Рейтинг@Mail.ru

Звуки [ф] – [в]. Буквы Ф - В

Разделы: Логопедия, Коррекционная педагогика


Цель занятия:

  • активизировать знания о звуках [ф], [ф'] и [в],[в'], буквами В-Ф;
  • дифференцировать данные звуки в слогах, словах, предложениях.

Задачи:

  • учить выделять звуки [ф], [ф'] и [в], [в'] в речи, сопоставлять по звонкости и глухости, твердости и мягкости;
  • развитие фонематических процессов, навыков звукового анализа.
  • уточнение и активизация словаря;
  • формирование умения подбирать подходящие по смыслу слова для составления словосочетаний, предложений;
  • развитие учебно-познавательную мотивацию, развивать память и логическое мышление;
  • воспитывать познавательный интерес к логопедическим занятиям через использование игровых приёмов;
  • воспитывать уверенность в своих силах.

Оборудование: электронная презентация (Приложение 1), картинки, изображающие лица с разным настроением.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент

– Здравствуйте, дети! Как ваше настроение? Покажите на наших нарисованных лицах, какое у вас настроение.

II. Основная часть

1. Артикуляционная гимнастика

Возьмите зеркала. Сделаем несколько упражнений.
Очень любит наш роток улыбаться. (“Улыбка”)
А подвижный язычок работой заниматься.
Наш язык лопатку сделал раз, два, (“Лопатка”)
А потом забор построил. Красота! (“Заборчик”)
Рядом с новеньким забором – желобок (“Желобок”)
По нему несется воздуха поток (упр-е на выработку возд. струи)
Мясорубку надо делать не спеша (“Мясорубка”)
Физкультура получилась хороша.

2. Повторение ранее пройденного материала

– Повторим звуки и буквы, которые мы изучили.
– На какие две группы делятся все речевые звуки по способу образования?
– Чем гласные звуки отличаются от согласных?
– Назовите, пожалуйста, каждый по гласному звуку, а теперь любой согласный звук.

3. Подготовка к восприятию нового материала. Формулирование темы занятия

– Отгадайте загадки.

Братья маленькие в дом поселились вчетвером.
Пятый брат не согласился, рядом в домик поселился. (Варежка)

Зеленая, кудрявая, в саду однажды летом
Она надела бусинки рубинового цвета. (Вишня)

Захотела река улететь под облака.
Целый день летит, летит,
В небо поднимается,
Но обратно о гранит
В брызги разбивается. (Фонтан)

Звездной ночью меж стволов
Кружит в роще мышелов.
Крючконосый и глазастый,
Потревожив криком тишь, вертит головой ушастой:
– Не шуршит ли в листьях мышь? (Филин)

– Какой первый звук в словах-отгадках?
– Верно, как вы думаете, с какими звуками мы сегодня будем работать?
– Сегодня познакомимся с новыми звуками [в],[в'] и [ф],[ф'], буквами В-Ф, которые обозначают их на письме.

4. Сравнительная характеристика звуков [в], [в'] и [ф], [ф'].

– Произнесите звуки, наблюдая за собой в зеркало. Обратите внимание: при их произношении нижняя губа смыкается с верхними зубами, выдыхаемый воздух проходит через эту щель, звук тянется, при этом в, в произносятся при помощи голоса, а ф, ф без помощи голоса.
– Что общего у этих звуков?
– Чем они отличатся?

5. Дифференциация звуков [ф],[ф'] и [в],[в'] в слогах, словах, словосочетаниях.

  • Знакомство с героями занятия

– Сегодня на занятие пришли герои из сказок. Давайте отгадаем их имена.
– Расставьте буквы по порядку в соответствии с цифрами. Прочитайте слова.

4 5 1 3 2 7 8 6
в о д о р е к с   (Дровосек)

6 5 1 2 4 3
а р ф е о д  (Федора)

– Эти сказочные герои пришли к нам не с пустыми руками. Они принесли много интересных заданий.

  • Тестовые задания.

1) В какой группе картинок все названия со звуком  [в]?

