенов В.И.

“Золотое слово Святослава”

Четырежды “Слово о полку Игореве” иллюстрировал народный художник, лауреат Ленинской премии академик Владимир Андреевич Фаворский. Его гравюра “Золотое слово Святослава” – средоточие идейного смысла всей поэмы. К “золотому слову” Святослава – к его размышлениям о судьбах Руси – присоединяет свой голос создатель поэмы. К кому он обращается? К чему призывает? В чем обвиняет князей? Тема княжеских несогласий закончена. Автор возвращается к повествованию об Игоре. Как бы высоко не поднималась мысль автора – до осмысления судьбы родины, он не может расстаться с читателем, не сообщив ему о судьбе героя своего повествования – Игоря Святославича. Широкая тема сменяется частной, личной.

Мы видим лаконичный рисунок Марии Александровны Рыбниковой.

Тоска, разливаясь по всей русской земле, достигла и Путивля, где с нетерпением ждала возвращения Игоря жена его – Ярославна.

Вот стоит она на стенах древнего путивльского кремля. Взгляд ее устремлен в бесконечную даль. Горестно сжав руки, взывает она к Ветру-Ветрилу, к Днепру Словутичу, к пресветлому солнцу.

Ярославна и упрекает, и заклинает, просит прилелеять к ней горячо любимого ладу.

2-я группа. “ Слово…” в музыке.

2.1. Сообщение об А. П. Бородине.

“Первоклассный химик, которому многим обязана химия…”
“Равно могуч и талантлив как в симфонии, так и в опере, и в романсе”.
“Основатель, охранитель, поборник женских врачебных курсов, опора и друг учащихся”

Так говорили современники, Д.И. Менделеев, В.В. Стасов и первые русские женщины-врачи об одном и том же человеке – об Александре Порфирьевиче Бородине, который был и гениальным композитором, и одним из создателей органической химии, и выдающимся педагогом.

Две страсти владели Бородиным: страсть к химии и страсть к музыке. Химики жаловались, что музыка отвлекает Бородина от науки, а товарищи по искусству сетовали на то, что наука не дает ему заниматься музыкой.

“К несчастью, академическая служба, комитеты и лаборатория… страшно отвлекали Бородина от его великого дела”. (Критик Стасов.)

“Бородин стоял бы еще выше по химии, принес бы еще более пользы науке, если бы музыка не отвлекала его слишком много от химии”. (Менделеев)

И все-таки, как много он сделал! 42 научные работы, ряд впервые полученных химических соединений, могучие симфонии, большое число камерно-инструментальных и фортепианных произведений, романсы и песни, нередко на слова самого Бородина (он был и поэтом!), блестящие статьи о музыке и музыкантах – это неполный список того, что создал Бородин.

Бородин совмещал в себе то, что обычно считается несовместимым. Невольно возникает вопрос: как он мог быть одновременно химиком и композитором? Ведь это такие разные, далекие одна т другой области. Но так ли они далеки, как кажется? Солнце творческого разума освещает дорогу науке и искусству, когда они ищут правду жизни.

Много и научных открытий принадлежит Бородину, и много написано им музыкальных произведений, но самой заветной мечтой Бородина, по его признанию, было написание эпической русской оперы.

2.2. Работа над оперой “Князь Игорь”.

Этой мечте суждено было осуществиться. Сочинение оперы Бородин начал в конце 60-х годов XIX века. Музыкальный критик Стасов предложил ему в качестве сюжета “Слово о полку Игореве”. Это увлекло композитора. Так началась вдохновенная и кропотливая работа композитора над оперой “Князь Игорь”.

Обстоятельность Бородина как ученого сказалась и в подходе к композиторскому творчеству.

Перечень исторических источников – научных и литературных, которые он проработал, прежде чем приступить к созданию оперы, говорит о многом. Здесь и различные переводы “Слова”, и все фундаментальные исследования по истории России. Мало этого – Бородин изучал русские летописи, исследования о половцах, русские народные песни и сказания, песни тюркских народов и многое другое.

Но верность исторической правде не заслонила от Бородина высокую поэзию основного источника, по которому он сам создавал либретто. Литературный памятник и лег в основу оперы “Князь Игорь”.

2.3. Идейное содержание оперы

Как и автор “Слова”, Бородин хотел подчеркнуть, что неудавшийся поход северского князя – только один эпизод многовекового столкновения народов. В этом столкновении на одной стороне землевладельческая Русь, на другой – кочевой Восток. Печенеги, половцы, татары сменяли друг друга, как кочующие волны моря, стремящиеся затопить землю. Это была борьба двух эпох, культуры и варварства, передового и отсталого – та борьба, в которой выковывались и судьбы народов и судьбы людей. Бородин увидел в “Слове” не просто поход одного из русских князей против половецких ханов, а мощное движение целого народа против варварского нашествия.

Опера называется “Князь Игорь”. Но Игорь представлен в ней не как отдельный человек, а как выразитель воли многих тысяч русских людей.

У Бородина образ народа предстает обобщенным, сильным, спокойно-величавым. И в музыке его – не только решимость, сила, но и пленительная красота, которые говорят о физической и духовной мощи, о высокой нравственности русского человека.

2.4. Об образах оперы.