(1. волк, корова, свитер;
2. слива, вагон, трава;
3. лист, вафли, вата;
4.  диван, кресло, кровать)

2) В какой группе картинок все названия со звуком  [ф]?

(1. фонарик, телефон, фотоаппарат;
2. филин, жираф, карандаши;
3. флаг, картофель, портфель;
4.  трава, грибы, шкаф)

3) Какая картинка лишняя?

(1. Конфеты. 2. Весы. 3. Велосипед. 4. Ведро.
1. Фонарик. 2. Портфель. 3. Картофель. 4. Конфеты.)

4) Прочитайте слоги.

ВА-ФА-ВА
ВО-ВО-ФО
ВЫ-ФЫ-ВЫ
ВИ-ВИ-ФИ-ФИ
ВЫ-ФЫ-ФЫ-ВЫ
ФЁ-ВЁ-ВЁ-ФЁ

– Вставьте подходящие буквы В и Ф в слова и распределите их на две части: с буквой В для Дровосека и Ф для Федоры.

Ворона, весна, фиалка, фабрика, сова, телефон, портфель, туфельки, коврик, шкаф, вечер, занавес.

– Федора и Дровосек записали слова, но перепутали буквы В и Ф. Помогите им навести порядок.

Офраг
Кузофок
Шкавы
Вонарь
Форы
Феер
Вокус
Феник
Ифа
Софёнок
Аврика
Солофей

– Запишите слова верно и обозначьте изучаемые звуки в словах.

5) «Расшифруйте» слова.

шка…
бро…
рука…
шар…
вет…ь
ле…
дро…а

– Дровосек принес с собой слова-действия, а Федора – слова-предметы. Составьте словосочетания, подбирая подходящие по смыслу слова. Запишите словосочетания. Выделите буквы В-Ф.

вить
ловить
полоть
махать
наливать
светить
флажок
вода
волк
морковка
гнездо
фонарик

Физминутка

Физминутка для глаз

Подвижная физминутка

Раз – на цыпочки подняться.
Надо всем, друзья, размяться.
2 – нагнулись до земли
И не раз, раза три.
3 – руками помахали.
Наши рученьки устали.
На 4 – руки в боки.
Дружно делаем подскоки.
5 – присели раза два.
6 – за парты нам пора.

5. Дифференциация звуков [ф],[ф,] и [в],[в,] в предложениях

Работа со скороговоркой

Соберите скороговорку по стрелочкам.

(Наш Филат не бывает виноват).

– Закончите предложения, вставьте подходящее слово.

фаза – ваза

На столе стоит … .
Новолуние – это … Луны.

влаги – флаги

На домах развивались … .
На полях достаточно … .

(Объяснение значения слов фаза и влага)

– Дополните предложения словами, подходящими по смыслу. Выделите буквы В-Ф.

В огороде выросла….
В саду у старой яблони сломана….
В зоопарке мы видели красивого …
За нашими розами ухаживает…

павлин
морковь
садовник
ветка

– Составьте предложения.

Вова-флажок
Валя-шарф
Вася-фотоаппарат
Иван-футбол
Вася-фабрика
Витя-фокус.

III. Подведение итогов занятия

– Дровосеку и Федоре пришла пора прощаться с нами. Мы им говорим спасибо за то, что он принес такие интересные задания.
– С какими звуками мы сегодня работали?
– Какими буквами эти звуки обозначаются?
– Что у них общего?
– В чем различия?
– Поднимите карточки с тем настроением, какое у вас стало после этого занятия.
– БЛАГОДАРЮ ЗА РАБОТУ НА УРОКЕ!

Список литературы:

  1. Гайдина Л.И., Обухова Л.А. Логопедические упражнения: Исправление нарушений письменной речи. 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2007.
  2. Ефименкова Л. Н., Мисаренко Г. Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте: Пособие для логопеда. – Москва: Просвещение, 1991.
  3. Мазанова Е.В. Коррекция аграмматической дисграфии. Конспекты занятий для логопеда. – М.: ГНОМ и Д, 2007.
  4. Галкина И.А. Электронные физминутки для глаз («Снеговик»)