Обращают на себя внимание и лирические образы оперы “Князь Игорь”. Эти образы дополняют героическое начало и являются воплощением высокой духовности, дополняющей физическую красоту и силу русского человека. Центральным образом оперы является образ князя Игоря. Для Игоря быть князем – значит служить русской земле, охранять ее, бороться с ее врагами. Игорь – это воплощение идеи патриотического долга, воплощение чести.

Особенно дорогим композитору был образ Ярославна. Когда он только приступил к работе над оперой, то начал с того, что написал “Сон Ярославны”.

В мировой поэзии немного найдется произведений, где так прекрасно была бы выражена сила любви, более могущественная, чем все силы природы. Бородину удалось создать в музыке то, что автор “Слова” создал в поэзии. В “Плаче Ярославны” до нас доходит живой голос женщины, которой давно уже нет на свете. В нем звучит вековечное горе многих матерей и жён.

Это стон, который не умолкнет до тех пор, пока на всей земле не затихнет навсегда грохот битв.

Звучит отрывок из оперы “Князь Игорь”.

2.5. Декорации Н. Рериха к опере “Князь Игорь”.

Шумный, заслуженный успех выпал на долю Рериха в 1909 году, когда в парижском театре “Шатле” открылся первый “русский сезон”. На суд требовательной французской публики Дягилев вынес достижения отечественного искусства. В зале звучала музыка Мусоргского, Глинки, Чайковского, Бородина. Пели Шаляпин, Смирнов. Танцевали Павлова, Карсавина, Фокин, Нижинский. Декорации и костюмы были выполнены по эскизам Бенуа, Коровина, Рериха.

“Вот это краски! Вот это декорации! Я только что вернулся из России, и у них везде так!” – говорил художник Морис Дени.

Его дружно поддержали другие известные мастера. Жак Бланш восторгался: “Я желал бы бывать в “Шатле” каждый вечер именно ради этих красок, чтобы насыщать ими своё зрение”. В оформлении Рериха шли “Половецкие пляски” из оперы “Князь Игорь” Бородина.Успех Рериха приветствовали и соотечественники. В.Серов писал Николаю Константиновичу: “Поздравляю Вас с успехом Ваших декораций в Париже – они мне очень понравились”. В 1908 – 1909 им написаны эскизы “Путивль”, “Двор Галицкого”, “Терем Ярославны”.

V. “Слово” в литературе.

Сообщение учащегося.

“Слово о полку Игореве” стало живым явлением не только литературы древней, но и новой – XIX–XX веков. Поэты не только переводили, но и использовали его образы в своих произведениях.

Поэтические инкрустации из “Слова” вносили в свою поэзию:

  • А. Радищев (в “Песнях, петых на состязаниях в честь древним славянским божествам”).
  • В. Жуковский (в “Певце во стане русских воинов”), А.С. Пушкин (в поэме “Руслан и Людмила”).
  • К. Рылеев (в стихах “Боян”, “Владимир Святой”, “Рогнеда”).
  • А. Островский (в драме-сказке “Снегурочка”).
  • С удивительным искусством использованы образы “Слова” в стихах о России А. Блока и в произведениях И. Бунина.
  • Образами “Слова” населяет свою повесть “Кровавый узел” Б. Лавренёв.
  • “Слово” звучит в стихах Прокофьева, Тычины, Рыльского, Бажана и многих других.
  • Образы “Слова…” несут в себе удивительную поэтическую силу они использовались поэтами наряду с образами народной поэзии. Внесённые в современную поэзию они помогают ощутить связь времен, извечность патриотических чувств, вечность пейзажей нашей Родины – особенно степных.
  • “Слово” переводили многие художники слова: Жуковский, Майков, Мей, Бальмонт, Заболоцкий.

Выразительное чтение (чтение наизусть) отрывка из стихотворения Л.К. Татьяничевой “Плач Ярославны”.

Итог урока.

Мы совершили с вами путешествие в мир искусства по “Слову о полку Игореве”, но это лишь малая часть. Более чем семь с половиной веков живёт “Слово” полнокровной жизнью, и сила его воздействия не только не ослабевает, но всё возрастает и расширяется.

Такова власть над временем “Слова о полку Игореве”, его живой связи с мировоззрением и творчеством всего народа. Вот почему “Слово”, продолжающее жить в произведениях XIX–XX веков, мы вправе считать произведением не только древней, но и в известной мере и современной литературы.

Оно живо и действенно, заражает поэтической энергией, учит литературному мастерству и любви к родине.

Просмотр фильма с иллюстрациями “Слова”, сопровождающийся исполнением Е. Гудухина “Плач Ярославны” (см. Приложение 1).

Используемая литература.

  1. Д.Лихачёв. “Слово о полку Игореве” – героический пролог русской литературы” – Ленинград, изд. “Художественная литература”, 1967 г.
  2. П.Беликов, В. Князева “Рерих” ЖЗЛ – М.: Белая гвардия, 1973 г.
  3. М.Ильин, Е.Сегал “Александр Порфирьевич Бородин”– М.: Правда,1989 г.
  4. М.Третьякова “Русская музыка 19 века” – М.: Просвещение, 1976 г. “Слово о полку Игореве” в гравюрах В.А.Фаворского – М.: Искусство, 1987 г.